Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллект-Клуб. Создание конкурентных преимуществ


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Выпуск N17 Интеллект Клуб
03.07.2001  http://members.tripod.com/inventech  E-mail: inventech@mail.ru

Как создавалась ТРИЗ (окончание)

Из вступления к книге А.Б. Селюцгого "Правила игры без правил", 1989 г.

Процесс создания Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) претерпел несколько стадий. Автор ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер с самого первого шага рассматривал ее как часть общей теории сильного мышления. Разработка же ТРИЗ началась с создания аппарата решения задач высокого творческого уровня. Поскольку этот аппарат создавался на базе техники, ибо только в технике имеется классифицированный информационный фонд - фонд описания изобретений, то и "решательный" инструмент был создан именно для изобретательских задач.

Свое название Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ) получил в 1965 году. В приложении к "Экономической газете" за 1 сентября 1965 года "Техникоэкономические знания", вып. 27(41) была опубликована работа Г. С. Альтшуллера "Внимание: алгоритм изобретения!". Эта публикация вызвала бурю негодования со стороны "теоретиков" творчества. Они заявили, что алгоритм - система жесткая, дающая однозначный результат, а изобретение непредсказуемо и, следовательно, с помощью алгоритма нельзя получить чего-то нового.

Сегодня уже не только в нашей стране, но и за рубежом (в США, Канаде, Франции, Японии, почти во всех социалистических странах) признана как Теория решения изобретательских задач, так и ее решательный аппарат АРИЗ. (Удивительно, что у нас, в том числе и в Карелии, и не где-нибудь, а в университете находятся люди с высшим техническим образованием, которые выступили с нападками на ТРИЗ. Один из них всерьез вопрошает: "Возможно ли в условиях формализации творчества генерировать новые технические идеи?" Другой заявляет, что "проблемы создания общей теории изобретательства не существует".)
Позднее противники нового в изобретательском деле утвержда-ли, что "АРИЗ как решательный аппарат еще можно использовать, но теории решения изобретательских задач быть не может!"

Ныне наши противники смирились уже и с теорией. Однако заявляют, что обучить изобретательскому творчеству все же никак нельзя.

Для нас это уже пройденный этап. Подобным утверждениям ответ был дан еще лет десять тому назад. Нет смысла повторяться.

В Петрозаводске с 1988 года создан городской центр научнотехнического творчества молодежи "Тармо" ("Энергия"). Он так же, как и Ангарское ТОМ, одним из направлении своей деятельности имеет обучение ТРИЗ и ФСА (функционально-стоимостному анализу). Мы проводим обучение, как в Карелии, так и в городах других регионов (Ульяновск, Мурманск, Ковдор, Апатиты).

Почти все предприятия и организации, с работниками которых проводилась учеба силами НТТМ "Тармо", выразили желание заключить с нами договора на дальнейшее обучение их специалистов.

Собственно, не только Петрозаводский центр НТТМ, но и аналогичные центры в других городах (Ленинград, Кишинев, Свердловск, Днепропетровск, Новосибирск, Симферополь...) проводят учебу, решают производственные задачи со своими слушателями, а самое главное, готовят людей, работающих творчески, т. е. напрямую участвуют в перестройке нашей экономики.

* * *

Теперь о прошлой задаче.

Задача про пальмы

В Народной Республике Бангладеш, как утверждает статистика, 13 миллионов финиковых пальм. За сезон каждая пальма может дать 240 литров сладкого сока, идущего на приготовление пальмового сахара. Но для сбора сока надо сделать надрез на стволе по самой кроной. А это 20 метров высоты!... Как быть.
Задачу предложили фирме, выпускающей сельскохозяйственные машины и механизмы. Специалисты попробовали "альпинистский способ" - человек поднимается, вырубая ступеньки на стволе. Ступеньки сохраняются на дереве и их потом можно использовать. Этот способ казался самым простым, но он оказался непригодным из-за следующего обстоятельства. Большое количество ступенек приводит к гибели дерева. Дерево выдерживает слишком малое число повреждений на стволе. Начали проектировать нечто вроде пожарной машины с раздвижной лестницей. Каково же было удивление проектировщиков, когда они узнали, что бангладешские крестьяне обладают секретом, позволяющим легко подниматься на пальму без всяких машин...

Писем было прислано много, а с решением, совпадающим с ответом - два!

Ответ

Крестьяне делают ступеньки на стволе по мере роста пальмы.

Противоречие.
Ступенек должно быть вырублено много, чтобы залезть на пальму.
Ступенек не должно быть вырублено много, чтобы пальма не погибла.

Противоречие разрешено во времени.

И очередная задача.

Задача о прыжках в воду

Во время тренировочных прыжков в воду у спортсменов иногда бывают серьезные травмы. Неудачный прыжок - и человек больно "шлепается" о воду. Что вы можете предложить?

До встречи.

Александр Барышников
E-mail: inventech@mail.ru


» Курс дистанционного обучения: "Как решать бизнес-задачи"
   http://members.tripod.com/inventech/win/seminar.htm
» Архив рассылок Интеллект Клуба: http://members.tripod.com/inventech/win/club.htm.
» Подписка на рассылки Интеллект Клуба: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.intellectclub
» Форум Интеллект Клуба: http://narod.yandex.ru/userforum/?owner=inventech






http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться Рейтингуется SpyLog

В избранное