Фрагмент главы из книги "Найти Идею", Г.С. Альтшуллер, 1986.
Решить новую производственную задачу, используя ТРИЗ, можно за несколько
дней. Или за несколько недель, если нужно дополнительное время на уточнение
условий задачи и сбор необходимой информации. Решить - в смысле найти идею
решения. Но идею надо разработать, доказать ее новизну и реальность,
наконец, внедрить.
Трудности при реализации новых идей, безусловно, существуют - и немалые.
Вызваны они не столько кознями консерваторов, сколько необходимостью (я бы
сказал: закономерной необходимостью) ломать устоявшиеся научно-технические
концепции, взгляды, представления о том, что возможно и что невозможно.
Борьба со старыми представлениями - трудный и сложный процесс. Изобретателю
необходимо качество, которое в боксе называют "умением держать удар". И не
только это качество. Тщательный анализ жизненного пути многих изобретателей
позволяет выделить шесть качеств творческой личности - минимально
необходимый "творческий комплекс".
Прежде всего, нужна достойная цель - новая (еще не достигнутая), значительная, общественно полезная.
Пятнадцатилетний школьник Нурбей Гулиа решил создать сверхъемкий
аккумулятор. Работал в этом направлении более четверти века. Пришел
к выводу, что искомый аккумулятор - маховик; начал делать маховики
- своими силами, дома. Год за годом совершенствовал маховик, решил
множество изобретательских задач. Упорно шел к цели (один штрих: а.
с. 1048196 Гулиа получил в 1983 г.- по заявке, сделанной еще в 1964
г.; 19 лет борьбы за признание изобретения!). В конце концов Гулиа
создал супермаховики, превосходящие по удельной запасаемой мощности
все другие виды аккумуляторов.
Нужен комплекс реальных рабочих планов достижения цели и регулярный контроль за выполнением этих планов.
Цель остается смутной мечтой, если не будет разработан пакет планов -
па 10 лет, на 5 лет, на год. И если не будет контроля за выполнением
этих планов- каждый день, каждый месяц.
В идеале нужна система (описанная Д. Граниным в книге "Эта странная
жизнь"), которой придерживался биолог А. А. Любищев. Это регулярный
учет выработанных часов, планомерная борьба с потерями времени.
В большинстве случаев планы включают приобретение знаний, необходимых
для достижения цели. Часто эти знания оказываются за пределами
имеющейся специальности - приходится начинать с нуля. М. К. Чюрленис,
задумав синтез музыки и живописи, пошел в начальную художественную
школу (а был он к этому времени высококвалифицированным
профессиональным музыкантом): вместе с подростками осваивал азы
живописи.
Высокая работоспособность в выполнении намеченных планов.
Должна быть солидная ежедневная "выработка"-в часах или единицах
продукции. Только на вспомогательную работу - составление личной
картотеки - нужно около грех часов в день. Картотека В. А. Обручева
содержала 30 пудов (!) аккуратно исписанных листков тетрадного формата.
После Ж. Верна, напоминаю, осталась картотека в 20 000 тетрадок.
Хорошая техника решения задач.
На пути к цели обычно необходимо решить десятки, иногда сотни
изобретательских задач. Нужно уметь их решать. Биографы Огюста Пиккара
пишут: "Изобретение батискафа коренным образом отличается от множества
прочих изобретений, зачастую случайных и, во всяком случае,
интуитивных. К своему открытию Пиккар пришел только благодаря
систематическим, продуманным поискам решения"... Разумеется, во
времена, Пиккара не было ТРИЗ, но создатель стратостата и батискафа
умел видеть технические противоречия и владел неплохим - даже по
современным меркам - набором приемов. Не случайно многие задачи,
решенные в свое время Пиккаром, прочно вошли в задачники ТРИЗ - в
качестве учебных упражнений.
Способность отстаивать свои идеи - "умение держать удар".
Сорок лет прошло от мечты о спуске под воду до реального спуска первого
батискафа. За эти годы Огюсту Пиккару довелось испытать многое:
нехватку средств, издевки журналистов, сопротивление морских
специалистов. Когда, наконец, удалось подготовить батискаф к "Большому
погружению" (спуску на максимальную глубину океана), Пиккару было почти
70 лет, он вынужден был отказаться от личного участия в погружении:
батискаф повел его сын Жак. Пиккар, однако, не сдался. Он начал работу
над новым изобретением- мезоскафом, аппаратом для исследования средних
глубин.
Результативность.
Если ость перечисленные выше пять качеств, должны быть частичные
положительные результаты уже на пути к цели. Отсутствие таких
результатов - тревожный симптом. Нужно проворить, правильно ли выбрана
цель, нет ли серьезных просчетов в планировании. Итак, шесть качеств.
ТРИЗ непосредственно связана только с четвертым пунктом этого списка.
Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по
одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в
программах обучения ТРИЗ все большее место отводится комплексному
развитию качеств, присущих творческой личности.
* * *
Задача
В центре города находится старинная башня. Возникло опасение, что грунт под
фундаментом башни проседает. Необходимо это проверить. Для этого нужно установить
теодолит на какой-нибудь "твердой точке" и дважды - с определенным интервалом
- провести съемку. Ближайшая "твердая точка" (невысокая скала) находится в
трехстах метрах от башни, в городском парке. Однако увидеть со скалы башню
невозможно: площадь, на которой стоит башня, окружена высокими жилыми домами.
Как быть? ("Найти идею", Г.С. Альтшуллер)