"Зачем, - убеждает своего компаньона герой рассказа Р. Шекли "Необходимая
вещь", - тащить с собой 2305 наименований запасных частей и деталей. Гораздо
проще и логичнее получать необходимое в нужный момент с помощью
синтезатора". И вот такой момент наступил. При неудачном приземлении на
далекую дождливую планету Деннет-4 корабль получил повреждения.
Потребовалось заменить четыре одинаковых элемента. Но синтезатор выдал
только один - оказывается, он настроен на создание новых вещей, а любая
вещь бывает новой лишь однажды. Как быть? Герои рассказа после многих проб
и ошибок решают эту задачу. Как?
Герои рассказа решили сначала "размножить" синтезатор, а уже затем каждый из них
создаст нужную деталь.
Почему в названии "Горе от ума"? Потому, что мне хочется еще раз обратить
ваше внимание на то, почему возникают сложности в решении изобретательских
задач. Существует одна главная причина - это устройство нашего ума.
Что это за устройство? Мы обладаем множеством мыслительных возможностей,
которые способны помешать нахождению решения. Взять, например, нашу
способность обобщать понятия. Эта способность обманчиво упрощает представление
о ситуации. А в результате поиск решения усложняется. Если говорить о
бизнес-задачах, то стремление к обобщению приводит практически любую
задачу к задаче о том, где взять деньги. Вред, который наносит нам
способность обобщать, наглядно ощутили на себе те, кто прошел и проходит
дистанционное обучение. Есть четкий алгоритм решения бизнес-задач.
Нужно четко отвечать на конкретные вопросы. Но не тут-то было. Способность
ума к обобщению ставит в тупик. Привычные обобщенные ответы
даются проще всего. Все сначала кажется простым и легким. Но вдруг
становится очевидным, что они (общие ответы) никуда не ведут. Наступает
растерянность. В разобранных учебных примерах все понятно и просто, а
при самостоятельном решении задачи ничего не выходит. Однако эта "болезнь"
легко излечима. Достаточно один раз хорошенько помучиться в поиске решения,
а потом увидеть разбор допущенных ошибок, и в мозгах начинает происходить
"просветление". Через два - три занятия болезнь расплывчатых формулировок
проходит.
Обобщения мешают не только в решении задачи, но и (как я уже отметил)
при ее постановке. Решение большинства задач кроется в особенностях конкретной
ситуации. Обобщенная постановка задачи не учитывает эти особенности
и практически всегда приводит к усложнению поиска ее решения.
Здесь не следует путать обобщенную постановку
задачи и формулировку задачи в надсистеме. Это совершенно разные вещи.
Вот пример.
В городах (например, на Кипре) - туристических зонах огромное число магазинов, торгующих
одинаковыми товарами. Взять, к примеру, магазины,
продающие кожаные сумки. Такие магазины там на каждом шагу. Продают в них
практически одно и тоже, и цены заметно не отличаются. Естественно, что
у хозяина магазина должна возникать задача, как сделать, чтобы покупали
сумки в его магазине, а не в других. Снизить цену - решение плохое.
Я специально зашел в несколько таких магазинов. Пытался обнаружить
решения этой задачи и ничего интересного не нашел. На Кипре много туристов
из России и в магазинах часто можно встретить продавцов, свободно
разговаривающих на русском языке. В одном из магазинов был такой продавец,
и я с его помощью побеседовал с хозяином магазина и посоветовал, как
увеличить продажи.
В чем собственно суть проблемы? Что делают туристы? Они не только (не столько)
ищут подходящую сумку, а одновременно гуляют, глазеют на все, что вокруг.
Сделать покупку у них не единственная цель. Поэтому их выбор магазина,
в котором будет сделана покупка, часто носит случайный характер.
Отсюда противоречие, которое должен разрешить хозяин магазина.
Турист должен сделать покупку в данном магазине, чтобы наверняка принести прибыль
этому магазину.
Турист не должен делать покупки в данном магазине, чтобы
ознакомиться с предложениями других магазинов и сделать окончательный
выбор, обладая большей информацией.
Для разрешения этого противоречия я предложил следующее. Продавец должен
попросить покупателя (предлог придумать просто, например, изучение спроса)
выбрать сумку, которая на его взгляд самая для него подходящая из имеющихся
в магазине. После чего поместить эту сумку на отдельную полку или витрину, сказав
покупателю, что эта сумка будет дожидаться его здесь достаточно долго и он,
если не найдет ничего лучшего, всегда может вернуться сюда и приобрести
ее.
Что мы имеем в результате? Турист-покупатель сделал выбор,
запомнил эту сумку и магазин. Дальше он спокойно гуляет. Как правило, в этот день
он ничего не купит. Но если ему сумка действительно нужна, второй раз
он не станет снова обходить все магазины, а пойдет в тот, где сделал свой
выбор.
Есть у этого решения и еще один плюс. Витрина с отобранными покупками
- это хорошее средство для привлечения внимания других покупателей. Людям
всегда интересно, что выбирают другие.
То, что это решение даст результат, мне было понятно - оно разрешало
противоречие и не требовало затрат. Впрочем, в этом я убедился, поговорив с хозяином магазина
через неделю. Покупок стало больше. Покупатели приходили за отобранными сумками.
Обратите внимание на то, что это решение основано на
особенностях ситуации. Это решение частной, а не общей задачи.
Стремление к обобщению - это только одна особенность нашего ума,
мешающая решать нестандартные творческие задачи. Есть и другие.
О них в последующих выпусках.