Обучение и правовая поддержка руководителя Несколько слов о коррупции
Федеральными законами от 08.03.06 № 40-ФЗ и от 25.07.06 № 125-ФЗ ратифицированы ранее подписанные Россией международные договоры: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. В настоящее время готовится подписание Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию.
Присоединение к указанным конвенциям имеет последствия не только в части международных обязательств России, но и в отношении развития российского законодательства, в котором должны быть закреплены основные положения конвенций. Должна совершенствоваться судебная практика, в том числе в гражданско-правовой сфере.
Все это, с одной стороны, будет способствовать улучшению инвестиционного климата, защите прав физических и юридических лиц, с другой стороны, требует внимания со стороны участников рынка, в связи с определенными правовыми новациями, касающимися, среди прочего, дополнительных оснований для признания сделок недействительными, ареста, конфискации и возврата активов, ответственности юридических лиц.
Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это означает, что положения вступивших в силу Конвенций могут иметь приоритет перед положениями российского законодательства и могут непосредственно использоваться в правоприменительной практике,
в том числе судебной.
Международные антикоррупционные конвенции
08.11.90 была принята Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (ратифицирована Россией Федеральным законом от 28.05.01 № 62-ФЗ), в которой рассматривались как уголовно-правовые, так и гражданско-правовые аспекты международного сотрудничества по борьбе с данным видом преступлений.
В ноябре 1996 г. Комитет Министров Совета Европы принял Программу действий по борьбе с коррупцией. В рамках данной Программы были подготовлены два документа: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.99) и Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.99).
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) 21.11.97 принята Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках.
Многие важные для борьбы с коррупцией положения содержатся в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15.11.00. Данная Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26.04.04 № 26-ФЗ.
31.10.03 принята Конвенция ООН против коррупции, которая является комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности.
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.99
Данная конвенция ратифицирована Россией федеральным законом от 25.07.06 № 125-ФЗ.
Конвенция является базовым документом и призвана сформировать общую уголовно-правовую антикоррупционную политику на международном уровне. Устанавливает обязанность государств закрепить в своем уголовном законодательстве составы таких преступлений, как подкуп государственных должностных лиц, подкуп в частном секторе, злоупотребление влиянием в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, и др., а также установить санкции за их совершение.
Далее эту конвенцию мы будем сокращенно обозначать "Конвенция СЕ УОК 1999".
Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 04.11.99
В настоящее время готовится подписание Россией данной Конвенции.
В преамбуле Конвенции подчеркнуто, что коррупция представляет собой серьезную угрозу верховенству закона, демократии и правам человека, равенству и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает надлежащему и справедливому функционированию рыночной экономики. Отмечены вредные финансовые последствия коррупции для частных лиц, компаний и государств, а также для международных институтов. Указана важность вклада гражданского права в борьбу с коррупцией,
в частности в сфере обеспечения возможности лицам, понесшим ущерб, получить справедливую компенсацию.
Согласно Конвенции, "Каждая Сторона предусматривает в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков" (ст. 1).
Конвенция устанавливает общие правила гражданско-правового и гражданско-процессуального характера в сфере борьбы с коррупцией. Это первый такого рода международный договор о коррупции.
Далее эту конвенцию мы будем сокращенно обозначать "Конвенция СЕ ГПОК 1999".
Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции от 31.10.03
Конвенция ратифицирована Россией федеральным законом от 08.03.06 № 40-ФЗ.
В преамбуле Конвенции выражена озабоченность серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества, что подрывает демократические институты и ценности, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. Отмечены связями между коррупцией и другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств.
Отдельно отмечены случаи коррупции, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов государств, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие этих государств. Выражена убежденность, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества
в области предупреждения коррупции и борьбы с ней.
Выражена также убежденность в том, что необходим всеобъемлющий и многодисциплинарный подход для эффективного предупреждения коррупции и борьбы с ней. Отмечено, что незаконное приобретение личного состояния может нанести серьезный ущерб демократическим институтам, национальной экономике и правопорядку,
Далее эту конвенцию мы будем сокращенно обозначать "Конвенция ООН 2003".
Составы коррупционных преступлений
Конвенции предусматривают следующие составы коррупционных преступлений, на которые распространяются положения конвенций:
подкуп национальных должностных лиц;
подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций;
подкуп в частном секторе;
использование служебного положения в корыстных целях;
злоупотребление влиянием в корыстных целях; отмывание доходов от преступлений;
преступления, касающиеся операций со счетами;
хищение имущества публичным лицом;
незаконное обогащение;
хищение имущества в частном секторе;
участие и покушение на перечисленные выше преступления;
сокрытие.
