Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как создать сеть торговых автоматов. Все о вендинге.


Стандарт передачи даны

EVA-DTS Версия 6.0


1. Введение

Версия 6.0 интернационально известного вендингового стандарта передачи панных, ЕВA-DTS, была издана в апреле 2004. Цель этого описания состоит в том, чтобы дать краткий обзор стандарта и выдвинуть на первый план новые особенности, включенные в Версию 6.0.

2. Краткий экскурс по протоколам

Среди известных протоколов обмена данными можно выделить следующие:

 Executive - Protocol A (MEI Protocol A specification Executive). Был разработан Mars Electronics International (MEI) в начале 1980 года для взаимодействия электронных компонентов торговых автоматов. Управление процессами продаж управлялись через монетоприемник и цены могли храниться в монеприемнике или в машине. Через год развития Протокол распространился на устройства безденежных (cashless) продаж. Спецификация определяет соединительные разъемы между компонентами, электропитание (24 В переменного тока). На основе протокола Executive в Германии был разработан протокол BDV. Этот протокол используют многие итальянские производители (Saeco, Comestero), немецкие (NRI).
BDV
(На основе Executive, для немецкоговорящих стран). Протокол Executive был дополнен спецификацией, предусматривающий единый разъем для электропитания и коммуникаций, и получил название BDV001.
MDB/ICP
(Multi-Drop Bus/Internal Communication Protocol). Был разработан компанией CoinCo в начале 1990 года для Coca-Cola с целью удешевить монетоприемник с выдачей сдачи и перенести управляющие функции из монеприемника в хост-машину. Протокол был доработан NAMA в 1994 г. с целью поддержки использования подобным образом банкнотоприемников и систем безденежной оплаты. Европейская ассоциация EVMMA (Eupean Vending Machine Manufacturers Assotiation) одобрила и расширила проект, назвав его ICP (Internal Communications Protocol). Хотя ICP в основном идентичен MDB, имеются некоторые отличия, касающиеся систем безденежной оплаты. Поэтому в 1998 году MDB и ICP спецификации были совмещены и реализованы как MDB/ICP version 1. Спецификация была поддержана NAMA, EVMMA и EVA. Протокол используют большинство производителей торговых автоматов.
MEI Micromech Specification
Этот протокол первоначально определял связь между монетоприемной частью автомата и системой выдачи сдачи, но потом был расширен для управления различными частями автомата. Его спецификация определяет процесс обмена через последовательный интерфейс информацией платежной системы и автомата, а также параллельный интерфейс от автомата к системе выдачи сдачи. Он разработан для системы с 3 тубами монет, но может быть расширен производителем и для 4 туб. NAMA опубликовала спецификацию протокола с дополнениями для систем безденежных оплат с использованием микросхемы MC500 Credit Interface. Спецификация предусматривает 12 контактный разъем и 110 B электропитания или 15 контактный разъем и 24 B для поддержки четырех туб для выдачи сдачи. Существуют также разновидности этого протокола SIMPLEX IIV/L+, SIMPLEX0, VCCS, HII, используемые в настоящее время мало.
EVA-DTS
(European Vending Association Data Transfer Standard)). Этот стандарт определяет поля контрольных данных и данных управления, а также формат передачи данных от автомата или отдельных его компонент к центру обработки и контролю информации и обратно.
EVA-EMP (Energy Measurement Protocol). Этот протокол определяет форму и метод измерения потребления электроэнергии торговых автоматов.

EVA-CVS (Cashless Vending Specification). Этот протокол регламентирует все процессы, связанные с использованием систем безденежных оплат. Вот некоторые компании, поддерживающие данный протокол: Bianchi Vending spa, Mars Electronics International, Microtronic AG, National Rejectors Inc GmbH, QI Technologies, Thales e-Transactions, Vending Micro Circuits (VMC).
CCTALK.
Еще один протокол обмена информацией между периферийными устройствами торгового автомата. Он предусматривает обен по трем физическим линиям - питание, данные и земля со скростью 9600 бод. Устройства обмениваются между собой в адресном пространстве совместно используя общую информационную шину. Протокол является байт ориентированным и предполагает подключение до 254 ведомых устройств. Он относится к совокупности Открытых стандартов и не требует никаких оплат или регистраций для использования.


Организация операторской компании.

  1. Оптимальное количество торговых автоматов, обслуживаемых одним оператором, составляет от 15 до 20 штук. Исключение составляет ситуация, когда автоматы установлены очень близко друг к другу. Повышение количества автоматов обслуживаемых неизбежно влечет понижение качества. Указанное количество ТА рассчитано исходя из того, что средняя выручка с ТА составляет не менее 18000 руб. Иначе не стоит держать сеть в принципе.
  2. Качество обслуживания целиком зависит от добросовестности оператора. Контролировать оператора волевым усилием сложно, поэтому человек должен быть жестко замотивирован на достижение максимальной эффективности. Замена ленивого оператора на добросовестного и ответственного, может увеличить выручку на 30-40%.
  3. Зарплата оператора должна включать в себя базовую ставку и бонус, исчисляемый как процент от продаж. В нашей компании бонус может достигать размера самой ставки. Кроме того, очень полезны  поощрения в виде премий за увеличение выручки с конкретного ТА, либо с сети в целом. Этим достигаются две цели: во-первых, мотивируется оператор, во-вторых, повышается планка, на которую его (оператора) можно нацеливать.
  4. Желательно, чтобы оператор был старше 30 лет, со средним образованием, семейный. Молодой и с высшим образованием не достигнет необходимой эффективности. Идеальный случай бывший военный.
  5. В качестве транспортных средств мы используем, а\м Рено-Кангу. Выходит гораздо дешевле, чем отечественные автомобили Иж 2117 или аналогичный. День простоя сети (из 10 автоматов) из-за отсутствия обслуживания в связи с поломкой автомобиля, может стоить примерно 1000 $ оборота или 500 $ прибыли.
  6. Мониторинг воровства или жульничества, когда оператор продает через автомат свою продукцию, и в этом случае недостачи денег Вы не увидите, легко производить, сравнивая количество фактически вами проданной продукции и показаний счетчика на автомате. Хорошо замотивированный оператор жульничать не станет, это лучший способ.
  7. Сформировав маршрут для оператора, необходимо его проехать, чтобы иметь представление о реально необходимом времени на обслуживание сети. Средний показатель – 20 минут на автомат.
  8. Ассортимент продукции в ТА желательно подбирать индивидуально к каждой точке, но увлекаться не стоит, - большое разнообразие усложняет работу склада и, замедляет работу оператора, и в итоге снижает выручку. В ассортименте должно быть 2-3 вида сока, разной ценовой категории, шоколад 2-3 видов, печенье и круасаны. Газированные напитки и продукты на основе молока по необходимости.
  9. Для качественной и бесперебойной работы сети необходимо, чтобы операторы наладили контакт на каждой торговой точке с вахтерами, охраной или уборщицами. Они могли бы сообщать о неисправностях ТА или о закончившейся продукции (на мобильный). В идеальном случае даже, имея ключ от ТА, догружать его, если спрос очень большой. Для этого в наших ТА всегда имеется запас самых ходовых товаров,  в нижнем отделении.

http://www.vroperation.ru - все об организации и работе с вендинговыми сетями

http://www.vrservice.ru - подробности о технических особенностях автоматов.

В избранное