Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный бизнес

  Все выпуски  

Эффективный бизнес


Здравствуйте, УВАЖАЕМЫЙ ЧИТАТЕЛЬ!

 

                      Продолжим знакомится с планированием.

 

 Автор: Кучин
Сайт: modern.mbrk.ru

 

           Нужен ли бизнес-план в малом бизнесе? С одной стороны бизнес-план сам по себе требует значительных ресурсов для разработки, анализа и прочих аспектов. С другой стороны, несмотря на то, что бизнес малый, деньги в него все равно вкладываются. И интересно было бы знать, сколько целесообразно вкладывать и целесообразно ли вкладывать в данный бизнес вообще.

Не так давно мне довелось проводить занятия по бизнес-планированию в группе предпринимателей одного из районов нашей республики. Аудитория подобралась разная - от людей с высшим образованием и искушенных в организации бизнесов до начинающих предпринимателей, у которых кроме желания что-то начать, ничего нет. Всю аудиторию можно условно разделить на три категории. Во-первых, это люди, сумевшие организовать свой бизнес, уже чего-то достичь, пройти сквозь огонь, воду и медные трубы.

Преимущественно, они нуждались в некоторой систематизации знаний, кроме того, в мотивацию их участия входило и чувство собственного превосходства над преподавателем: “Мы университетов не кончали, но тоже кое-чего можем”. Вторая категория людей, наиболее интересная с моей точки зрения, как преподавателя, состояла из тех, кто страстно желает заняться бизнесом, имеет свою идею, но не знает, как ее реализовать на практике. Среди таких людей встречались и прожектеры, которых хлебом не корми, только послушай, какие они умные и какие у них замечательные идеи. Однако большинство из них реально смотрит на вещи и подходит с практической сметкой к организации бизнеса, оценивая все варианты и размышляя, как сделать лучше. Третья категория людей состояла из пришедших просто посмотреть и послушать: вдруг что-то полезное расскажут.

Вопросы и, соответственно, интерес слушателей сместились в разные зоны в зависимости от того, какую цель они перед собой ставили. Тем не менее, в конце 40-часового курса, сопровождавшегося тренинговыми упражнениями и индивидуальными консультациями все составили более или менее реальные бизнес-планы. Помогут ли составленные бизнес-планы этим людям в их нелегком труде?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим сначала само понятие бизнес-плана. Если мы говорим о бизнесе с большой буквы, то ответ можно найти в массе литературы по данному вопросу. Тут можно говорить о том, что бизнес-план должен содержать в себе календарный план мероприятий, связанных с реализацией проекта, операционный план, план по маркетингу, план по персоналу, расчет потребности в инвестициях и т.д. Трактовки бизнес-плана могут быть различными, но общее у них одно - это документ, который к тому времени как начинает реализовываться проект, превращается в бюджет, в закон и изменению не подлежит за исключением форс-мажорных обстоятельств. Как правило, бизнес-план рассчитывается с использованием рекурсии - получается какой-то результат, если он не сходится, значит нужно искать скрытые резервы - или на рынке или за счет сокращения издержек, привлечения дополнительных инвестиций. Внесли изменения - посмотрели результат, если он удовлетворяет - так и будем работать, если нет - значит что-то не досмотрели, нужно еще искать резервы. И так до тех пор, пока результат нас не устроит.

В малом бизнесе цель бизнес-плана такая же - он позволяет найти ответы на многие вопросы, связанные с развитием бизнеса. Особенно актуален бизнес-план в начале работы, а также при начинании каких-либо новых проектов. Отличие бизнес-плана для малого бизнеса от выполненного по всем правилам документа состоит в его меньшей формальности, его доступности. К его достоинствам можно отнести низкий уровень затрат на его подготовку. Однако этими же причинами объясняются и его недостатки, главным из которых является его неполная информативность. Тем не менее, как правило, бизнес-план даже составленный в голове предпринимателя приносит существенную пользу при начале бизнеса, в отличие от варианта, когда бизнесом начинают заниматься наобум, не имея четких представлений, в какой последовательности и какие действия необходимо предпринять.

Если говорить о малом бизнесе, то в первую очередь стоит определиться с самым важным вопросом: “Стоит ли заниматься бизнесом вообще?” Казалось бы, нелепая поставка вопроса в статье, посвященной бизнес-планированию. Но это только на первый взгляд, и дальше я постараюсь пояснить свою мысль. Попробуем ответить на вопрос что такое бизнес в современных условиях? Когда я на своих тренингах и семинарах задавал этот вопрос слушателям, то чаще всего получал в ответ утверждения типа: “Бизнес - это способ зарабатывания денег”. Я лично считаю, что бизнес является одной из форм самореализации человека. Естественно, он приносит деньги, но они не являются основной целью бизнеса, они являются инструментом, с помощью которого бизнес работает. А он, в свою очередь является инструментом достижения жизненно важных целей человека.

И если человек решает, что бизнес является именно тем инструментом, который может привести его к желанной цели, то тогда и стоит его организовывать, отсюда и бизнес-план возникает, являясь как бы продолжением его интуитивных размышлений. Следует отметить, что процесс целеполагания, определения жизненно важных целей для каждого конкретного человека является довольно сложным и люди, у которых судьба “не сложилась”, как правило, не имели четких жизненных целей, не ставили их перед собой, никогда не задумывались над вопросом “чего же я действительно хочу?” На некоторых своих тренингах я применяю такие процедуры, после которых люди зачастую сами удивляются тому, насколько просто можно решить большинство проблем, как в личной жизни, так и в бизнесе.

