Во многих случаях поведение человека можно достаточно эффективно предсказать, зная его индивидуальные особенности и структуру ситуации.
Но это верно в тех случаях, когда внешние условия стабильны, а сам человек не стремится прыгнуть выше головы, живя.
Если же внешние условия ломаются, делая сложившиеся структуры приспособления к миру неэффективными, или если человек сам испытывает неудовлетворенность внешне весьма благополучным ходом своей жизни, только экзистенциальная психология может помочь понять, что происходит с человеком на острие кризиса - внешнего или внутреннего, угрожающего личности или выводящего ее на новый уровень существования.
Таким образом, под углом зрения объекта и предметной области экзистенциальная психология предстает как психология взаимоотношений человека с жизненным миром, взятым как целое.
Она исходит из признания наличия и принципиальной важности общих законов бытия человека в мире, познание которых необходимо для решения любых конкретных проблем.
Экзистенциально-психологический анализ расширяет контекст рассмотрения человеческих проблем до общих принципов бытия, вовлекая в анализ <вечные> вопросы человеческого существования.
Это оказывается не только единственно возможным способом решения этих <вечных> проблем, но и весьма продуктивным путем решения проблем, которые поначалу кажутся гораздо более простыми и локальными.
То, что происходит с нами в процессе жизни, не выводимо полностью (хотя в отдельных случаях такое выведение вполне возможно) ни из каких сущностей или структур типа характера, установок, темперамента, классовой принадлежности, национальности или даты рождения, а также стимульной ситуации, социальных норм и др.
Имея возможность вверить себя действию любых из этих факторов, отказавшись - на время или насовсем - от своей экзистенциальной, человеческой специфики, человек сохраняет также возможность в любое время восстать против них и вернуть себе свою человеческую сущность.
Именно поэтому экзистенциальная психология особенно необходима в двух крайних случаях:
в трагических ситуациях, перед лицом смерти, невосполнимой потери, разрушения личности и в ситуациях самотрансценденции
выхода личности за свои пределы, стремления вверх, к безграничному развитию, не вызванному никакой житейской необходимостью и потому необъяснимому
необходимость реализации собственных способностей, возможностей и талантов.
Если это все не реализовано - вам угрожает "кризис середины жизни".
Кризис проявляется в немотивированных депрессии, хандре, тревоге, тоске, бессмысленных семейных неурядицах, недовольстве собственной жизнью.
Или в соматическом неблагополучии - вегетососудистой дистонии, самых разных недомоганиях, отравляющих существование, а врачи при этом не находят никаких отклонений в показателях здоровья или эти отклонения совершенно не соответствуют тяжести недомоганий.
И острое ощущение понапрасну растранжириваемого времени такой короткой собственной жизни.
И только обращение к экзистенциальной терапии позволяет не только снять симптомы заболевания, но и в корне изменить к лучшему течение собственной жизни.
Именно поэтому экзистенциальная психология встречает особый отклик в Белоруссии.
Именно поэтому она стала порождением XX века - века грандиознейших разломов и кризисов, краха прежних представлений о том, что такое человек и человечность.