Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллект-Клуб. Создание конкурентных преимуществ


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Выпуск N19 Интеллект Клуб
16.07.2001  http://members.tripod.com/inventech  E-mail: inventech@mail.ru

Горе от ума

Решение задачи из прошлой рассылки.

Задача из фантастического рассказа.

"Зачем, - убеждает своего компаньона герой рассказа Р. Шекли "Необходимая вещь", - тащить с собой 2305 наименований запасных частей и деталей. Гораздо проще и логичнее получать необходимое в нужный момент с помощью синтезатора". И вот такой момент наступил. При неудачном приземлении на далекую дождливую планету Деннет-4 корабль получил повреждения. Потребовалось заменить четыре одинаковых элемента. Но синтезатор выдал только один - оказывается, он настроен на создание новых вещей, а любая вещь бывает новой лишь однажды. Как быть? Герои рассказа после многих проб и ошибок решают эту задачу. Как?

Герои рассказа решили сначала "размножить" синтезатор, а уже затем каждый из них создаст нужную деталь.

Почему в названии "Горе от ума"? Потому, что мне хочется еще раз обратить ваше внимание на то, почему возникают сложности в решении изобретательских задач. Существует одна главная причина - это устройство нашего ума. Что это за устройство? Мы обладаем множеством мыслительных возможностей, которые способны помешать нахождению решения. Взять, например, нашу способность обобщать понятия. Эта способность обманчиво упрощает представление о ситуации. А в результате поиск решения усложняется. Если говорить о бизнес-задачах, то стремление к обобщению приводит практически любую задачу к задаче о том, где взять деньги. Вред, который наносит нам способность обобщать, наглядно ощутили на себе те, кто прошел и проходит дистанционное обучение. Есть четкий алгоритм решения бизнес-задач. Нужно четко отвечать на конкретные вопросы. Но не тут-то было. Способность ума к обобщению ставит в тупик. Привычные обобщенные ответы даются проще всего. Все сначала кажется простым и легким. Но вдруг становится очевидным, что они (общие ответы) никуда не ведут. Наступает растерянность. В разобранных учебных примерах все понятно и просто, а при самостоятельном решении задачи ничего не выходит. Однако эта "болезнь" легко излечима. Достаточно один раз хорошенько помучиться в поиске решения, а потом увидеть разбор допущенных ошибок, и в мозгах начинает происходить "просветление". Через два - три занятия болезнь расплывчатых формулировок проходит.

Обобщения мешают не только в решении задачи, но и (как я уже отметил) при ее постановке. Решение большинства задач кроется в особенностях конкретной ситуации. Обобщенная постановка задачи не учитывает эти особенности и практически всегда приводит к усложнению поиска ее решения. Здесь не следует путать обобщенную постановку задачи и формулировку задачи в надсистеме. Это совершенно разные вещи.

Вот пример.

В городах (например, на Кипре) - туристических зонах огромное число магазинов, торгующих одинаковыми товарами. Взять, к примеру, магазины, продающие кожаные сумки. Такие магазины там на каждом шагу. Продают в них практически одно и тоже, и цены заметно не отличаются. Естественно, что у хозяина магазина должна возникать задача, как сделать, чтобы покупали сумки в его магазине, а не в других. Снизить цену - решение плохое.
Я специально зашел в несколько таких магазинов. Пытался обнаружить решения этой задачи и ничего интересного не нашел. На Кипре много туристов из России и в магазинах часто можно встретить продавцов, свободно разговаривающих на русском языке. В одном из магазинов был такой продавец, и я с его помощью побеседовал с хозяином магазина и посоветовал, как увеличить продажи.

В чем собственно суть проблемы? Что делают туристы? Они не только (не столько) ищут подходящую сумку, а одновременно гуляют, глазеют на все, что вокруг. Сделать покупку у них не единственная цель. Поэтому их выбор магазина, в котором будет сделана покупка, часто носит случайный характер.

Отсюда противоречие, которое должен разрешить хозяин магазина.

Турист должен сделать покупку в данном магазине, чтобы наверняка принести прибыль этому магазину.
Турист не должен делать покупки в данном магазине, чтобы ознакомиться с предложениями других магазинов и сделать окончательный выбор, обладая большей информацией.

Для разрешения этого противоречия я предложил следующее. Продавец должен попросить покупателя (предлог придумать просто, например, изучение спроса) выбрать сумку, которая на его взгляд самая для него подходящая из имеющихся в магазине. После чего поместить эту сумку на отдельную полку или витрину, сказав покупателю, что эта сумка будет дожидаться его здесь достаточно долго и он, если не найдет ничего лучшего, всегда может вернуться сюда и приобрести ее.

Что мы имеем в результате? Турист-покупатель сделал выбор, запомнил эту сумку и магазин. Дальше он спокойно гуляет. Как правило, в этот день он ничего не купит. Но если ему сумка действительно нужна, второй раз он не станет снова обходить все магазины, а пойдет в тот, где сделал свой выбор.
Есть у этого решения и еще один плюс. Витрина с отобранными покупками - это хорошее средство для привлечения внимания других покупателей. Людям всегда интересно, что выбирают другие.

То, что это решение даст результат, мне было понятно - оно разрешало противоречие и не требовало затрат. Впрочем, в этом я убедился, поговорив с хозяином магазина через неделю. Покупок стало больше. Покупатели приходили за отобранными сумками.

Обратите внимание на то, что это решение основано на особенностях ситуации. Это решение частной, а не общей задачи.

Стремление к обобщению - это только одна особенность нашего ума, мешающая решать нестандартные творческие задачи. Есть и другие. О них в последующих выпусках.

Задача.

Как определить количество тараканов в доме?

До встречи.

Александр Барышников
E-mail: inventech@mail.ru


»Курсы дистанционного обучения: "Технология решения бизнес-задач", "Классический ТРИЗ": http://members.tripod.com/inventech/win/seminar.htm

»Архив рассылок: http://members.tripod.com/inventech/win/club.htm.






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное