В Госдуму внесен законопроект, благодаря которому должна упроститься процедура оформления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Сегодня при покупке квартиры или жилого дома процедуру государственной регистрации приходится проходить дважды: сначала регистрируется договор купли-продажи, а затем - переход права собственности от продавца к покупателю.
- Такое "перестраховочное" требование было актуальным в 90-е годы. Законодательство, обеспечивающее правовые условия для гражданского оборота недвижимости, тогда еще только формировалось. И при совершении сделок с жилыми помещениями люди сталкивались с многочисленными случаями мошенничества. В настоящее время система государственной регистрации прав позволяет обеспечить защиту прав граждан
при продаже и покупке жилья. В то же время, сохранившееся требование о регистрации договоров купли-продажи жилых помещений приводит к неопределенности правового положения участников сделки на период после подписания соответствующего договора и до государственной регистрации права. Кроме того, "двойная" регистрация требует от людей "двойных" затрат - и времени при стоянии в очередях, и денег, особенно если для ускорения процесса приходится прибегать к услугам посредников-коммерсантов.
Поэтому законопроект предлагает исключить требование о государственной регистрации договоров купли-продажи жилья, сохранив одновременно действующие требования о государственной регистрации перехода прав на любой объект недвижимости, в том числе жилого назначения. Таким образом, новый законопроект, снимет "излишний административный барьер для гражданского оборота жилой недвижимости".
Вторая поправка, прописанная в законопроекте, касается времени ожидания, когда уже все необходимые документы собраны и сданы в регистрационную палату. "Излишне продолжительные сроки государственной регистрации - это хорошая почва для проявлений коррупции. К тому же существенно ограничивается гражданский оборот недвижимости".
Поэтому законопроект предлагает сократить срок госрегистрации прав граждан на объекты бытового назначения до 10 рабочих дней, а общий срок для всех иных случаев государственной регистрации до 15 рабочих дней. Что касается отмены "двойной" регистрации, тут законодатель движется в правильном направлении. Существующий "двойной" порядок, мягко говоря, вызывал недоумение у риелторов и
к тому же создавал дополнительные сложности при проведении сделок с недвижимостью. Хорошо, что законодатели последовали пожеланиям участников рынка недвижимости. Второе предложение - сокращении сроков регистрации, надо понимать, что это отнюдь не механическая процедура. На практике нередки случаи, когда регистраторы, проверяя поданные документы, вылавливают и ненамеренные ошибки, и попытки мошенничества. Поэтому, правильнее было бы разрешить регистраторам сокращать сроки, но оставить и возможность временного
"люфта" для скрупулезной проверки, если в том возникнет необходимость.
И, наконец, самое главное. Помимо "косметической" шлифовки законодательства нужно работать и над реально существующими весьма серьезными проблемами. По нашим данным, сегодня порядка 80 процентов сделок на рынке оформляются с указанием заниженной стоимости недвижимости. К этому подталкивает действующая система налогообложения. В результате большинство сделок непрозрачны. Государство сегодня практически не защищает права добросовестного приобретателя. Известны многочисленные случаи, когда
продавец оспаривал правомочность совершенной сделки, через суд добивался расторжения договора купли-продажи. И в результате добросовестный приобретатель терял и жилье, и деньги. При этом ответственности не нес никто - ни риелтор, ни нотариус, ни государственный регистратор. Такая ситуация не способствует стабильной работе рынка, что создает дополнительные препятствия при выполнении национального проекта по доступному жилью.
<<Если ТЫ такой умный, то почему сразу не богатый? И, в конце концов, почему мы не такие гениальные, но чего-то же добились в России?>> (Кто бы еще смог измерить ценность этого чего-то). Все зависит от правил игры, господа, и от того, кто, для кого, для чего и главное каким образом их устанавливает и понимает ли этот кто-то все последствия введения своих правил. Как в плохом вузе - выживает и становится отличником не тот, кто талантливее и умнее, а тот, у кого задница крепче, чтобы высидеть все лекции и дословно вызубрить лекционный (единственный который знаком преподавателю) материал к экзамену. Так что нам не нужны российские Биллы Гейтсы? Мы не заинтересованы развивать экономическую деятельность граждан, их научную, творческую и предпринимательскую инициативу в самых различных областях деятельности в такой богатой разнообразными талантами стране, как Россия? Я говорю - мы, потому что, именно мы избираем тех, кто устанавливает правила игры, при которых - либо все могут развивать свои возможности и способности к труду и получать за это, более чем достойный нас, доход. Либо, имея такие же идеи, как у Билла Гейтса, мы находим себя (находимся) в том самом месте, именуемом в народе пятой точкой или как сейчас его модно называть - апожем. Интересный факт. Население России - около 2.5% всего человечества. В 2004 году мировой объем экспорта высокотехнологичной продукции составлял около 1430 миллиардов долларов. Экспорт из США - 216 млрд., из Гонконга - 161, из Германии- 131, из Японии -124, из Китая - 80, из Финляндии - 10, из России - 3 млрд. (0,002% мирового объема экспорта). (Российская газета от 5 сентября 2006 года). Забавно, но от 60% до 90% в этих странах объема продукции является результатом деятельности малого и среднего бизнеса - это основа экономики любой развитой страны, дающая стране стабильность, в отличие от экономики, основанной на деятельности нескольких монополий. Проанализируем, что произойдет, если уже сегодня не стимулировать процесс активного развития основы любой экономики - малого и среднего предпринимательства, а также создателей иных некоммерческих организаций. И те и другие приносят в экономику России новый, в том числе высокотехнологичный товар (продукции, работы, услуги), который укрепляет российскую валюту и завоевывает авторитет страны в международном сообществе, что немаловажно для развития и укрепления экономики страны. Развитие свободы экономической деятельности в виде создания собственных организаций и индивидуального предпринимательства предоставляет возможность их создателям профессионально, творчески и научно реализоваться, обеспечивая свое содержание без помощи государства, освобождая государственные деньги для более актуальных целей, чем содержание безработных и безынициативных граждан. Почему развитие экономической деятельности именно в сфере малого и среднего бизнеса особенно актуально для России сегодня? Займемся математикой. Вы руководитель города и для решения всех его проблем вам необходимо всего 1000000 условных денежных единиц. В городе плохие условия для малого бизнеса, поэтому в нем работают всего четыре крупных предприятия, которые являются уважаемыми вами монополистами. Такая политика вам больше нравится - цифры налогов крупнее, а работы по приему отчетности и т.п. - меньше. Да и по старой российской традиции приятнее тусоваться с богатенькими Буратинами. Соответственно каждое предприятие уплачивает в среднем не менее 250000 у.д.е. налогов. Затем предположим, что хотя бы одна монополия лопнула, а с ними это бывает частенько. Главный вопрос арифметической задачи: На сколько процентов <<просядет>> городской бюджет? Не главный, но основной вопрос задачи: Как быстро вы сможете восполнить недостающие в бюджете средства? Второстепенный вопрос задачи: Как скоро вас освободят от занимаемой должности? В цивилизованных демократических странах очень быстро. Россия вступила на этот путь и быстро продвигается в этом направлении, пока мешает только сопротивление граждан, которые не интересуются правилами проживания в таких странах.