Понятные бизнес-технологии в практике применения napyc.com Грабли практики реализации Процессного Подхода
Добрый день, уважаемые читатели!
Тема этой публикации возникла в процессе подготовки тренинга "Просто о процессном подходе".
Уже более 5 лет я занимаюсь реализацией процессного подхода в применении к регламентации деятельности различных организаций, в разработке и внедрении СМК по ГОСТ Р ИСО 9001, в подготовке франчайзинговых пакетов.
Процессный подход является мощным инструментом, помогающим решать перечисленные задачи эффективно и быстро.
В то же самое время я постоянно сталкиваюсь с тем, что широкому применению этого инструмента мешают сложившиеся стереотипы сложности, незнание простых технологий и уверенность в том, что это под силу только избранным и посвященным.
Этой публикацией я постараюсь развенчать устойчивые мифы и заблуждения о процессном подходе.
Итак, первая тема:
10 критических проблем в реализации процессного подхода
Исследования показываю, что около 80% компаний сегодня хотят внедрить процессный подход или его элементы. Довести начатое до конца мешают типичные повторяющиеся у всех проблемы. Перечислим всего 10 из них (включая, так сказать, но не ограничиваясь).
Вот эти критические проблемы с небольшими комментариями:
Терминология
До сих пор не утихают споры о том, что вообще считать процессом. Определение процесса из ГОСТ Р ИСО 9000 не устраивает многих специалистов. Это приводит к различию подходов к выделению бизнес-процессов и их классификации. А если уж специалисты не могут договориться о терминах, что уж говорить о практиках, решившихся на внедрение элементов процессного подхода.
Мне довелось проходить обучение по СМК в одной уважаемой организации. Это нужно было исключительно для получения удостоверения, так как ничего нового я там не узнал. Так вот даму-преподавателя, объясняющую процессный подход, я легко мог бы "утопить" всего несколькими вопросами о том, что такое процесс, функция и операция.
Делать этого я не стал, а вместо этого на перемене минут за 15 объяснил все это остальным слушателям, у которых, наконец, прояснились эти термины. Без этого объяснения они вряд ли смогли бы даже подступиться к описанию процессов у себя на заводах, так как кроме путаницы и каши в голове после нескольких лекций у них ничего не было.
Теоретический отрыв от практики
Вторая проблема вытекает из первой: очень много теории во всевозможных публикациях и совершенно нет примеров практики успешной реализации. Создается ощущение, что вся существующая по теме информация рождена головами исследователей, ни проработавших на реальных предприятиях ни дня.
Отсюда то, что 80% предприятий, имеющих Сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001, имеют не работающую систему управления, а всего лишь полку с неработающей документацией для предъявления проверяющим органам.
Формализация существующего беспорядка вместо упорядочивания
Во многом это связано с нежеланием сотрудников всех уровней менять сложившиеся традиции и устои организации, боязнью перемен или дополнительных расходов.
Неготовность высшего руководства к изменениям
То есть на словах декларируется желание улучшений, а на практике "жаба дущит" при выделении ресурсов, да еще желание сквозит, чтобы "как-нибудь так" все само сделалось. Ведь предприятие работает, деньги приносит, а тут можно и сломать что-то ненароком.
Сотрудники это чувствуют и ... еще больше сопротивляются изменениям, не желают элементарно думать о том, и уж никак не мотивируются на освоение технологии описания процессов.
Все заняты текучкой, времени на описание процессов нет
Что тут можно сказать? Нет времени на упорядочивание из-за беспорядка в работе. Без наведения этого порядка с развитием бизнеса занятость занятых будет только повышаться, а эффективность этой вечной суеты снижаться. Что и можно видеть на почти любом предприятии, где все руководители заняты постоянным "тушением пожаров" вместо стратегии развития.
Сложность изменения немалого объема документации с изменением бизнес-процессов
Одна мысль о необходимости внесения изменений в документации, рожденную в долгих муках, отбивает напрочь желание делать эти самые изменения.
Необходимость специальных программ для описания процессов
Вроде существуют "волшебные" программы класса workflow, купив которые можно все автоматизировать и предыдущую проблему решить. Да вот только и с ними "засада" получается: стоят дорого, а работать с ними и с документацией (моделями), ими рожденными, могут 1-2 человека в организации. Опять деньги на ветер?
Руководители при описании процессов не согласовывают их между собой
Получается, что опять при описании хотели как лучше, а получилось:
"Забыли" при описании какой-то из подпроцессов
Сплошь и рядом встречаются сотрудники, занимающие по документам одну должность, фактически исполняющие другую, да еще при этом непонятно кому подчиняющиеся.
Вроде все задокументировали и внедрили, а оно не работает
И такое бывает. Особенно там, где к самой формализации бизнес-процессов подошли тоже формально. Да еще при описании совершенно не задумывались о том, чтобы предусмотреть механизмы контроля (измерения) и управления процессами, а то и вовсе забыли о разработке показателей.
В следующей заметке поговорим о 10 способах решений перечисленных выше проблем