Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Экспортируй! Импортозамещай!

  Все выпуски  

Что выгоднее, экспортировать или импортозамещать?


лого.jpg

 

Рассылка для руководителей и владельцев компаний

Экспортируй! Импортозамещай!

Выпуск от 4 августа 2016 г

Что выгоднее, экспортировать или импортозамещать?

Добрый день, дорогие читатели!

Сегодня хотелось бы поговорить немного не только об экспорте, но и об импортозамещении. И делать мы это будем в основном на примере продовольственного сегмента, где этот процесс идет наиболее активно и начался раньше.

Все из вас наверно помнят кризис 1998 года, который больно ударил по импортерам, и особенно быстро это сказалась на импортерах продовольственных товаров. У людей оказались склады консервов и прочих импортных вкусностей, взяты по договорам за валюту, а реализовывать их по новому, выросшему мгновенно в 2 раза, курсу "условной единицы" оказалось практически невозможно, народ не мог перестроиться мгновенно. И если консервы могли и полежать на складе, то быстропортящиеся вещи приходилось отдавать за бесценок, что разорило тогда многих... Именно тогда началось возрождение нашей промышленности по производству продуктов. Достаточно быстро это проявилось в бакалейных продуктах — муке, крупах, макронах, кондитирке, конфетах, хлебобулочных изделиях... Постепенно открылись новые консервные заводы, что тоже сказалось на ассортименте наших магазинов. И процесс этот продолжается все более и более успешно.

В 2010 году правительством России была принята Доктрина продовольственной безопасности. В ней перечислены критичные для России продукты и минимальный уровень их собственного производства. Это зерно (95 %), сахар (80 %), растительное масло (80 %), мясо (85 %), молоко (90 %), рыба (80 %), картофель (95 %) и пищевая соль (85 %). А теперь давайте посмотрим, какие результаты достигнуты за 5 лет.

В России выросли показатели продовольственной безопасности по ряду направлений. Страна полностью обеспечивает себя зерном, маслом, сахаром, картофелем. В 2015 году впервые за долгие годы удалось достичь и даже превысить порог. Об этом 28 апреля заявил министр сельского хозяйства Александр Ткачев.

Согласно Доктрины продовольственной безопасности по мясу, доля отечественной мясной продукции в общем объеме ресурсов должна быть не менее 85%. По итогам первого квартала 2016 года показатель достиг 87,4%.

Только за последний год поставки импортного продовольствия сократились на треть (33,6% до 26,5 млрд долларов против 39,9 млрд долл. в 2014 году), при этом импорт мяса птицы сократился почти в 2 раза (до 253,4 тыс. т на 44,2% по сравнению с 2014 г.), а по свинине Россия перестала быть крупнейшим импортером в мире (в 2015 г. импорт составил 304,5 тыс. т).

И что радует, так это рост не только количественных показателей, но и качественных. Зайдите в магазины, и вы увидите хорошие отечественные продукты, спокойно конкурирующие не только по цене, но и по вкусу с импортными аналогами. Растет производство фермерских продуктов, различных экологических брендов, которые нацелены на покупателей с высоким доходом, готовых платить приличные деньги за свежий высококачественный продукт.

И вот теперь, когда наши производители выросли и окрепли на внутреннем рынке, они достаточно легко стали выходить на рынки соседних стран, особенно азиатского региона, где потребность в продовольствии растет с каждым годом. Если посмотреть на то же мясо, то в 2015 году экспорт мяса птицы и свинины вырос на 20%. В целом по итогам года Россия экспортировала сельхозпродукции и продовольствия на 16 млрд долларов — это в 2 раза больше, чем 5 лет назад. По данным же за первый квартал текущего года общая стоимость зарубежных поставок продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья из России составила 5,11 миллиардов долларов. Этот показатель на 5,4 процента выше, чем за тот же период прошлого года, а в физических объемах экспорт продукции агропромышленного комплекса увеличился на 30,5 процента.

Радует, что экспорт, который сейчас в основном состоит из экспорта зерна (по итогам года Россия заняла 1 место в мире), постепенно также распространяется и в область готовой продукции. Российские мука, крупы, кондитерка, мороженое уже хорошо известны за рубежом. Алтайские зернопереработчики, например, имеют большой опыт по поставкам муки в различные страны, включая азиатские, поэтому смогут адаптировать производство под запросы партнеров из КНР, где потребители привыкли к совсем другим характеристикам этого продукта, нежели к тому, который традиционно выпускают в России. По итогам прошлого года из Алтайского края в Китай было отгружено 5,4 тысяч тонн пшеничной и ржаной муки, 0,3 тысячи тонн крупяных продуктов и 4,8 тысячи тонн гречневой лузги и гречихи в объеме 1,5 тысячи тонн.

Российские производители сосисок и других готовых мясопродуктов готовы начать экспортировать свою продукцию в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Как сообщает Global Meat  со ссылкой на главу Дальневосточной мясной ассоциации Павла Китаева, переговоры о сотрудничестве по этому направлению сейчас идут с китайскими, корейскими и японскими компаниями.

По итогам прошлого года объемы экспорта продовольствия из РФ в Японию оценивались в 290 миллионов долларов. Причем до 90 процентов в этом показателе составляли рыба и морепродукты. Сейчас японские власти готовятся провести комплекс мероприятий по проверке российского мяса и зерна на предмет соответствия всем стандартам качества.

Кроме того на рынках стран Азии растет спрос на различные сибирские дикоросы. Особенно популярны за рубежом соки-нектары, варенье, протертая с сахаром ягода и кедровое молочко, которое производится из ядра кедрового ореха. Хорошие экспортные перспективы у таких качественных продуктов из натурального сырья, как конфеты из кедрового ореха, варенье из сосновых шишек, из облепихи с имбирем, брусники с корицей, клубники с мятой.

Так, например, только в Томской области объемы промышленной переработки продукции в сфере возобновляемых природных ресурсов выросли до двух миллиардов рублей, причем получаемые натуральные соки, джемы, кондитерские изделия, грибная консервация, продукты из речной и озерной рыбы, мяса диких животных по своим потребительским качествам значительно превосходят продукты импортного происхождения. Это ли не прекрасный образец импортозамещения и вывода на экспорт российских товаров?

Таким образом вопрос о том, что выгоднее, импортозамещение или экспорт, не столь важен, так как одно является логическим продолжением второго. Развивайте у себя в стране производство продукции, способной конкурировать с импортными аналогами, наращивайте его объемы, и тогда следующим шагом будет вывод ваших товаров на экспорт в другие регионы.

Если же у вас уже есть такой продукт на внутреннем рынке, то что вас останавливает от следующего шага — накопленные страхи, инертность или незнание того, как это можно сделать с минимальными затратами времени и денег? С чего начать, как правильно найти партнеров, какая страна лучше подходит для какого продукта, как не совершить грубых ошибок — на все эти вопросы и многие другие можно будет получить развернутые ответы с реальными примерами на 2-й экспортной конференции компании БизнесФорвард в Сочи .

BusinessForward

Тел. 8(800) 333-09-69

2016 BusinessForward. Все авторские права защищены законом.

В избранное