Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые говоруны


Информационный Канал Subscribe.Ru

Боевые говоруны
  http://www.govoruny.ru
  Автор рассылки Александр Деревицкий
  Ведущий рассылки Вадим Алешин

Новости Школы продаж Деревицкого

Новая веха в жизни Школы продаж Деревицкого

25 сентября 2002 г. состоялась первая из запланированных бесплатных акций Александра Деревицкого - тренинг "Нет-тренинг".

Слушателями стали представители целого ряда украинских средств массовой информации, в том числе ICTV, "Гравис", "Авто-Радіо", ТРО "Українська Хвиля", "Радіо Вінниця", "Рівне 1", "Радіомікс", "Радіо Люкс", РА АТН, ТКС "Шостка", "Радіо Всесвіт", ТРК "Ильичевское телевидение", Черноморская Телерадиокомпания, РК "Лавенсари", Радіо "Континент", "Радіо Всесвіт", "TV-4", ТВ "Прилуки", "Радіо Всесвіт", Телекомпанія "Стірол-ТВ", МТВ-плюс, ТРА "Новий Чернігів", ТРК "Квадрат", МТВ-плюс, ТСД "34 канал", Компания "Юрен", ОлЖеКа, ТРК ИТЗ, МТРК "Чернівці", "Радио БИТ", Науково-практичний часопис "Друкарство", Ukrainian Records, "ТДС - 34 канал", ОП УМА.

Организацию тренинга взяла на себя "Незалежна асоціація телерадіомовників" (председатель Правления Татьяна Лебедева).

Такие благотворительные акция, направленные на поддержку развития отечественных государственных и некоммерческих организаций, средств массовой информации, Деревицкий будет проводит ежемесячно. Следите за анонсами в рассылках и на сайте.


Классика психологической войны

Владимир Гаврилович Крысько

Cекреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)

Начало в рассылке № 013 от 24.04.2002 г. , № 15 от 29.04.2002, № 19 от 11.05.2002, № 21 от 18.05.2002, № 29 от 24.06.2002 г., № 33 за 04.07.2002, № 35 от 09.07.2002 г., № 37 от 16.07.2002, № 39 от 23.07.2002, № 40 от 29.07.2002, № 43 от 06.08.2002, № 45 от 14.08.2002, № 48 от 22.08.2002, № 50 от 29.08.2002, № 53 от 09.09.2002 и № 56 от 20.09.2002

ГЛАВА 7. МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

Базовыми методами воздействия, которые применяют специалисты психологической войны, являются убеждение и внушение.

1. Специфика применения убеждения

Убеждение - это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Убеждая, необходимо следовать определенным правилам:

- логика убеждения должна быть доступной интеллекту объекта воздействия;

- убеждать надо доказательно, опираясь на факты, известные объекту;

- помимо конкретных фактов и примеров (без них нельзя убедить тех, кому недостает широты кругозора, развитого абстрактного мышления), информация должна содержать и обобщенные положения (идеи, принципы);

- убеждающая информация должна выглядеть максимально правдоподобной;

- сообщаемые факты и общие положения должны быть такими, чтобы вызывать эмоциональную реакцию объекта воздействия.

Критерием результативности убеждающего воздействия является убежденность. Это глубокая уверенность в истинности усвоенных идей, представлений, понятий, образов. Она позволяет принимать однозначные решения и осуществлять их без колебаний, занимать твердую позицию в оценках тех или иных фактов и явлений. Благодаря убежденности формируются установки людей, определяющие их поведение в конкретных ситуациях.

Важная характеристика убежденности - ее глубина. Она прямо связана с предыдущим воспитанием людей, их информированностью, жизненным опытом, способностью анализировать явления окружающей действительности. Глубокая уверенность характеризуется большой устойчивостью. Как показывает практика психологической войны, для того, чтобы ее поколебать, недостаточно одних только логических выводов. Например, чтобы вызвать у противника сомнение в победе, словесную логику необходимо подкрепить конкретными фактами военных поражений его войск. Так, в июле 1944 года подавляющее большинство (98 %) населения и военнослужащих Японии все еще было уверено в благоприятном исходе войны для их страны. В марте 1945 года, после перехода американцев к масштабным бомбардировкам, пессимизм высказывали уже 20% населения. А в августе, когда в войну вступил СССР, число разуверившихся в победе достигло 46%.

