И снова переговоры. То, что каждый шаг курса круче предыдущего, и выполняя задания, ученики понимают то, о чем раньше даже не догадывался, я уже писал. Но отчеты учеников демонстрируют это лучше. Привожу отчеты Любови Возжаевой, для того чтобы вы могли увидеть динамику открытий:
«Здравствуй, Сережа!
Отправляю отчет по переговорам. Думала легче мне дастся. Поняла, что у меня проблемы с анализом и рефлексией. Может это проблема счестностью? Хотя в жизни не вру совсем.
Мне легче честно ответить другим, чем себе. Себе я даже вопросов задать не могу... не хочу... Может есть метода? Отчет первого этапа пятого шага шлю. Пойду читать второй. Страшно...
С уважением, Люба Возжаева Комсомольск-на-Амуре»
Далее письмо к отчету второй части шага:
«Еще раз, здравствуй!
Как-то зацепило меня второе. Где-то в сердце кольнуло. Первый признак, что все правильно. Отчет в приложении.
Трудно дался 5 шаг. Не ожидала. Правильно говорят, что труднее переучиваться, чем научиться заново. Шаблоны неотразимости собственного поведения на переговорах и вообще в жизни жутко мешают.
Сережа, спасибо тебе огромное. Будто болезнь в себе обнаружила, которую срочно нужно лечить...
Жду дальнейшей работы над ошибками или 6 шаг.
С уважением, Любовь Возжаева Комсомольск-на-Амуре»
И сам отчет второй части шага:
Задание пятого шага (часть 2)
Здравствуйте Сергей!
Сразу что бросилось в глаза - это разница в понимании переговоров. На самом деле переговоры начинаются со слова "нет"! Ведь если нет отказа, нет и переговоров как таковых, это уже просто продажа. Глубокая мысль на самом деле - ведь я интуитивно
стараюсь избегать слово "нет", а здесь оказываетсячто с этого слова как раз и начинаются переговоры!
Далее все просто собираешь отказы (можно сказать их коллекционируешь - а что это хорошая мысль их именно коллекционировать , ведь они все равно типичны и когда получаешь что то новенькое , то усиливаешь себя, т.к. сокращаешьчисло неизвестных отказов), находишь весомыйаргументипродолжаешь в
том же духе, пока не закончатся у одной изсторон отказы или аргументы.Для меня это был инсайт!
Идти на встречу слову "нет"! Мне это очень понравилось!Из этого определения и вытекает логически что необходимо видеть истинную причину отказа, а не то что называет оппонент. Поэтому то я думаю главное и выходит именно осознание процесса переговоров, видеть истинную реакцию другой стороны и причины этого.
Следующее что я заметил - это то, что я слишком узко понимаю переговоры, ведьэто очень большое понятие- им сопутствуют несколько этапов, от сбора информации до рефлексии и выводов.И каждый из этих этапов важный.
Буду очень стараться работать над этим. Опыта переговоров очень мало, поэтому буду стараться делать как можно больше практики и осознания этого процесса.Как ни странно -я при ведении переговоров не держу в голове ИКР, соглашаюсь на то , что предлагают! Это ты заметил мне Сергей! Теперь я видимо понял почему.
Так же я понял, что вести переговоры реально очень сложно - потому что необходимо думать за двоих, да еще и при этом видеть реальную реакцию и причины отказа собеседника плюс к этому увидеть реальную проблемуклиента, которая может быть и не
озвучена, да еще придумать решение к ней. Не знаю кому как - мне это очень непросто сделать .
Еще момент, который меня поразил - это усугубить то что я боюсь-боюсь что пошлют, значит надо добиться чтобы послали, да не просто а в сугубо жесткой форме!Так же важно для меня стало то, чтоотноситься к переговорам надо
как ктренировкам,и стараться оттачивать каждый из элементов.
Вообще у меня сложилось устойчивое убеждение , что мы затронули только очень малую часть такого процесса как переговоры.Для меня это самыйинтересный и важный шаг из всех, что я делал. Хотя конечно и все остальные шаги конечно то же важные.»
Каждый шаг открывает ученикам что-то новое. В первую очередь в самом себе. Для того чтобы стать предпринимателем нужно изменить себя: начать думать как предприниматель, действовать как предприниматель.