Любому
предпринимателю рано или поздно приходится сотрудничать с рекламным
агентством, будь то печать личных визиток, размещение рекламы в СМИ или
заказ сувенирной продукции. Чтобы экономно использовать рекламный
бюджет, а также получить выполненный заказ вовремя и надлежащего
качества, необходимо знать правила.
1. Проверяйте репутацию агентства
Прежде
чем начинать работу с каким-либо агентством поинтересуйтесь какой
репутацией оно пользуется в деловых кругах. Чем больше мнений узнаете,
тем лучше. Также обращайте внимание на то, сколько лет оно работает на
рынке. Стаж больше 3-х лет уже говорит о стабильности компании. Это не
значит, что новая компания ненадежна, но в работе с ней стоит быть
осторожнее и договариваться о том, что оплата заказа будет
производиться после его выполнения. Если компания готова пойти вам
навстречу, то у нее есть стремление завоевать позиции на рынке и
удержать клиента. Вы же ничем не рискуете, так как платить будете после
того, как убедитесь в надлежащем качестве готовой продукции.
2. Выбирайте агентство под задачу.
То
есть, если вам нужны визитки, листовки или другая печатная продукция,
то выбирайте тех, кто имеет свою производственную базу: для небольших
тиражей – это цифровая печатная машина, для больших тиражей – офсет,
для печати на цветном дизайнерском картоне - шелкография. Если вам
нужны вывески, то ищите тех, кто специализируется на их изготовлении и
занимается их регистрацией в муниципалитете. Если вам нужна сувенирная
продукция, также старайтесь выходить на прямого производителя. В
большинстве своем они сразу и забрендируют заказанную вами продукцию.
Наценки же рекламных агентств на сувенирку при посредничестве самые
высокие – минимум 50%.
Следуя
такому принципу отбора агентств - по специализации - вы получите не
только профессионально выполненный заказ, но также быстроту и более
низкие цены.
Не покупайтесь на
уговоры рекламщиков: «мы можем все». Некоторые «привирают», говоря о
наличии собственной производственной базы. Для «определения истины»
лучше советоваться с коллегами, которые уже работали с этой компанией,
или попросить показать производство. Те, кто действительно его имеет,
никогда не откажут в этой услуге. Заодно узнаете степень
профессионализма, увидите на каком оборудовании выполняются заказы и
как выглядит производственный процесс. В дальнейшем это поможет вам
оценить уровень сложности и реальные сроки изготовления ваших заказов.
Иногда
бывают сложности с наведением прямых контактов с производителем. Как-то
мне дали от ворот, как говорится, поворот в одной питерской компании,
найденной через Интернет: «мы работаем только с рекламными
агентствами». Интересующий меня сувенир стоил в этой компании реально
дешевле, бюджет был ограничен, а мириться с такой дискриминацией
принципиально не хотелось. Пришлось немного попотеть, объясняя, что я
не хочу переплачивать посреднику. Реальная причина первоначального
отказа показалась для меня смешной – для брендирования сувенира
требовался профессионально выполненный макет. Выйдя напрямую на
руководителя агентства, мне удалось решить вопрос в свою пользу,
заверив руководителя компании в том, что макет будет выполнен
профессиональным дизайнером, который учтет все жесткие требования
производства.
Стоит ли говорить, что сувениры получились отменные, а клиенты были более чем довольны.
3. Крупное известное агентство не всегда лучше.
Крупные
агентства любят крупные заказы. Большинство известных РА даже пальцем
не пошевелят, если ваш бюджет не имеет 5 нолей. И это не фантазии, а
реальность. Несколько раз мне приходилось слышать фразы о том, что
уровень рекламного бюджета моей компании им неинтересен. Причем такие
РА стараются брать не конкретный заказ, а всю вашу рекламу в комплексе,
начиная от разработки рекламной концепции и заканчивая проведением
промо-акций, созданием и размещением роликов. Понятное дело, что и
расценки на услуги у них значительно выше, ведь за известное имя
приходится платить.
Маленькая
же компания, наоборот, заинтересована в каждом клиенте, она не
избалована баснословными гонорарами и готова работать даже с
требовательными клиентами.
4. Внимательно проверяйте макеты
«Что
написано пером - не вырубишь топором». Многие рекламные агентства
грешат невнимательностью, даже получив четко расписанную задачу.
Поэтому прежде, чем подписать готовый макет, внимательно проверьте
каждую букву и цифру, иначе рискуете еще таким же бюджетом уже на
исправление ошибок.
Еще один
момент – оплачивая работу по изготовлению макета, забирайте его в
формате, необходимом в дальнейшем для печати, обычно это Corel , PDF
или TIFF . Вы имеете на это полное право. Многие клиенты даже не знают
о том, что макеты можно забрать, а агентства оставляют макеты у себя,
тем самым, привязывая клиента к себе. Но бывают разные ситуации:
печатные машины ломаются, ваши рекламщики не могут выполнить заказ в
необходимый вам срок, да в конце-концов, вы можете не сработаться с
этим РА и найти другое с более выгодными ценами и более внимательным
отношением. Вот тут-то вам и понадобятся ваши макеты, чтобы не платить
опять за то, что уже было оплачено, и не тратить время на разработку их
заново.
5. Учитывайте человеческий фактор
Когда
вы только начинаете работу с агентством, оно старается выполнить все
быстро и качественно – срабатывает желание привлечь клиента. Первое
время вы будете в приоритете и под повышенным вниманием. Однако со
временем «народ» начинает расслабляться – сроки могут сдвигаться, если
на горизонте появился новый потенциальный клиент. Появляется логика –
«он свой, поймет, подождет и прочее». Будьте готовы к этому заранее.
Чтобы держать «свое» агентство в тонусе, найдите конкурента с такой же
специализацией. При «косяках» размещайте заказ у конкурента, зачастую
вам это может стоить даже дешевле.
И
в заключение рекомендации для тех предпринимателей, у кого в штате есть
рекламист – периодически проверяйте с кем работает ваш сотрудник. Если
в заказах на разноплановую продукцию фигурирует одна и та же компания –
это должно вас насторожить: нет ли у сотрудника личного интереса. Чтобы
убедиться в том, что вы не переплачиваете лишнего, периодически просите
сотрудника показывать вам сравнение цен по компаниям и по видам
продукции.
Предупрежден – значит вооружен. Используя эти правила, вы сможете более рационально расходовать ваш рекламный бюджет.
Главный маркетолог
агентства «Чистая прибыль»
Яушева Марина