Опыт психологической войны свидетельствует, что убеждающее воздействие целесообразно осуществлять в следующих случаях:

1. Тогда, когда объект воздействия в состоянии воспринять полученную информацию. Так, в предбоевой обстановке, когда военнослужащие противника уже сосредоточились на предстоящих боевых действиях, убеждение не будет иметь сколько-нибудь значительной эффективности - им не до того. То же самое можно сказать о тех случаях, когда группы военнослужащих (либо гражданского населения) слишком возбуждены или подавлены, переутомлены и т.д.

2. Если объект психологически способен согласиться с навязываемым ему мнением. Поэтому равно важны правильный выбор объекта психологического воздействия и содержание убеждающего воздействия. Как уже говорилось выше, предрасположенность к восприятию преподносимой информации возникает у людей под влиянием объективных условий, таких, например, как неблагоприятное развитие боевых действий, притеснения на национальной или религиозной почве, непопулярные меры правительства, ограничение прав и свобод личности в условиях военного времени и т.п.

Например, во время Второй мировой войны в ходе боевых действий в Северной Африке немецкие войска использовали листовку-обращение, рассчитанную на арабское население, недовольное колониальной политикой Франции. В листовке содержался призыв к арабам переходить на сторону немцев. Вот ее текст:

"Мусульмане!

Пришло время сводить счеты. Сейчас тот момент, когда вы можете отомстить Франции за все зло, которое она вам принесла, за век колонизации и тирании. Немцы не хотят вам зла. Их враг - ваш враг. Переходите к немцам, которые никогда не приносили зла мусульманам. Многие ваши братья, которым удалось избежать французского ада, находятся у нас в хороших условиях.

Присоединяйтесь к нам и вы не пожалеете!"

3. Если объект способен сопоставлять различные точки зрения, анализировать систему аргументации. Иными словами, убеждающее воздействие эффективно лишь при том условии, что его объект в состоянии понять и оценить то, что ему преподносится.

4. Если логика мышления субъекта воздействия, используемая им аргументация близка особенностям мышления объекта. Отсюда - важность учета национально-психологических особенностей объекта, всего комплекса социальных, национально-религиозных, культурных факторов, оказывающих влияние на восприятие им содержания пропагандистского сообщения.

5. Если есть время убеждать. Для того, чтобы убедить людей в чем-то, особенно в том, что выгодно противоположной стороне, как правило, требуется время. Опыт психологической войны свидетельствует, что однократные попытки в этом случае малоэффективны. Изменения в сфере рационального мышления людей происходят лишь после сопоставления и обдумывания фактов, что предполагает значительные временные затраты. Помимо этого, разнообразное содержание убеждающего воздействия требуют многократного подтверждения различными аргументами и фактами, что также "растягивает" процесс.

Структура убеждающего воздействия

Убеждающее воздействие обычно включает:

- воздействие источника информации;

- воздействие содержания информации;

- воздействие ситуации информирования.

Воздействие источника информации. Эффективность убеждения в определенной мере зависит от того, как люди, его воспринимающие, относятся к источнику информации.

В ходе психологической войны источниками информации могут выступать:

- а) правительство и командование вооруженных сил своей страны;

- б) лица, авторитетные для объекта убеждающего воздействия;

- в) органы психологической войны.

Собственное правительство и военное командование используются в качестве источников информации тогда, когда надо сообщить населению и войскам противника правительственные заявления, ультиматумы или другую важную официальную информацию.

Практика показывает, что воздействие таких источников информации эффективно в том случае, если информационно-пропагандистские материалы доставляются вовремя. Например, в Чечне листовки с заявлением федерального правительства о причинах ввода войск распространялись с большим опозданием, когда уже полным ходом шли боевые действия, поэтому они не оказали нужного воздействия ни на боевиков, ни на гражданское население. Кроме того, заявления и призывы официальных источников наиболее действенны тогда, когда общая политическая ситуация запутана, либо противник не уверен в благоприятном для него исходе войны.

Авторитетными источниками информации могут выступать самые разные люди. Например, церковные иерархи, популярные журналисты, военнопленные и т.д.. Например, в 1944 г., в самом начале вторжения в Румынию органы советской спецпропаганды распространили там листовку-послание русской православной церкви "К румынским пастырям и пастве" за подписями местоблюстителя патриаршего престола Сергия и митрополита Николая. Она нашла значительный отклик среди православного румынского населения.

Что касается военнопленных, то вот характерный пример периода Второй Мировой войны. Сержант американской армии рассказал, что на него произвела сильное впечатление одна японская листовка, призывающая переходить на сторону противника. Она была выполнена в виде обращения его бывшего сослуживца, которого он хорошо знал, и состояла из трех смысловых частей. В первой - его однополчанин сообщал, что был ранен во время недавнего боя и три дня пролежал в поле, брошенный своими товарищами; во второй - он рассказывал о том, как его "спасли" японские солдаты и сразу же отправили в госпиталь. В третьей - он уверял, что японцы хорошо относятся к сдавшимся в плен. По словам сержанта, он вспомнил своего бывшего товарища и тот бой. Вроде бы все выглядело правдоподобно. С этого момента он стал сомневаться в том, что японцы жестоко обращаются с военнопленными, несмотря на то, что об этом упорно твердили все офицеры.

Еще больший эффект дают обращения высокопоставленных офицеров. Так, по американским данным, информационно-пропагандистские материалы с призывами сдавшихся в плен командиров воинских частей во время войны в Корее сильно подрывали веру рядового состава в своих командиров. Простые солдаты задавали себе вопрос: "Почему командир такого ранга сдался и призывает к этому своих сослуживцев?" В результате многие из них сдавались в плен при первом удобном случае.

В годы Великой Отечественной войны органы советской специальной пропаганды довольно успешно использовали для психологического воздействия на фашистские войска пленных военачальников вермахта. Правда, это было уже на последнем этапе войны.

Иногда в качестве источников информации могут выступать представители органов психологической войны, что бывает довольно редко, поскольку население и войска противника, как правило, враждебно настроены по отношению к ним. Исключение составляют случаи, когда психологическое воздействие осуществляется на население союзных стран или в ходе миротворческих операций, как это было, например, во время войны в зоне Персидского залива и в Боснии.

Воздействие содержания информации.

Во-первых, воздействие содержания информации во многом зависит от того, насколько оно доказательно и убедительно.

Доказательность основывается на логичности, правдоподобии и непротиворечивости изложенного материала. Иначе говоря, важно не только то, что сообщается, но и то, каким образом это делается.

Убедительность зависит в большой степени от учета присущих объекту воздействия установок, убеждений, интересов, потребностей, его образа мышления, национально-психологических особенностей и своеобразия языка. Таким образом, чтобы добиться убедительности, требуется учитывать значительное количество факторов.

Доказательность не включает в себя автоматически убедительность. Ее может обеспечить только правильная пропорция между логическим и эмоциональным компонентами информационного сообщения.

Специалисты психологической войны исходят из того, что:

- содержание информационно-пропагандистских материалов должно быть хорошо продумано и соответствовать законам формальной логики;

- конкретное в содержании информационного сообщения кажется убедительнее абстрактного;

- чем динамичнее текст, чем ярче и разнообразнее содержащиеся в нем факты, тем больше он привлекает внимание;

- лучше воспринимается то, что близко интересам и потребностям объекта воздействия;

- лучше осмысливается то, что преподносится небольшими смысловыми частями (блоками);

- лучше усваивается то, что вызывает эмоциональный отклик у объекта воздействия;

- лучше воспринимается, осмысливается и усваивается тот материал (та информация), который преподносится в соответствии с национальными традициями восприятия объекта.

Например, у немцев и японцев преобладает абстрактно-логический стиль мышления, у китайцев - образно-ассоциативный. Американцы и французы любят наглядность. Вместе с тем японцы и немцы тоже любят наглядную агитацию, но такую, в которой присутствует двойной смысл. Американцы и китайцы лучше воспринимают логически просто построенные рассуждения. Французы предпочитают броские идеи, эмоциональные обороты речи и громкие фразы, немцы - четко аргументированные факты, цифровые расчеты.

