Впервые задумавшись о создании своего дела, большинство людей ставят себе ложные цели. Много сказано о целеполагании, но понято куда меньше. Здесь я опишу главную ошибку, которую совершают новички.
Проявляется ошибка в отсутствии прибыли. Совершив, например, в течение года много действий и добившись некоторых результатов, в том числе и финансовых, новичок не видит в бизнесе прибыли. В принципе он таким понятием как прибыль не оперирует.
Недавно на одном из сайтов, посвящённом «упаковыванию» новичков в бизнес-схему его владельца, прочитали отчёт одного из участников франшизной схемы. Отчёт представлял собой декларацию о высоких показателях, достигнутых за отчётный период. Точные числа не помню, но порядок цифр был такой:
Счетов выписано на 600 000 рублей
Счетов оплачено на 520 000 рублей
Расходов на 450 000 рублей
Доход 70 000 рублей – пойдёт на развитие.
Бросились в глаза первая и последняя строчки.
Последняя строка после упоминания в предыдущих об оплаченных счетах и расходах подразумевает, очевидно, прибыль. Но автор текста не использует это понятие. Либо категорией прибыли он не мыслит, либо прибыли на самом деле нет, а число в расходах занижено (и/или не все статьи расходов включены). В обоих случаях мы констатируем фальсификацию успеха.
Первая строка декларирует неуместный показатель: «Выписано счетов на сумму...» - из текста отчёта неясно, уровень эффективности какого процесса демонстрирует этот показатель. В бизнесе сам размер сделки в денежном выражении – будь это сотни тысяч, миллионы или больше - на самом деле ничего не говорит об ее эффективности и прибыльности без дополнительных показателей.
Зато неуместное использование этого показателя говорит о другом: снова фальсификация успеха. Мол, вон как-а-а-я работа проделана – счетов аж на 600 тысяч выписано.
Зачем эти само-фальсификации?
Они приближают новичка к истинной цели его «предпринимательства». К той цели, ради которой он всё начинает и делает.
Весь фокус в том, что во всех своих действиях любой человек всегда проявляет свою максимальную эффективность, на которую только способен. В полном соответствии с поставленной целью. Если цели для дела нет, никто даже пальцем не шевелит.
Это утверждение истинно как для быта, так и для бизнеса.
Главный вопрос – какие цели являются сознательно поставленными, а какие неосознаваемыми.
В приведённом выше примере перед его автором стоит цель достижения «крутых» финансовых показателей. Для этого в отчёте декларируются большие суммы, и этим фальсифицируется успешность достижения этой цели. Но, как ясно из отчёта, по-настоящему крутого финансового показателя, то есть высокой прибыли бизнеса, автор не достигает. Почему?
Потому что его реальная и неосознаваемая цель совсем другая. Он не хочет зарабатывать деньги, хотя был бы и не прочь. Он ХОЧЕТ СТАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ.
Когда человек хочет кем-то стать, а не сделать что-то? Тогда, когда в его голове существует образ, к которому он хотел бы себя причислить, хотел бы стать частью этого образа. В данном случае это образ предпринимателя.
Из чего состоит этот образ? Из деталей, к обладанию которыми стремится новичок. Это и вещевые аксессуары успешного предпринимателя, и «крутые» финансовые показатели, и определённая модель отношения к окружающим вещам, людям, действительности.
Я прочувствовал это на себе. Семь лет назад после первой успешной сделки я потратил большую часть денег на толстую кожаную барсетку. В её наружный карман напоказ сунул толстый сотовый телефон. Потом осознал, что это был сигнал окружающим – смотрите, я крутой :), и за самого себя стало стыдно.
С тех пор при встрече с каждым потенциальным партнёром я смотрю, как он носит сотовый телефон. С увеличением в последнее время числа гаджетов и их активной рекламе стало проще вычислять людей, для которых важнее казаться, а не быть. Управлять, при необходимости, такими людьми значительно проще.
Новичку, который хочет стать предпринимателем, прежде всего, важно обладать деталями вожделенного образа. И лишь на втором, а то и третьем месте - действительная прибыль, которую он извлекает из своего дела. Для того чтобы иметь право считать себя предпринимателем, новичок будет совершать кучу бестолковых движений, с высоты своего «зелёного» опыта полагая, что именно эти движения делают его предпринимателем.
И будет доволен. И будет прав, потому что это - путь роста. Кто ничего не делает, то не совершает ошибок. Пусть даже эти ошибки из-за неосознанности истинных целей. Но тот, кто не совершает ошибок, - не развивается.
К сожалению «зелёными» новичками остаются большинство предпринимателей, которые, однажды начав, продолжают стремиться к образу, а не к прибыли, в извлечении которой и есть суть бизнеса. Достигают этого образа и вкладывают свои силы в его усердное поддержание. Оно конечно ..., окружающие ведь смотрят.