Фрагмент главы из книги "Крылья для Икара", Г.С. Альтшуллер, А.Б. Селютский, 1980.
Итак, трудная задача трудна по трем причинам:
сначала мы имеем дело не с задачей, а с изобретательской ситуацией - целым клубком задач, и нужно каким-то образом выделить из этого клубка единственно правильную задачу;
пытаясь решить задачу обычными (известными, привычными) путями, мы наталкиваемся на техническое противоречие, и нужно каким-то образом докопаться до спрятанного в его глубине физического противоречия;
чтобы устранить физическое противоречие, нужно каким-то образом найти подходящий технический прием или физический эффект.
Всего три действия! Если их осуществить, трудная задача будет решена или,
по крайней мере, превратится в задачу значительно более легкую. Загвоздка,
однако, в том, что мы не знаем, каким именно образом выполнить эти
действия. Легко сказать - перейти от ситуации к задаче. А как это сделать?
И снова возникает мысль: вот если бы существовали какие-то правила...
Впрочем, совместимы ли творчество и правила? Разве одно не исключает
другое? К этой проблеме мы еще вернемся. А сейчас просто констатируем: да,
такие правила существуют.
Вот одно из них. Оно заключается в том, что любую изобретательскую ситуацию
надо прежде всего перевести в мини-задачу по принципу: все остается так,
как было, но исчезает вредное, ненужное качество или появляется новое
полезное качество.
Надо по возможности избегать изменений в системе - такова идея этого
правила. Сначала выгоднее решить мини-задачу и уж потом, по мере
необходимости, браться за задачи, связанные со значительными изменениями
технической системы и всей иерархической лестницы.
Переход к мини-задаче имеет три важных преимущества:
Такой переход легко осуществить. Достаточно ввести дополнительное требование: техническая система и вся иерархическая лестница остаются без изменений (точное, не усложняются), недостаток (он указан в изобретательской ситуации) исчезает.
Переход к мини-задаче резко сокращает число вариантов, которые надо рассмотреть, чтобы решить задачу. Сразу отпадают все варианты, связанные со значительными изменениями системы.
Найденное решение мини-задачи легко внедрить, поскольку нет необходимости что-либо перестраивать, переделывать.
Может показаться, что использование правила перехода к мини-задаче означает
отказ от смелых, оригинальных изобретений, Это совсем не так. Мини-задача
ориентируется не просто на минимальные изменения того, что есть. Она,
словно нарочно, требует почти невозможного и дерзкого: незначительными
изменениями добиться максимального результата. Изобретатель как бы сам себе
утяжеляет задачу, вводя дополнительное требование: нужный результат должен
быть достигнут без усложнения системы. Сделать задачу более тяжелой, чтобы
легче было ее решать, - путь парадоксальный, и нет ничего удивительного в
том, что этот путь часто ведет к красивым и неожиданным изобретательским
идеям.