Имеет значение даже тембр голоса. Так, во время Второй мировой войны среди американских военнослужащих пользовалась большой популярностью японская пропагандистская передача на английском языке "Дзэро Ава" (час Ч). Причина заключалась в дикторе - японке американского происхождения Айба Дакино, прекрасно владевшей английским языком и обладавшей нежным, ласкающим слух голосом.

Во-вторых, воздействие убеждающего воздействия во многом зависит от того, как подобрана, построена и подана его аргументация.

Убеждение ни в коем случае не может сводиться к простому изложению той информации, в истинности которой стремятся убедить противника, и к последующему приведению доводов в ее подтверждение, как того требуют правила формальной логики. Существует гораздо больше способов убеждать людей.

Специалисты выделяют три основные категории аргументов для убеждения:

1. Истинные факты. Содержащаяся в тексте сообщения неопровержимая информация настраивает людей на оценку всего текста (в том числе его рекомендаций) как правильного.

2. Аргументы, дающие своего рода "психологическое удовлетворение", поскольку они аппелируют к позитивным ожиданиям. Характерный пример - информационно-пропагандистские материалы, рекламирующие хорошие условия жизни в плену (полноценное питание, медицинское обслуживание, возможность переписки с родными и т.д.).

3. Аргументы, апеллирующие к негативным ожиданиям. Типичный пример - одна из листовок для иракских военнослужащих во время операции "Буря в пустыне". Она начиналась со слов: "Мой брат, иракский солдат, нам будет жалко, если ты погибнешь и не вернешься в Ирак. Выбор за тобой".

Далее в ней указывалось на неблагоприятные последствия в случае отказа от сдачи в плен и использовались аргументы, апеллирующие к чувству страха. А в конце давался рисунок, изображавший иракского солдата, выбравшего вместо участия в боевых действиях возвращение живым в свою семью.

Подобная практика характерна и для Великой Отечественной войны. Так, с советской стороны на линии фронта для немецких военнослужащих часто выставляли плакаты под названием "Зима в России - твоя гибель".

* * *

По способу представления аргументов различают так называемые "односторонние" и "двусторонние" сообщения.

"Одностороннее сообщение" - это текст, который содержит аргументы только источника информации. Такие сообщения более эффективны тогда, когда объект психологического воздействия не испытывает враж дебных чувств по отношению к источнику информации и, вдобавок, отличается низким уровнем образования. Объект в этом случае способен относительно легко принять точку зрения источника информации. "Одностороннее сообщение" можно также использовать для убеждающего воздействия на людей, имеющих разный образовательный уровень.

"Двустороннее сообщение" содержит аргументы как источника информации, так и контраргументы противника, которые предстоит разоблачить. Такое построение текста служит побудительным мотивом к активной мыслительной деятельности объекта, в результате чего происходит пересмотр ранее сложившихся у него суждений.

"Двустороннее сообщение" ориентировано преимущественно на людей с высоким уровнем образования, испытывающих потребность в сопоставлении различных взглядов, точек зрения, мнений, оценок. "Двустороннее сообщение" в то же время как бы упреждает аргументацию противника и создает предпосылку для выработки определенного иммунитета против его официальной пропаганды.

Вместе с тем, недостаточно продуманное использование "двусторонних сообщений" иногда дает результаты, обратные задачам психологического воздействия. Например, в 1944 г. немцы в Италии распространяли листовку (рис. 27), рассчитанную на американских солдат. На левой стороне листовки было расположено факсимиле американской листовки для немцев, на правой - немецкий ответ американцам.

Рис. 27. Текст американской листовки: "Дивизии союзников высаживаются возле Рима. Немецкая оборона на побережье прорвана и обойдена с флангов. Начинается крупное сражение с целью окружения".

