Этот вопрос я не задавал группе уже очень давно. Может быть - отчего-то интуитивно осторожничал…
А вот на протяжении первых десяти лет тренерской работы я об этом спрашивал почти на каждой программе:
- Друзья, а у кого из вас было свое дело? Ну какой-нибудь свой бизнес. Пусть небольшой. Пусть контейнер на базаре или три-четыре машины такси. Кто хлебнул вольного предпринимательства?
В 94-м в ответ поднимала руки половина группы. Потом рук становилось все меньше и меньше. И вот впервые на прошлой неделе участники тренинга лишь заинтересованно переглядывались, но руки уже не поднял никто.
Но исчезновение в учебных группах людей с собственным предпринимательским опытом - это не единственная перемена последнего времени. Похоже, что в людях, теперь работающих в продажах, исчез и сам предпринимательский дух.
Наличие во взводе всего пары бойцов с реальным боевым опытом способно в корне изменить атмосферу подразделения. То ли случайные воспоминания, то ли неожиданно вкрученная байка, то ли само присутствие людей, которым довелось побывать на грани, - но что-то мистически преображает бытовой уклад и рабочие отношения.
В сегодняшних торговых коллективах люди с собственным предпринимательским опытом стали настоящей редкостью. Особенно - в сравнении с безумными девяностыми. Наверное, это нормально - приходить к своему делу после работы на кого-то иного. Поэтому, вряд ли стоит об этих переменах сожалеть. Эти перемены не только нормальны, но, наверное, и хороши - меньшее количество людей ломает свои судьбы, снова возвращаясь в найм, меньше разочарований, меньше шрамов и нервных комплексов.
Но если не только на мой, но и на ваш взгляд мы из-за таких перемен что-то потеряли, то, возможно, стоит это вернуть каким-то иным путем.
Сегодняшним продавцам не хватает не только предпринимательского духа. Им из-за отсутствия опыта личных, собственных дел сегодня еще недостает правильного понимания клиентов.
С уходом этих людей что-то сломалось именно в идеологии отношений, во взаимопонимании с заказчиками.
Но ведь это тот пробел, который отчасти могут заполнить работодатели и топ-менеджеры. Рассказать о том, как ты сам искал свою тему и свой путь, как обжигался, как набивал шишки методом проб и ошибок. А тем более - дать предпринимательское восприятие сегодняшнего успешного дела!..
Я подозреваю, что лет через пять сеансы таких рассказов станут привычным элементом рабочего графика фирменных ветеранов. И если сейчас это может удивлять, то учиться рассказывать такие истории стоит начинать уже сегодня. Это, кстати, называется сторителлингом…