Использование больших (2 л.) пластмассовых бутылок для газированной воды, например,
Кока-Колы, имеет существенный недостаток. Сразу все не выпьешь, а
из-за увеличения пустого пространства в бутылке, концентрация углекислого
газа в воде уменьшения и вода теряет свое качество. Как быть?
Действительно, на решении этой задачи можно заработать огромные деньги,
но проблема в том, что решение должно быть очень простым и не приводить
к заметному увеличению стоимости продукции. Иначе будет выгоднее купить
2 литра из нескольких меньших по объему бутылок, что сейчас выходит
дороже.
Писем с попытками решения этой задачи пришло достаточно много. Приняли
участие в решении этой задачи некоторые участники дистанционного обучения.
При этом подходы к решению этой задачи у них оказались принципиально
разными. В чем заключалась разница? Первые, как правило, предлагали различного рода
устройства, которые по большей части являлись неработоспособными из-за
ошибочного понимания сути физических процессов, происходящих в бутылке. Вторые,
через формулирование противоречий старались докопаться до сути проблемы
и выдвигали при этом весьма интересные идеи.
Многие почему-то решили, что в бутылку при ее опустошении нельзя допускать
внешний воздух. Если уж говорить о таком направлении решения задачи,
то все надо делать наоборот. Необходимо как-то закачивать в бутылку
воздух для того, чтобы создать в ней высокое давление, которое необходимо
для предотвращения выделения растворенного в жидкости углекислого газа.
Ведь именно сброс давления при открытии бутылки приводит к выделению
из жидкости углекислого газа. И когда бутылка закрывается пробкой,
углекислый газ продолжает покидать жидкость до тех пор, пока
над жидкостью не установится давление, обеспечивающее равновесное
состояние, при котором углекислый газ больше не покидает жидкость.
При этом понятно, что, чем меньше жидкости в бутылке и больше пустое
(заполненное воздухом) пространство, тем больше углекислого газа выделится
из жидкости для создания давления, соответствующего равновесному
состоянию.
Другим заблуждением были решения, направленные на уменьшение свободной
поверхность жидкости. Понятно, что это ничего не дает. Все это школьная физика.
Предлагались также очевидные, но мало пригодные для практического применения,
решения, направленные на уменьшения пустого пространства в бутылке,
например, насыпать в бутылку шарики, деформировать бутылку для уменьшения
ее объема и различными приспособлениями удерживать ее в деформированном
состоянии, препятствуя ее распрямлению из-за нарастания в ней давления
в закрытом состоянии.
Все эти решения оказывались неконкурентоспособными по сравнению с самым
простым решением - сразу перелить воду из большой
бутылки в несколько маленьких, запасенных заранее.
Что касается противоречия, то я приведу здесь лишь одно, на мой взгляд,
наиболее интересное, поскольку оно затрагивает и физические свойства материала
бутылки, и ее конструкцию. Это противоречие было сформулировано одним
из участников дистанционного обучения.
Бутылка должна быть жесткой, чтобы сохранять свой объем и форму при
нарастании в ней давления.
Бутылка не должна быть жесткой, чтобы ее можно было деформировать и
уменьшать ее объем по мере расходования воды.
Кроме того, было предложено оригинальное решение, разрешающее это
противоречие, но я обещал не публиковать его в рассылке,
поскольку оно имеет хорошие перспективы для создания принципиально новой
упаковки, способной увеличить конкурентоспособность многих продуктов.
Однако для решения проблемы с нашей конкретной бутылкой это решение не подходит.
Впрочем, думаю, что здесь не подойдет и никакое другое решение. И вот
почему.
В условии задачи было сказано, что "на решении этой задачи
можно заработать огромные деньги". Надо сказать, что я в этом сильно
сомневаюсь.
Давайте предположим, что такое решение найдено. Что оно даст
производителю?
Сейчас стоимость бутылок емкостью 0,5 литра существенно
выше, чем четверть стоимости двухлитровых. Это ценовая политика
производителя. Прибыль (с каждого литра) от продажи малых
бутылок больше. Внедрять же решение, которое обеспечит одинаковые
условия сохранения концентрации газа в воде в больших и малых бутылках,
можно лишь в том случае,
если существует твердая уверенность, что такое решение приведет к
общему увеличению потребления газированной воды данной марки.
Возможно, что такое увеличение потребления действительно произойдет,
но совершенно точно, что сбыт малых (более дорогих) бутылок упадет куда
существеннее, и суммарная прибыль сократится. Увеличивать же стоимость
усовершенствованных больших бутылок тоже бессмысленно. Будут покупать
более дешевую продукцию конкурентов, а сбыт нашей продукции упадет.
Вот и получается, что производителю такое решение не нужно и заработать
нам на нем не придется.
Кому тогда нужно это решение? Потребителю? Допустим. То есть необходимо
нечто, что позволит потребителю манипулировать с существующей двухлитровой
бутылкой для сохранения в ней качества (газированности) воды. Но такое
решение я уже приводил выше - это перелить воду в четыре пол-литровые бутылки.
Просто?
Элементарно!
Много вы видели таких переливающих?
Я не видел!
В чем же тогда дело? Значит полезность этого решения меньше, чем его
простота. А поскольку и так все просто, то можно сделать вывод о том, что
пользы от такого решения практически нет. Вот и получается, что решать
эту задачу бессмысленно (или почти бессмысленно). Почти - я оставил для
сверх простого решения, которое не требует ни малейших затрат от
потребителя, только вот заработать на нем по этой причине все равно
не получится.
Задача.
Был эпизод, связанный с проектированием станции "Луна-16".
Нужно было снабдить станцию компактной и сильной электролампой для
освещения лунной поверхности "под ногами" станции. В процессе
испытаний выяснилось, что спроектированная лампа не выдерживает
перегрузок. Слабым местом оказалось соединение цоколя лампа со
стеклянным баллоном. Срочно требовалось решение. Его нашел
главный конструктор Г. Н. Бабкин. Какое?
(Г. С. Альтшуллер "Найти идею", 1986 г.)
Рассылка "Как найти инвестора?".
Управляющие партнеры компании iPOWER (www.iPOWERGlobal.com)
рассказывают о том, как привлечь инвестиции в Ваш проект, продать
Вашу идею или коммерциализировать Вашу технологию. Много практики,
поменьше теории. Контакты реальных инвесторов.
Подписаться на рассылку можно здесь:
http://subscribe.ru/catalog/invest.search