Текст немецкой листовки: "Листовка, которую мы показываем в оригинале и в переводе, была сброшена над нашими боевыми порядками по приказу вашего командования. Дивизии союзников высаживаются в районе Рима! Много дорог ведет в Рим, но для вас нет ни одной. Немецкая оборона на побережье прорвана! Неужели и сегодня вы еще думаете, что это так? Главная линия обороны обойдена с флангов. Вы случайно не думаете, что это наша линия обороны? Многие ваши части были отрезаны от линий коммуникации и взяты в плен. Начинается крупное сражение с целью окружения! Разве не вы сражаетесь спиной к морю, окруженные со всех сторон сильным противником?"

Эта листовка не только не произвела никакого впечатления на "янки", но и причинила большой вред германскому командованию, поскольку попала в руки немецких солдат. Им стало ясно, что битва за Италию приближается к завершению, и что ее исход будет не в их пользу (указанные в листовке факты от них скрывались).

* * *

Порядок расположения аргументов тоже имеет значение. В частности, целесообразно располагать информацию, непосредственно ориентированную на изменение установки ("сильные аргументы"), перед любой другой, не связанной с решением этой задачи. В большинстве случаев наиболее действенным считают расположение "сильных аргументов" в середине текста сообщения (так называемая "пирамидальная модель" воздействия).

Эффективность же текстов с "сильными аргументами", расположенными в начале и в конце сообщения, зависит от установок объекта психологического воздействия. Если он проявляет значительный интерес к теме сообщения (т.е. у него имеются по этому вопросу положительные установки), то более эффективен текст, в котором "сильные аргументы" содержатся в конце сообщения (так называемая "кульминационная модель" воздействия). Если же объект относится к теме сообщения безразлично, то лучше разместить "сильные аргументы" в начале текста ("антикульминационная модель"), чтобы сразу привлечь необходимое внимание.

В-третьих, воздействие убеждающего сообщения на противника во многом зависит от того, какие призывы (лозунги) в нем подобраны и как они подаются.

Специалисты психологической войны различают и широко используют:

1. Прямые призывы. Они предполагают убеждение, основанное на предъявлении сильных прямых аргументов. Объекту воздействия в этом случае открыто предлагают то, что ему следует сделать: "Прекратите сопротивление!", "Сдавайтесь в плен!", "Используйте пропуск!", "Переходите на нашу сторону!" и т.п. Прямой призыв может касаться уклонения от боевых действий. В этом случае солдат противника призывают "не строить из себя героев", "не высовываться из окопов и переждать бой в укрытии", симулировать болезнь, выводить боевую технику из строя, требовать от командиров оказания медицинской помощи и т.д.

Содержащееся в прямом призыве требование высказывается ясно, недвусмысленно, резко и поэтому понятно абсолютно всем. Вместе с тем прямые призывы дают положительные результаты лишь тогда, когда военнослужащие противника по своему морально-психологическому состоянию созрели для выполнения требований, в них содержащихся.

2. Косвенные призывы. Представляют собой убеждение путем намеков и обещаний. В условиях войны косвенные призывы - это обычно сообщение противнику подходящих возможностей сохранения жизни, в котором однако отсутствует прямой совет немедленно приступать к их реализации. Например, если листовка убедительно доказывает, что плен обеспечивает большую безопасность, чем продолжение сражения, то от призыва "Сдавайтесь в плен!" отказываются, ибо он и так вытекает из содержания листовки.

Косвенные призывы наиболее эффективны при использовании их в замаскированных материалах. Например, удачно поданное ложное сообщение "военной полиции противника" о проблемах в ее деятельности в связи с резким увеличением количества дезертиров и трудностью их задержания в крупных городах может больше способствовать самовольному оставлению части военнослужащими, чем прямой призыв к подобным действиям.

3. Призывы на основе конкретных примеров. Обычно они представляют собой популяризацию (пропаганду) конкретных действий военнослужащих противника, которые уже последовали призывам. В этом случае сам призыв скрыт показом тех преимуществ, которые полу чили лица, совершившие те или иные действия. Особенно сильное воздействие на солдат противника оказывает обращение через звуковещательные станции бывших сослуживцев, их рассказ о способах сдачи в плен. Причем сам рассказ не обязательно должен сопровождаться призывом следовать примеру сдавшегося в плен.

