Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Сделай свой бизнес успешным

  Все выпуски  

Сделай свой бизнес успешным. Искусство презентации. Как мы это делаем?


Что обычно происходит, когда готовится презентация? Аврал. Начальник поручает сотрудникам составить план презентации, подготовить необходимые материалы и оборудование. Сотрудники долго спорят: а что именно хотел сказать начальник, когда заявил о презентации? Может, ему пришла в голову гениальная мысль снять рекламный ролик? А, может, он хочет продемонстрировать всем, какой он хороший руководитель? А, может, он думает о том, что сотрудники работают недостаточно хорошо? В зависимости от того, к какой мысли они пришли, готовится план, который начальнику, конечно же, не нравится. Еще бы! Ведь это не его мысли, не его идеи! Он хотел сказать о другом и совершенно иначе. Он думал не о сотрудниках и не о собственной гениальности, он всего лишь хотел ознакомить как можно более широкую аудиторию с качеством производимого компанией продукта. А план презентации оказался составлен не с упором на качество продукции, а с акцентом на высокое качество работающих в компании специалистов.

В конце концов, за час до презентации, наконец-то, готов план, кое-как склеен доклад. И тут выясняется, что слайды есть, а оборудования для их показа никто никогда не видел. Что не удивительно – исходя из первоначального плана, должны были показывать не слайды, а фильм. Кто-то из сотрудников бежит к знакомым, где когда-то видел «машинку для слайдов». Об интерактивных упражнениях никто и не вспоминает, вычитки доклада не делают – да и когда. Начальник бьется в истерике и грозит уволить всех скопом и каждого в отдельности. Он нервно посматривает на часы и понимает, что аудитория уже собирается, вот-вот нужно поднимать занавес и начинать представление, а тот, кто побежал за «слайдовым агрегатом», застрял где-то в пробке по дороге. Сотрудники прикидывают, где можно найти работу поспокойнее, да чтоб не очень потерять в зарплате. В результате к аудитории выходит издерганный человек, в глазах которого читается единственная мысль: будь что будет! И тут, в качестве последнего добивающего докладчика штриха, оказывается, что на докладчике, конечно же, безупречный деловой костюм, а слушатели его одеты в богемном стиле. Ведь предстоит презентовать оборудование для веб-дизайнеров, а никто не озаботился анализом потенциальной аудитории, да и не до того было.

В презентацию докладчик входит, как входят в ледяную воду: не хочется, противно, а надо. Аудиторию он ненавидит, в каждом видит персонального врага, которого нужно победить. Доклад читает по бумажке, что называется – в стиле свиньи, уткнувшись пятачком в кормушку. Иногда – произнося запланированную докладом шутку – пытается игриво помахивать крючковатым хвостиком. В лучшем случае доклад читается в стиле курицы, то есть – взгляд в текст, взгляд в зал, соответственно подергивая головой. Соловья, который должен услаждать слушателей переливчатыми трелями, нет и в помине.

Не думая даже о «разогреве» аудитории, докладчик сразу берет быка за рога, выпаливая основную мысль. Спрашивается, зачем же все остальное? Ведь главное уже высказано, и остальное время доклада идет пережевывание первой мысли. Аудитория, убедившись, что нового уже ничего не скажет, начинает мирно заниматься своими делами: кто-то вытаскивает бумаги и начинает их просматривать, кто-то разговаривает с симпатичной соседкой. Глаза докладчика затянуты мутной, цыплячьей пленкой. Слайды рассыпаются в самый ответственный момент, вместо кассеты с нужным фильмом в коробке почему-то оказывается рок-концерт, и все время доклада на экране за спиной докладчика пляшут озверелые музыканты в экзотической одежде. Хорошо еще, если беззвучно. А бывает ведь, что прорывается и звуковое сопровождение, и в момент оптимистичного пожелания, что слушатели убедились в несомненном преимуществе предлагаемого им товара перед аналогами, раздается пронзительный стон рок-певца, наводящий на совершенно кладбищенские мысли. Окончив чтение шпаргалки, докладчик обводит аудиторию тоскливым взглядом. «Перейдем к вопросам…», - мямлит он, едва шевеля языком. Люди у нас обычно сочувствующие, убогих и калек не добивают, даже жалеют их, поэтому вопросов может и не быть. Но случается, что в зале оказывается изощренный садист – обычно это представитель конкурирующей фирмы, он и одет соответственно, и успел уже пообщаться с аудиторией до начала презентации, раздать свои визитки и рекламные буклеты, - который начинает задавать каверзные вопросы, ехидненько при этом улыбаясь. А докладчик не может ответить! Меж его ушей бьется одна мысль: «Господи! Да что ж такое? Да я же это знаю! Знал… вот пять минут назад знал… И в докладе этого нет. Бездельники! Ничего поручить нельзя!». А как, спрашивается, он может ответить на вопросы, относящиеся к докладу, который писал совсем не он?

Но, кое-как отмучившись с вопросами, докладчик, пытаясь изобразить радушную улыбку, сообщает о фуршете. Обычно это – самая радостная часть мероприятия. Вот только почему-то считается, что главное на фуршете – наливать больше, кормить лучше, а все остальное сложится само собой. Не складывается. Приглашенные почему-то предпочитают общаться исключительно между собой, активно пьют и неплохо едят, но на наводящие вопросы сотрудников фирмы, проводящей презентацию, отвечают уклончивыми взглядами. А если у них прямо спрашивают: «Вы будете покупать нашу продукцию?» - начинают заводить глаза вверх, как снулая рыба, и говорить о том, что им нужно посоветоваться с руководством, обсудить вопросы со специалистами, и вообще – нельзя ли подать вон ту тарелочку с бутербродами, говорят, икра весьма полезна для здоровья. Когда же фуршет заканчивается, и приглашенные расползаются по домам, все облегченно вздыхают: «Ну, слава Те, Господи! Проехали…».

Нет, не проехали. Застряли посреди дороги. Начальник разбирает с сотрудниками извечные российские вопросы: «Что делать?» и «Кто виноват?». Все, что вынесли слушатели с презентации, это то, что российская водка куда как лучше импортной. Хорошо еще, если после такой презентации будут говорить о том, что фуршет был неплох. Но может и такой радости не случится. Попадется кому-нибудь косточка в рыбном филе, и пиши пропало.

Страшная картина? Как говорил ослик Иа-Иа: душераздирающее зрелище. Но, к сожалению, жизненная правда.

Следует помнить:



Тот, кто готовит доклад, его и читает!



Потому что только в этом случае возможно достигнуть гармонии между мыслью и изложением. Конечно, можно пригласить профессионального чтеца, но это уже совсем другая история. Так что, если вы – не президент страны, пишите свои доклады сами. Другие люди могут подготовить для вас материал, написать основные тезисы, но сам доклад они писать не должны.

Поверьте также в простой факт:



Презентация начинается не в тот момент, когда докладчик выходит к аудитории, она начинается тогда, когда только возникла мысль о ее проведении. Точно так же, как ребенок появляется не в момент родов, а в момент зачатия.



Вы же не передоверяете зачатие собственного ребенка никому, пусть даже самому лучшему специалисту. Вы можете проконсультироваться с врачами, с друзьями, наконец, но уж никак не будете просить доктора-гинеколога или приятеля: «А не могли бы вы… понимаете, у меня совершенно нет времени!». Уж не знаю почему, но на зачатие время находится всегда, а вот на подготовку презентации – очень редко.

Однако, вы все же нашли время и решили, что весь процесс подготовки презентации будет вашим. Вы будете объяснять сотрудникам, что им делать, а не они вам – как быть. С чего же нужно начать?
Об этом мы поговорим в следующий раз.

В избранное