По отдельным составам конвенции обязывают участников конвенций криминализировать соответствующие деяния в национальном законодательстве, по другим составам - рекомендуют рассмотреть такую возможность.
Многие понятия трактуются конвенциями шире, чем российским законодательством. Подробнее вопрос о том, какие преступления отнесены конвенциями к коррупционным и на которые, соответственно, распространяются положения конвенций, рассмотрен в статье...
Продолжение следует:)))
<<Если ТЫ такой умный, то почему сразу не богатый? И, в конце концов, почему мы не такие гениальные, но чего-то же добились в России?>> (Кто бы еще смог измерить ценность этого чего-то). Все зависит от правил игры, господа, и от того, кто, для кого, для чего и главное каким образом их устанавливает и понимает ли этот кто-то все последствия введения своих правил. Как в плохом вузе - выживает и становится отличником не тот, кто талантливее и умнее, а тот, у кого задница крепче, чтобы высидеть все лекции и дословно вызубрить лекционный (единственный который знаком преподавателю) материал к экзамену. Так что нам не нужны российские Биллы Гейтсы? Мы не заинтересованы развивать экономическую деятельность граждан, их научную, творческую и предпринимательскую инициативу в самых различных областях деятельности в такой богатой разнообразными талантами стране, как Россия? Я говорю - мы, потому что, именно мы избираем тех, кто устанавливает правила игры, при которых - либо все могут развивать свои возможности и способности к труду и получать за это, более чем достойный нас, доход. Либо, имея такие же идеи, как у Билла Гейтса, мы находим себя (находимся) в том самом месте, именуемом в народе пятой точкой или как сейчас его модно называть - апожем. Интересный факт. Население России - около 2.5% всего человечества. В 2004 году мировой объем экспорта высокотехнологичной продукции составлял около 1430 миллиардов долларов. Экспорт из США - 216 млрд., из Гонконга - 161, из Германии- 131, из Японии -124, из Китая - 80, из Финляндии - 10, из России - 3 млрд. (0,002% мирового объема экспорта). (Российская газета от 5 сентября 2006 года). Забавно, но от 60% до 90% в этих странах объема продукции является результатом деятельности малого и среднего бизнеса - это основа экономики любой развитой страны, дающая стране стабильность, в отличие от экономики, основанной на деятельности нескольких монополий. Проанализируем, что произойдет, если уже сегодня не стимулировать процесс активного развития основы любой экономики - малого и среднего предпринимательства, а также создателей иных некоммерческих организаций. И те и другие приносят в экономику России новый, в том числе высокотехнологичный товар (продукции, работы, услуги), который укрепляет российскую валюту и завоевывает авторитет страны в международном сообществе, что немаловажно для развития и укрепления экономики страны. Развитие свободы экономической деятельности в виде создания собственных организаций и индивидуального предпринимательства предоставляет возможность их создателям профессионально, творчески и научно реализоваться, обеспечивая свое содержание без помощи государства, освобождая государственные деньги для более актуальных целей, чем содержание безработных и безынициативных граждан. Почему развитие экономической деятельности именно в сфере малого и среднего бизнеса особенно актуально для России сегодня? Займемся математикой. Вы руководитель города и для решения всех его проблем вам необходимо всего 1000000 условных денежных единиц. В городе плохие условия для малого бизнеса, поэтому в нем работают всего четыре крупных предприятия, которые являются уважаемыми вами монополистами. Такая политика вам больше нравится - цифры налогов крупнее, а работы по приему отчетности и т.п. - меньше. Да и по старой российской традиции приятнее тусоваться с богатенькими Буратинами. Соответственно каждое предприятие уплачивает в среднем не менее 250000 у.д.е. налогов. Затем предположим, что хотя бы одна монополия лопнула, а с ними это бывает частенько. Главный вопрос арифметической задачи: На сколько процентов <<просядет>> городской бюджет? Не главный, но основной вопрос задачи: Как быстро вы сможете восполнить недостающие в бюджете средства? Второстепенный вопрос задачи: Как скоро вас освободят от занимаемой должности? В цивилизованных демократических странах очень быстро. Россия вступила на этот путь и быстро продвигается в этом направлении, пока мешает только сопротивление граждан, которые не интересуются правилами проживания в таких странах.