Разновидностью призыва на основе примера является обратный отпуск военнопленных, - наилучший способ агитации в пользу плена.

4. Неопределенные призывы. Они побуждают объект самостоятельно прийти к выводам, логически вытекающим из предъявленной ему аргументации, хотя в тексте сообщения отсутствуют конкретные предложения.

Если, например, морально-психологическое состояние военнослужащих противника достаточно устойчивое, а боевой дух высок, то любой призыв к ним только подорвет их доверие к пропаганде противника. Вместо этого надо предложить им задуматься о смысле происходящего, о своей роли в текущих событиях. Важно, чтобы в результате такого психологического воздействия у них возникло желание обсудить сложившуюся обстановку с товарищами, появилось стремление не жертвовать собой понапрасну, найти способ остаться живым.

Так, одна из листовок, распространявшихся американскими органами психологической войны среди иракских военнослужащих демонстрировала преимущества продовольственного обеспечения военнопленных. Вот ее текст:

"Порция еды, которую предоставляет Вам Саддам: ?

Ежедневное меню объединенных сил:

Завтрак: яйцо, хлеб с маслом, 2 фрукта, фруктовый сок, молоко, кофе, чай.

Обед: мясо, фасоль или картошка, бутерброд с сыром, сладости, фруктовый сок.

Ужин: мясо, хлеб с маслом, зелень (овощи), яйцо, молоко, фрукты и фруктовый сок, кофе, чай.

Пленные питаются так же, как солдаты объединенных сил".

Призывы, содержащиеся в информационно-пропагандистских материалах, можно подразделить на:

а) обращенные к гражданскому населению противника. Они призывают к массовым активным выступлениям (демонстрациям, забастовкам, пикетам и т.п.) с требованиями прекращения войны, к отказу работать на войну; к уклонению от мобилизации в армию; к организации движения сопротивления; к лояльному поведению по отношению к вооруженным силам противника и т.д.

б) обращенные к военнослужащим противника. Как правило, они указывают пути выхода из войны, среди которых главными являются: уклонение от выполнения приказов; вывод из строя боевой техники; самовольное оставление поля боя, дезертирство; устранение командиров; сдача в плен.

Конечно, призывы надо использовать продуманно, с учетом морального состояния населения и военнослужащих противника. Например, призывая к сдаче в плен, следует помнить, что это действие сопряжено с серьезной психологической ломкой. Поэтому необходимо знать, когда и при каких условиях следует агитировать солдат и офицеров в этом направлении, избегать преждевременных призывов подобного рода. Призывы сдаваться обычно тщетны в начале войны, когда моральный дух обеих сторон еще высок и нет достаточных оснований задуматься над тем, что происходит. Другое дело, затяжная кампания, когда войне не видно конца, а тем более - вереница поражений. Тогда человеку, призывающему "Переходите к нам", или "Я уже здесь! Мне здесь хорошо!", могут поверить.

Призывы к сдаче в плен следует широко использовать только после имевших место на данном участке фронта неоднократных случаев сдачи в плен. Если личный состав противника психологически не созрел для этого, а ему рассказывают о путях сдачи, то это может привести не к снижению морального духа, а, наоборот, к озлоблению. Особенно осторожно следует обращаться с призывами, имеющими яркую эмоциональную окраску, такими, например, как "Сдавайтесь!" Лучше употреблять призывы, которые не унижают личное достоинство солдат противника, типа: "Прекращайте боевые действия!", "Переходите линию фронта!", "Переходите к нам!" и т.п. Нельзя также призывать к совершению поступков, являющихся откровенным предательством.

В-четвертых, эффективность убеждающего воздействия во многом зависит от правильного выбора его формы. Этот выбор обусловлен целями и задачами психологических операций, конкретными условиями обстановки и некоторыми другими факторами.

Так, радиовещание гарантирует высокую оперативность, легкость восприятия информации, однако возможности для ее восприятия существуют далеко не всегда. Печатную продукцию можно хранить длительное время, неоднократно изучать (что способствует лучшему запоминанию), передавать из рук в руки. Однако она значительно уступает в оперативности, а хранение ее в военное время преследуется карательными органами.

