Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовой ЛикБез

  Все выпуски  

Обучение и правовая поддержка руководителя долой ККТ


На сайте Высшего арбитражного суда обнародовано постановление Президиума ВАС РФ, которое может существенно сократить количество штрафов за неприменение контрольно-кассовой техники. Как известно, значительная часть таких штрафов «выписывается» налоговиками, после того, как они проведут проверочную закупку. Однако согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08, проводить такие мероприятие налоговики не имеют права.

Напомним историю конфликта. Выдав себя за покупателя, инспектор барнаульской ИФНС приобрел туристическую путевку. Ни чека, ни бланка отчетности в турфирме ему не дали. Это и стало основанием для штрафа по статье 14.5 КоАП РФ (30 тысяч рублей). Суд первой инстанции с решением инспекции согласился. Однако суд апелляционной инстанции и ФАС Западно-Сибирского округа поддержали компанию. Суды указали, что контрольная закупка попадает под действие закона от 12.08.95 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». В нарушение статьи 13 названного закона оперативно-розыскное мероприятие провели налоговики, которые соответствующими полномочиями не наделены. Поэтому доказательства, свидетельствующие о правонарушении, нельзя считать достоверными. Соответственно, привлечь компанию к ответственности нельзя.

Инспекция с решением арбитров не согласилась и обратилась в ВАС РФ. В определении, которым дело было передано в Президиум ВАС РФ (от 08.05.08 №3125/08), тройка судей указали, что спорное мероприятие не является

оперативно-розыскной деятельности». Инспектор приобрел турпутевку в рамках проверки применения ККТ. А контроль за применением контрольно-кассовой техники возложен на налоговые органы (ст. 7 федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ, ст. 7 закона РФ от 21.03.91 № 943-1, постановление правительства РФ от 30.09.04 № 506). Положения этих норм не содержат для налоговиков прямого запрета на покупку товара (работы, услуги) в целях проведения проверки. Следовательно, инспекция правомерно оштрафовала компанию по статье 14.5 КоАП РФ.

Однако Президиум ВАС РФ с выводами «тройки» не согласился. По сути, члены Президиума повторили выводы ФАС Западно-Сибирского округа. Сотрудником инспекции была проведена проверочная закупка. Она является оперативно-розыскным мероприятием. Налоговые органы проводить такие мероприятия не вправе. А использовать доказательства, полученные с нарушением закона, нельзя (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Президиум также отклонил следующий довод: контроль за применением ККТ возложен на налоговиков законом о применении ККТ, законом о налоговых органах и положением о ФНС России, и данные нормативные акты дают налоговикам право проводить соответствующие проверки. Арбитры указали, что перечисленные документы не определяют методы и порядок проведения таких проверок и полномочия налоговиков при их проведении.

Итогом стало разрешение спора в пользу компании. Президиум ВАС РФ оставил в силе решения апелляционного суда и ФАС Западно-Сибирского округа, отказав инспекции в удовлетворении заявления.

 

Это еще одно поистине судьбоносное для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих наличные денежные расчеты, постановление Президиум ВАС РФ. Судебная коллегия пришла к сенсационному выводу: налоговики не вправе покупать товар (работы, услуги) с целью проверки соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники. Президиум ВАС фактически лишил налоговые органы одного из любимых инструментов проверки - права самостоятельно проводить контрольную закупку с целью удостовериться, выдает ли продавец чек покупателю.

Принимая решение по делу барнаульской компании "Туримпэкс", оштрафованной на 30 тысяч рублей по статье 14.5 КоАП за осуществление продажи туристской путевки без применения контрольно-кассовой техники, судебная коллегия указала, что контрольная закупка допускается как оперативно-розыскное мероприятие. Налоговые органы при проверках выдачи кассовых чеков не могут самостоятельно осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, в том числе и контрольные закупки. Следовательно, при необходимости налоговики должны привлекать правоохранительные структуры.

 

ВАС РФ в очередной раз грудью встал на защиту налогоплательщиков, сделав в одном из своих постановлений поистине сенсационный вывод: налоговики не имеют права делать контрольные закупки в ходе проверок применения кассовых аппаратов организациями и предпринимателями <1>.

Логика ВАС РФ такова. Несмотря на то, что различными нормативными актами налоговые органы наделены правом контролировать применение ККТ <2>, ни в одном из этих документов не определены методы и порядок проведения "кассовых" проверок.

За продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ предприниматель и руководитель организации могут быть оштрафованы на сумму от 3000 до 4000 руб., а сама организация - от 30 000 до 40 000 руб. <3>

В свою очередь, проверочная (контрольная) закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям <4>, проводить которые вправе строго определенный перечень полномочных органов, среди которых милиция, ФСБ, таможенники и т. п., однако налоговых органов в этом перечне нет. От себя добавим, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться для раскрытия либо предупреждения преступлений <5>, а никак не административных правонарушений, к коим относится неприменение ККТ.

Таким образом, если налоговые органы привлекут нарушителя к ответственности за неприменение ККТ, основываясь на результатах произведенной ими проверочной закупки, то это можно оспорить в суде, сославшись на использование налоговиками доказательств, полученных с нарушением закона. А привлечение к ответственности на основе таких доказательств недопустимо <6>.

Собственно, данная логика рассуждений не нова. Налогоплательщики прибегали к ней давно и неоднократно, однако всякий раз их доводы отклонялись окружными судами как несостоятельные (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 15.05.2008 N А72-6501/07-30/117; ФАС Уральского округа от 03.04.2008 N Ф09-2171/08-С1; ФАС Волго-Вятского округа от 05.09.2007 N А82-1586/2007-22; ФАС Московского округа от 27.12.2006 N КА-А41/12416-06).
То есть комментируемое Постановление ВАС РФ примечательно еще и тем, что принято вразрез со сложившейся арбитражной практикой.

Наивно полагать, что после выхода данного Постановления ВАС РФ налоговики прекратят проводить контрольные закупки в ходе "кассовых" проверок. Однако теперь в подобной ситуации можно рекомендовать фирмам и предпринимателям смело идти в суд оспаривать постановления налоговых органов, вооружившись решением ВАС. Шансов на победу теперь много.

 

<1> Постановление ВАС РФ от 02.09.2008 N 3125/08

<2> п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники..."; п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах РФ"; п. 5.1.6 Положения... утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506

<3> статьи 14.5, 2.4 КоАП РФ

<4> п. 4 ст. 6 Федерального закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"

<5> ст. 13, 2 Закона N 144-ФЗ

<6> ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ

 


В избранное