Если у человека его жизненные цели достигаются другим путем (не через бизнес), то тогда ему незачем изводить себя бизнес-планами и другими рутинным вещами. Но если все-таки человек приходит к выводу, что организация бизнеса есть то, без чего невозможно достичь существенных целей, тогда нужно переходить к более реальным вещам, то есть непосредственно к бизнес-планированию. В этом месте в ходе моих тренингов и семинаров обычно слушатели четко делятся на две категории: те, кто раньше не сталкивался с бизнес-планированием, остаются равнодушными к такому плавному переходу к новой теме, а те, кто уже имел какой-то опыт составления бизнес-плана, скептически улыбаются: “ну-ну, давай, чего ты там еще нам расскажешь…”.

Надо отметить, что, как показывает моя личная практика, в малом бизнесе пока еще не очень прижилось понятие бизнес-планирования. Обычно оно ассоциируется с составлением никому не нужных бумаг при необходимости выбить финансирование под какой-либо проект у кредитора, бюджета или еще какого-нибудь инвестора. Если задаваться именно этой целью, то наиболее оптимальным будет примерно такой путь: найти консалтинговую фирму, аффелированную с выбранным источником финансирования, позволить ей делать такой бизнес-план, который устроил бы орган, принимающий решение о финансировании. При этом, естественно, нужно контролировать их действия и внимательно относиться к тем бумагам, которые вам предлагают для подписания.

Другой вариант бизнес-плана - это документ, который позволяет малому предприятию работать и претворять свои планы в жизнь. Это модель будущего бизнеса, и чем более она детализирована (необязательно на бумаге), тем больше реальной пользы от нее можно получить, тем больше будет степень вашей готовности к различным непредвиденным обстоятельствам, которые всегда сопутствуют любому бизнесу, тем быстрее и правильнее вы сможете принять соответствующие решения.

При этом бизнес-план в малом бизнесе не обязательно должен иметь строгую структуру, которую предписывают учебники, изучаемые студентами в вузах. Я на своих семинарах обычно заготавливаю формы для заполнения, но иногда они в ходе описания конкретных проектов переделываются настолько, что от первоначальных форм остается только название. Главное - уловить суть предлагаемого проекта, почувствовать его экономику и выявить возможности для его реализации. Это и есть творческий подход к бизнес-планированию.

Главным звеном в любом бизнес-плане является маркетинг. Это то, от чего следует танцевать, как “от печки”. Существует множество способов (из которых интуиция находится не на последнем месте) изучить спрос на свою продукцию. Необходимо вычислить две основных величины: объем предполагаемых продаж вашей продукции и цены на каждый вид продукции. Излишне напоминать, что эти две величины взаимосвязаны. Обычно мы исходим из принципа: сколько можем произвести, столько и собираемся продать, а потом устанавливаем приемлемую цену на предлагаемый продукт. Это и будет костяком вашего бизнес-плана.

Далее составляется так называемый “организационный план”. Он включает в себя перечень необходимых мероприятий для того, чтобы начать бизнес. Он же, кстати, и позволяет вычислить требуемый объем капиталовложений.

После этого, нужно прикинуть текущие расходы: во-первых, на производство продукта (услуги тоже требуют иногда расходов на их производство), во-вторых, на содержание вашего бизнеса, в том числе и на его продвижение.

Также нужно посмотреть, за счет чего будет происходить финансирование бизнеса. Обычно, источников финансирования бизнес-проектов в малом бизнесе не так уж и много - их всего два: собственные средства (то, что предприниматель готов вложить, чем готов рискнуть) и заемные средства (банковские кредиты, ссуды, одолженные у знакомых и т.д.). Хочется сказать, что у некоторых появляется соблазн взять побольше кредитов и в случае чего их не отдавать. Эта ситуация чревата тяжкими последствиями, которые еще находятся в памяти у некоторых лиц, грешивших подобным способом заработка на заре перестройки.

После этого можно посчитать примерные результаты вашего бизнеса и дать ему оценку. Естественно, эти подсчеты будут носить примерный характер, но вы сможете почувствовать, каким образом цена, издержки и другие факторы влияют на ваш финансовый результат, сможете оптимизировать сроки подготовки вашего бизнеса, выбрать наиболее оптимальную схему финансирования проекта и принять еще множество важных решений для вашего бизнеса. Как правило, люди, проделавшие такие процедуры, приобретают устойчивое видение своего бизнеса, и скептические улыбки, появлявшиеся на некоторых лицах плавно сменяются выражением задумчивости на лице.

Примерно таким образом на наших семинарах рассматривается бизнес-планирование в малом бизнесе. Главное, о чем никогда не стоит забывать, это то, что бизнес-план является не самоцелью, а всего лишь инструментом для оценки и планирования бизнеса, за абстрактными цифрами стоят конкретные люди - ваши клиенты, которыми надо дорожить, которых надо холить и лелеять. Именно они обеспечивают положительную (и отрицательную, кстати, тоже) динамику вашего бизнеса, именно на них основывается база бизнес-плана - маркетинговая информация и именно от них зависит ваш успех.



До следующего выпуска.

 Виктория.


В избранное