На меня напала мания на списки)))) Я понимаю, что мы не такие крутые, как 37 signals, но, в конце концов, это же мой блог, поэтому я решила поделиться своим собственным опытом. Напоминаю, что примерно 8 месяцев назад мы открыли свою службу доставки еды из ресторанов. В городе, где сейчас меня нет и нет уже давно (6 месяцев из 8ми).
Вот что мы вынесли для себя на текущий момент (выстраданные нервами и деньгами уроки):
Открыть бизнес и заставить его работать ОЧЕНЬ ЛЕГКО. Это, пожалуй, самая легкая часть.
Развить открывшийся и работающий бизнес до безубыточности трудно. Гораздо труднее чем открыть и запустить. Особенно оффлайн бизнес, который ЛОКАЛЕН.
Бизнес не будет расти, если у него не будет с самого начала одного выделенного человека, по сути своей продажника. Который будет развивать бизнес и посвятит этому все свое время и усилия. Просто удивительно, как много от этого зависит. И это никак по другому не работает. Мы испробовали просто все на свете. Замутить бизнес, работая при этом на двух левых работах - МОЖНО. А развить его - нет. И все деньги, которые есть, лучше потратить не на рекламу, а на найм такого человека, если его нет.
Очень часто начинающие предприниматели хватаются за любой заказ, либо бы был кипеш, движение, типа, а потом еще подтянутся клиенты и т.д.. Это не так. Когда Вы начинаете, весело от сложных и убыточных заказов только Вашим работникам. Делайте только дешевые в реализации и прибыльные заказы. Лучше отказаться от чего-то. У Вас будет меньше оборотных средств, но больше рентабельность. А она важна, потому что ее отсутствие высасывает ваши капиталы.
Финансы и бухгалтерия - это ужОс. Гораздо бОльший, чем мы предполагали ранее. Но без контроля над финансами - всему крышка наступает очень быстро.
Если не знаешь, кто будет развивать бизнес и не уверен, что сам этим будешь заниматься полноценно и до упора - НЕ НАЧИНАЙ! Потому что это ДОРОГО!
Бизнес, привязанный к территории - это тоже ужОс. Лично я никогда больше не заведу стартап, привязанный к какой-нибудь локальной территории. Это не только ограничение целевой аудитории, это привязка тебя к определенному месту и проблемы при контроле-передаче.
Вот так)
Конечно, это не так актуально для тех, у кого есть какой-никакой стартовый капитал. Но я напоминаю, что мы то открыли бизнес исключительно на отчислениях из собственных зарплат, без каких-либо кредитов и единовременных вливаний. И думаю, что мы не одни в такой ситуации, так что, надеюсь, кому-нибудь это да пригодится.