Обучение и правовая поддержка руководителя От ПРЕСС -Предпринимательского Собрания в Санкт-Петербурге
Президенту Российской Федерации Медведеву Дмитрию Анатольевичу
Для связи: 191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 7-9 ООО Международный Центр Предпринимательства и Права «СОИНФОРМ» (21.08. 1989 год создания) www.Soinform.spb.ru
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Мы рады, что наконец-то начал изменяться в сторону здравого смысла, справедливости и логичности Налоговый Кодекс Российской Федерации.
Изменения в законодательстве России о налогах и сборах направлены на поддержку практически всех российских налогоплательщиков в условиях сложной экономической ситуации.
Очевидно, что всеми предпринимателями будут оценены по достоинству изменения, касающиеся в первую очередь:
1) Снижения до 20 процентов ставки налога на прибыль организаций, 2) Либерализации порядка амортизации, 3) Освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость авансовых платежей, 4) Установления особого порядка предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Что касается изменений, предоставляющих субъектам Российской Федерации право снижать до 5 процентов ставку налога, уплачиваемого при применении упрощённой системы налогообложения – вопрос спорный.
Очевидно, что данная ставка касается налогоплательщиков, определенных статьёй 346.12 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно:
Статья 346.12. Налогоплательщики
1. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
2. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей.
(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 117-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации при применении упрощённой системы налогообложения, используемой субъектами малого предпринимательства, существует выбор объекта налогообложения, в том числе:
Статья 346.14. Объекты налогообложения
1. Объектом налогообложения признаются:
доходы;
доходы, уменьшенные на величину расходов.
Согласно выбранному объекту налогообложения определяются налоговые ставки:
Статья 346.20. Налоговые ставки
1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
В первом случае: Статья 346.18. Налоговая база
1. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя.
Со снижением налоговой ставки с 6% до 5% всё понятно, и очевидно снижение налогового бремени в размере: 1) от 60000 до 50000 рублей в год - при выручке организации в 1 млн. рублей 2) от 900000 до 750000 рублей в год - при максимально допустимой для упрощенной системы налогообложения выручке организации в 15 млн. рублей.
Во втором случае: Со снижением налоговой ставки с 15% до 5% снижение налогового бремени не предоставит того результат, на который рассчитано данное снижение.
Более того, существующая система расчета и уплаты налога перекладывает обязанности государственного чиновника на плечи субъекта малого предпринимательства, в связи с тем, что:
Статья 346.18. Налоговая база
2. В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
5. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
6. Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса. (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ)
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога. Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть
перенесены на будущее в соответствии с положениями пункта 7 настоящей статьи.
7. Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения и использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом под убытком
понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 настоящего Кодекса, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса.
Указанный в настоящем пункте убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.
Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Убыток, полученный налогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.
Из вышеизложенного следует вывод:
Предприятие, относящееся к субъекту малого предпринимательства, при получении убытка по результатам года уплачивает два налога – минимальный и расчетный.
Вероятно, законодатель неправомерно установил такой порядок в виде наказания предприятию за убыток, проигнорировав определяемый Конституцией России принцип защиты государством права на реализацию свободы экономической деятельности в соответствии, с которым обязаны выстраиваться законодателями и толковаться исполнителями и судебной властью все законы России. В данном случае снижение налоговой ставки с 15% до 5% не играет существенной роли и не облегчает
налоговое бремя, так как с помощью элементарных расчетов можно сделать вывод о том, что уплачиваемый в течении года нарастающим итогом расчетный налог аннулируется при условии большего значения минимального. Например:
Период
Доходы (руб.)
Расходы (руб.)
Объект налогообложения
Налог по ставке 15% /к оплате (руб.)
Налог по ставке 5% /к оплате (руб.)
I квартал
1 000 000
900 000
100 000
15 000/15000
5 000/5000
полугодие
4 000 000
3800 000
200 000
30 000/15000
10 000/5000
9 месяцев
6 000 000
5400 000
600 000
90000/60000
30000/20000
Год
7 000 000
7 100 000
-100 000
0/ -90000
0/-30000
Минимальный налог = 7 000 000 руб. х1%= 70 000 рублей
Сумма налогов 160 000
Сумма налогов 100 000
Таким образом, оплатив по существующей сейчас ставке - 15% нарастающим итогом налог в размере - 90000 рублей или, по вновь установленной для поддержки предприятия ставке - 5% нарастающим итогом в размере - 30000 рублей, субъект малого предпринимательства вынужден по итогу года, находясь в убытке оплачивать дополнительно 70 000 рублей в качестве минимального налога, не засчитывая ранее уплаченные денежные средства по расчетному налогу в счет уплаты по минимальному налогу.
Такой порядок расчета и уплаты налога по данному виду упрощенной системы налогообложения реализует достаточно странную схему поддержки предприятий во время кризиса, препятствующую развитию предпринимательской деятельности, а не стимулирующую развитие предпринимательства в нашей стране. Так как в случае получения дохода, превышающего 1% от выручки, предприниматель уплачивает меньшую сумму и постепенно по итогам каждого налогового периода, а в случае убытка по итогу периода по существу – облагается двойным штрафным налогом в качестве государственной «поддержки».
Данный подход: 1. Вынуждает предпринимателя заниматься не бизнесом, а регулярным сравнительным подсчетом расчетного и минимального налогов. 2. Ставит предпринимателя, использующего упрощенную систему налогообложения, где в качестве объекта налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов в менее конкурентоспособное
положение по сравнению с иными участниками экономической деятельности.
В связи с вышеизложенным, снижение ставки с 15% до 5% не играет существенной роли и не снижает налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, использующих данную модель «упрощенной» системы налогообложения.
Реальной поддержкой в данной модели упрощенной системы налогообложения может являться порядок, в условиях которого ранее оплаченные денежные средства по расчетному налогу засчитываются в счет окончательного расчета по минимальному налогу, как это было задумано законодателем изначально.
Данный подход в нарушение конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19) опровергается представителями исполнительного органа власти – Федеральной налоговой службы на основании только того, что минимальный и расчетный налоги оплачиваются налогоплательщиками на различные счета с различными кодами классификации бюджета (КБК) для удобства формирования и распределения чиновниками государственного бюджета. (Данный подход также является
достаточно спорным и нелогичным).
Тем не менее, данное возражение противоречит основам конституционного строя, в соответствии с которыми государство обязано признавать, защищать и соблюдать права и свободы человека, а не наоборот.
Более того, следуя принципам аналогии права, аналогии закона, учитывая равенство всех налогоплательщиков, очевидно, что двойное налогообложение является неправомерным обременением предпринимателей, не соответствующим правовым нормам в России.
Подобная деформация принципов права, имеющая место как в налоговом законодательстве, регулирующем экономику, так и в соответствующей правоприменительной практике в финансово-экономической сфере наносит существенный вред развитию предпринимательства и экономической инициативы и активности граждан в России.
С целью поддержки малого бизнеса и в связи с вышеизложенным, просим: 1. Привести порядок уплаты налога для предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения, где в качестве объекта налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов в соответствие с законом и здравым смыслом, тем самым ликвидировав неравноправие
по отношению к другим участникам рынка. 2. Компенсировать снижение налогового бремени активной части населения повышением ставок для люмпен-бизнесменов, которые пассивно сдают в аренду излишки коммерческой недвижимости, являясь очередным оброком и бременем на пути развития экономической предпринимательской деятельности в России, уравняв их, следуя принципу аналогии права, аналогии закона с собственниками жилой недвижимости, оплачивающих налог на излишки жилой площади в большем размере, чем на площадь, используемую
ими для жилья.