Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как создать сеть торговых автоматов. Все о вендинге. Особенности установки автоматов.


Где соломки подстелить?

В литературе, посвященной старту вендингового бизнеса много внимания всегда уделялось выбору оборудования и ингредиентов, вопросам бухгалтерского и налогового учета в вендинге, рассматривались преимущества и недостатки платежных систем. Однако есть одна, сторона в вендинге, которой чаще всего не касаются и предполагается, что нет в ней нет ничего сложного. Но это не так.

Что же это за аспект бизнеса?

Это поиск мест для установки тех замечательных, интеллектуальных машин, которые Вы уже купили, а может быть частично, и поставили на места.

Что такое эффективность автомата? Как установить свои автоматы именно в эффективное место?

Как оценивается эффективность места.

Всем отлично известен расчет затрат при работе с автоматами, который активно используется большинством продавцов вендингового оборудования, и направленный на создание весьма привлекательной картинки – купили автомат, за три месяца вернули свои вложенные средства, а потом 5-10 лет «стрижете купоны». Все просто. На практике часто происходит иное.

Обычно расчеты продавцов автоматов включают в расходную часть только затраты на ингредиенты. В среднем эти затраты составляет на порцию от 2,1 до 4,2 рубля (включая стаканчик и мешалку). Необходимо заметить, что мы опираемся в расчетах на розничную цену ингредиентов Vendin из прайс-листа Группы Вендорус.

Средняя цена на порцию напитка (имеется в виду не только эспрессо, но и каппучино, мокачино, горячий шоколад и т.д.) в автомате 15 рублей.

Предполагая, что среднее количество продаж с автомата в день должно быть не менее 50 порций, получаем доход 15-4,2=10,8 рублей с порции. Таким образом, получается окупаемость менее, чем за год. Реальность разбивает эти иллюзии и может привести к разочарованиям.

Попробуем включить в себестоимость все затраты: ингредиенты, бутилированная вода, затраты электроэнергии на приготовление порции, эксплуатационные расходы, амортизация оборудования, заработная плата персонала, аренда помещения. Средняя себестоимость получается равной 6-8,4 рублям, минимальная чистая прибыль до налогообложения составит 6,6 рублей с порции, 50*6,6*25=8250 рублей в месяц с автомата. За год автомат принесет 99 000 рублей прибыли и окупится за 1,5 года.  Это нижняя граница эффективности.

Задача подбора места установки теперь сводится к достижению количества проданных порций не менее 50 в день.

Где можно продавать больше 50 порций?

Все участники рынка сходятся в едином мнении об эффективных местах установок, это:

  • Учебные заведения – школы, вузы, колледжи
  •  Аэропорты и вокзалы
  •  Крупные торговые и офисные центры.
  • Спортивные сооружения

Предприниматель, решивший заняться вендингом, приходит к продавцу автоматов, выбирает оборудование, платит деньги, естественно желая сэкономить, ждет доставки. Разумно предположив, что время ожидания можно провести, как раз выбирая хорошее место для  размещения вендингов и подписывая договора аренды.

Именно на этом этапе картинка счастливой жизни с вендингом может исказиться в первый раз. Почему-то вдруг выясняется, несмотря на уверения многоопытных продавцов автоматов, и вопреки нормальной логике, что многие ректора вузов не хотят видеть автоматы в корпусах вверенных им учебных заведениях. Директора школ начинают отправлять по административным кругам, к начальникам аэропортов и вокзалов не попасть на прием, торговый центр требует оплату в 100-150 у.е. за место в месяц и это в лучшем случае.

Давайте попробуем классифицировать наши «лакомые места» с точки зрения прав собственности, что имеет важное значение при заключении договора аренды места.

  1. Помещения муниципальной или федеральной собственности, которые находятся в оперативном управлении размещенной в них организации
  2. Помещения в частной собственности или арендованные частными структурами по договору, разрешающему субаренду.

Проще всего договариваться с частными организациями. Если Ваше предложение действительно приносит пользу компании, то Вам легко сдадут квадратный метр площади. Стоимость аренды может варьироваться от некой константы, часто составляющей 1000 рублей в месяц до 10-15% от

Сложно арендовать площадь в помещениях муниципальной собственности, причем по прямому договору. Основная проблема заключается в длительных сроках принятия решения об установке различными инстанциями, даже, если все согласны и рады видеть Ваши автоматы в своем здании. Подписание такого договора может занять время до года, причем договор обычно заключается на 1 год, затем процедура повторяется.

Приходится сталкиваться и с ситуациями, когда руководитель организации категорически не желает видеть никаких автоматов, опасаясь неизвестных проверок, хотя сотрудники и посетители были бы рады пользоваться современным оборудованием. Чаще всего такая ситуация складывается в учебных заведениях.

Как все-таки установить автомат в школе или вузе:

  • Разрабатывать и рассылать коммерческие предложения с четким описанием предлагаемой услуги и выгод от ее использования
  •  Личного знакомства (родства) с конкретным руководителем вуза или иного учреждения. 
  • Получить разрешение и одобрение местных властей. Методы различны и зависят от Вашей близости к оным и их желания реально что-то делать для своих сограждан, понимания удобства вендинга.

Надо четко отдавать себе отчет, что вендинг это полноценный бизнес, и он не будет работать сам по себе. Любой бизнес-процесс требует первоначальной организации, вложения времени и сил, и только после этого Вы начинаете получать отдачу. Не воспринимайте работу с торговыми автоматами, как простую операцию, которая не требует особых навыков и принятия сложных решений.

Ваши умения и навыки вести переговоры, внимательно слушать оппонента и предлагать качественные услуги обязательно принесут успех.

Известно, что в ряде стран, например США, поиск мест установок осуществляют для своих клиентов компании-продавцы оборудования, часто они же и обслуживают автоматы. Владелец же, я бы назвала его инвестором, только получает прибыль (по публикации на портале www.e-vending.ru).

У нас пока аналогичные услуги весьма редки. Группа Вендорус для своих клиентов ищет места установок, стоимость услуги не высока, определенное время на установку тратится, но и степень удовлетворенности покупателей нашей работой также повышается.

Обычно клиент размещает заказ на оборудование, и мы уточняем сроки доставки автоматов, если он покупает машины не со склада. Затем в течение 2-3 недель, пока доставляется из Испании оборудование, наши менеджеры по поиску мест установки предлагают варианты, причем мы учитываем пожелания клиента, как по месту дислокации, так и по виду организации. Затем  клиент едет и утверждает или отказывается от предложенного места. Если место не понравилось, то мы предлагаем следующее. К моменту получения оборудования чаще всего места установок уже готовы и договора подписаны, персонал клиента обучен. Все готово для успешной работы.

Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, могу сказать, что подстелить соломки надо во-первых при поиске мест установок автоматов и не обольщаться внешней простотой задачи, а во-вторых точно считать собственные затраты и не ждать окупаемости через три месяца.

Добавив к нашим рекомендациям и советы по выбору оборудования из предыдущих номеров журнала, Вы обязательно будете успешны. Ваши торговые автоматы будут долго радовать качественными напитками Ваших покупателей, а Вы будете получать достойное вознаграждение за Ваш труд.


В избранное