Секреты создания и развития бизнеса: Пара слов о CRM
Каждый, уважающий себя бизнес, особенно в Интернет, должен иметь базу данных клиентов.
База данных — это не просто список действующих электронные адресов
пользователей, их имена и домашние адреса. База данных это еще и вся
сопутствующая клиентам информация — перечень покупок, приложенные
документы, запротоколированная история отношений с клиентом.
Обычно уже это называют CRM — Customer Relationship Management —
Система управления клиентами. Хотя более правильный перевод:
«Управление взаимоотношениями с контрагентами».
Взаимоотношениями — потому что отношения могут быть двухсторонними.
Контрагентами — потому что английское слово «customer» это не только
клиент, это еще ваш поставщик, банк, потенциальный клиент и так далее.
Те компании, которые не ведут такой базы данных, теряют очень много:
∙ не видят портрет целевого клиента
∙ не могут получить элементарную статистику
∙ не могут проанализировать поведение своих клиентов
∙ не регистрируют отношения с клиентом (звонки, встречи, документы) и как следствие сильно понижают клиентоориентированность
Условно говоря, не регистрируя продажи, невозможно получить внятную
аналитику продаж. Это не определение «средней суммы чека», это ответы
на вопросы:
∙ Какие товары или услуги обычно покупает один клиент в месяц?
∙ Порядок покупки товаров/услуг одним клиентом: какой товар Б обычно покупает клиент после покупки товара А?
∙ Какие клиенты звонили нам в прошлом месяце, но так ничего и не купили?
∙ Каких клиентов нам надо уведомить о новом товаре?
И т.д. и т.д.
CRM позволяет ответить на эти и многие многие другие вопросы.
CRM — это основной инструмент маркетолога и менеджера по продажам.
CRM — это базис для повышения качества работы с клиентами, увеличения
продаж (Cross-Sale и Up-sale), а также отличный инструмент повышения
лояльности.
На самом деле, CRM понятие более широкое.
CRM это концепция, согласно которой бизнес ориентирует сам себя не
«на клиента», а «от клиента». Но об этой хитрой фишке мы поговорим в
следующий раз.