Воздействие ситуации информирования. Под ситуацией информирования психологи понимают те условия, в которых оно осуществляется, а также характер реакции объекта на содержание сообщения. Обычно ситуацию информирования с целью убеждения делят на индивидуальную и массовую.

Индивидуальная ситуация складывается тогда, когда воздействие удается осуществить на какую-то конкретную аудиторию, с учетом ее психологических характеристик. Это может быть и устное вещание на одно из подразделений войск противника, находящееся на переднем крае его обороны, и радиопрограмма, предназначенная для какой-то определенной социально-психологической группы населения.

В индивидуальной ситуации воздействия с целью убеждения легче определить приемлемый стиль подачи информации, легче выстроить аргументацию, легче подобрать необходимую лексику и т.д. Поэтому эффективность воздействия на войска и население противника в этом случае значительно выше, чем в массовой ситуации.

Массовая ситуация имеет место тогда, когда информирование с целью убеждения осуществляется одновременно на многочисленную разнородную аудиторию. В этом случае обеспечить надлежащую адресность воздействия очень сложно. Специалистам психологической войны приходится исходить тогда из общих психологических закономерностей восприятия.

В частности, они учитывают следующие закономерности:

- убеждающее воздействие, содержащее сильные аргументы против какого-то мнения, которого придерживается адресат, более эффективно тогда, когда внимание объекта чем-то отвлечено (иллюстрациями в листовке, музыкальным сопровождением и различными шумами в радиопередаче, видеорядом в телепрограмме);

- эффект "контрастной оценки далеко отстоящих позиций", суть которого в том, что если содержание убеждающего воздействия кажется резко отличным от позиций его объекта, то оно оценивается как совершенно неприемлемое.

- эффект "ассимилятивной оценки далеко отстоящих взглядов", в силу которого если содержание убеж дающего воздействия кажется незначительно отличающимся от взглядов адресата, то последний часто отождествляет собственные взгляды с содержанием убеждающего воздействия.

Продолжение следует...

Ближайшие открытые семинары и тренинги А. Деревицкого:


Москва:
9-10 октября 2002 г.: - "Система улучшения продаж".
13-14 ноября 2002 г.: "Персонализация продаж" - для тех, чьи продажи не являются стандартными, а принятие решения сильно зависит от "человеческого фактора".
15 ноября 2002 г.: "НЕТ-тренинг" - тренинг работы с возражениями клиентов.
4-5 декабря 2002 г.: "Увеличение продаж при помощи эффективной подготовки персонала" - тренинг для внутрифирменных тренеров, руководителей отделов продаж, которые хотят сделать постоянное обучение своего торгового персонала нормой.
Организатор - Учебный центр SRC.
Записывайтесь по тел. 255-54-37, 255-15-69. E-mail: training@src.com.ru или на сайте.

Киев:
17-18 октября 2002 г. - "Система улучшения продаж". 20 ноября 2002 г. - "НЕТ-тренинг" - тренинг работы с возражениями клиентов. 21-22 ноября 2002 г. - "Персонализация продаж"
Организатор - Татьяна Ситник, антрепренер А.Деревицкого в Украине, Белоруссии.
Тел.: +380 67 9128474, (044)5195176.
E-mail: TNSitnik@ln.ua.

Ростов-на-Дону:
2-3 ноября 2002 г. - "Система улучшения продаж".
15-16 февраля 2003 г. - "Агентские технологии в личных продажах"
5-6 апреля 2003 г. - "Искуссные приемы активных продаж"
Организатор - Консалтинговый Центр "Новая работа"
Тел.: (8632) 923-700, 618-099
E-mail: kcnr@kcnr.ru

* * *

Новости сайта

Манипуляции в быту, политике, на войне, в криминальной жизни - в книге Алексея Воеводина "Стратагемы — стратегии войны, манипуляции, обмана".

Начата публикация фундаментального труда А.Волкова "Курс русской риторики".

Copyright © 2001-2002
"Боевые говоруны"

Публикация материалов сайта разрешается только в случае указания на страницу как на источник получения информации, при этом во всех ссылках обязательно явное указание адреса веб-сайта.


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное