Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология влияния

  Все выпуски  

Психология влияния


ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ

психолог Марина Морозова

ВЫПУСК N3

"ХОЗЯИН и ГОСТЬ"
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОРОГИЕ ПОДПИСЧИКИ!!!

В прошлом выпуске мы говорили с вами о психологических ролях Хозяин и Гость.

Как вы поняли, психологические роли не всегда совпадают с социальными. Так, можно занимать должность руководителя, а иметь психологическую роль Гостя. Можно быть менеджером и «рулить» собственным начальником.

Сегодня мы более подробно рассмотрим роль Гостя. Прежде всего, это определенное психологическое состояние. Гость – это ведомый, он зависит от Хозяина.

Вспомните свое поведение, когда вы приходите в гости. Вы приходите на чужую территорию, где действуют свои правила, свой устав. Вы становитесь гостем уже тогда, когда вас приглашают, говорят с кем и когда прийти, иногда, даже намекают, в какой одежде. Допустим, «Завтра в 6 у нас будет вечеринка в цыганском стиле. Ждем вас вдвоем!».

Вам говорят, куда пройти, где раздеться, где сесть, просят помочь нарезать овощи или расставить тарелки. Правила вежливого тона требуют от вас выполнения всех этих скрытых указаний. А это, действительно, указания.

Согласны? Но вы их «съедаете», так как не замечаете, что вами управляют. Кстати, не каждый хозяин осознает, что управляет гостями.

Потом вы спрашиваете разрешения помыть руки, и вам его, конечно, дают. Чаще всего вас ограничивают в пространстве (залом, гостиной). Представьте себе, что будет, если вы захотите разместиться в спальне хозяев.

И вы ограничены временем. Вы приходите в назначенное время, уходите в конкретный час (часто тогда, когда все начинают расходиться), вам даже блюда на стол подают через определенный срок. Вам говорят, куда сесть и что есть (конечно, предлагается выбор, но ограниченный, то есть ложный).

Для вежливости хозяйка вас спросит: «Горячее подавать?». Но уже в самом этом вопросе заключен ответ, и решать это все равно будет она, вернее, Хозяин. Ведь роль Хозяина может перехватить кто-то из гостей. Это называется перехватом управления (о том, как это делать, мы поговорим в следующих выпусках).

Хозяин направляет беседу, переводит разговор на определенную тему, приглашает всех потанцевать или поиграть в лото (карты, теннис), пойти погулять или посмотреть фильм, послушать музыку. Он организует, а гость организуется. Он, конечно, может найти себе занятие по душе, но тогда он рискует оторваться от компании.

Итак, получается следующая картина.

1.Хозяин управляет, Гость подчиняется.

2.Хозяин приглашает, Гость приходит (для отказа нужна уважительная причина).

3. Хозяин угощает, гость принимает угощение и благодарит.

4. Хозяин задает вопросы, Гость отвечает.

5.Хозяин принимает решения, Гость им следует.

6.Хозяин просит о чем-то, Гость это выполняет.

7.Хозяин разрешает, Гость просит разрешения.

8.Хозяин дает указания, Гость их выполняет.

9.Хозяин отдает распоряжения, Гость им следует.

10.Хозяин устанавливает свои правила, сроки, Гость подчиняется им.

11.Хозяин диктует свои условия, Гость вынужден их принять (Помните поговорку: «В чужой монастырь со своим уставом не ходи»?)

12.Хозяин приказывает, Гость подчиняется.

13.Хозяин слушает, Гость говорит.

14.Хозяин советует и рекомендует, Гость прислушивается.

15.Хозяин подсказывает, Гость благодарит.

16. Хозяин хвалит, Гость слушает.

17. Хозяин критикует, Гость оправдывается.

18. Хозяин организует, Гость организуется.

19. Хозяин предлагает, проявляет инициативу, Гость поддерживает.

Вместо слова «хозяин», вы смело можете подставить «руководитель», вместо «гость» - подчиненный.

Теперь вы понимаете, что следует делать, и что не надо делать, чтобы вести себя как Хозяин (более подробно на примерах мы это будем рассматривать в следующих выпусках нашей рассылки).

Часто мы недооцениваем некоторые методы управления, например, похвалу. Если человек получает право кого-то хвалить, то он автоматически получает право этого человека критиковать. А критика и похвала – «кнут и пряник» - основные приемы управления.

А теперь подумайте, для чего подчиненные хвалят свое руководство.

Теперь ответьте на следующие вопросы:

- Где и в каких ситуациях вы играете роль Гостя?

- Бывают ли случаи, когда вам эта роль выгодна?

- Какая роль вам более комфортна: Хозяина или Гостя?

Некоторым людям более комфортна роль Хозяина, другим – роль Гостя, это зависит от психотипа человека (психотипы мы тоже будем разбирать в этой рассылке).

Но научиться играть роль Хозяина и перехватывать управление может любой человек. Об этом читайте в следующем выпуске.

Если у вас появились вопросы, смело задавайте. Обязательно отвечу.

Успехов вам!

Марина Морозова.


В избранное