Секреты создания и развития бизнеса: Чуть-чуть психологии
В психологии есть принцип ассоциации или принцип похожести.
Например, в рекламе пива перед футбольным матчем вы, конечно же, увидите болельщика, пьющего пиво с друзьями. Работает ассоциация: «он тоже болельщик, а значит свой».
В рекламе спортивного автомобиля вы вряд ли увидите бизнесмена в деловом костюме. Скорее всего, это будет какой-нибудь улыбающийся спортсмен. Снова ассоциация, на этот раз с образом жизни.
В рекламе джипа, скорее всего, будет брутальный мужчина, а в рекламе семейного автомобиля — довольная многодетная семья. Тоже работает ассоциация.
Смысл принципа ассоциации заключается в том, что человек склонен купить у того, кто на него похож. Или у того, на кого он хочет быть похож.
Поэтому, продавец, который не похож, не слишком вызывает доверие.
Вывод достаточно прост: хотите получить больше клиентов — создавайте ассоциации, близкие к портрету вашего целевого клиента.
Другое психологическое правило. «В моем бизнесе такого не случится».
Многие начинающие бизнесмены на этапе стартапа, изучив чужие примеры, почему-то начинают следовать правилу «В моем бизнесе такого случиться не может»:
То есть, сотрудники, берущие откаты, будут только у конкурентов, а не у них.
Падающие в самый ненужный момент сервера будут только у партнеров.
Внезапно поднимающих цену поставщиков у них тоже не будет.
Не будет ни нехватки наличности, ни отказа в кредитах, ни провальных месяцев.
Начинающие бизнесмены предполагают, что раз они изучили подобные истории, случившиеся с другими бизнесменами, это предохранит их от всех напастей. Это мнимая психологическая уверенность, исходящая из того, что раз есть чей-то опыт, то, в крайнем случае, можно этот опыт внимательно изучить и разрулить ситуацию.
Вот только проблема в том, что ситуации в бизнесе при всей внешней схожести почти всегда разные и почти всегда изобилуют множеством второстепенных, но важных обстоятельств. Поэтому чужой опыт зачастую не работает.
Важно это понимать и стараться избежать недооценки потенциальных проблем.