Советы бизнес-консультанта. Организация глазами 'человека бизнеса' и психотерапевта
Организация глазами "человека бизнеса" и глазами психотерапевта
Добрый день!
Осенью мы проведем мероприятия для собственников и руководителей:
Глубокий авторский годовой курс "Развитие организаций в гештальт-подходе" для бизнес-консультантов и тренеров, психотерапевтов, собственников бизнеса и топов с 16 сентября в Эко СПА-отеле Welna в Тарусе. Курс пройдет уже в четвертый раз.
Программа 1 ступени Московского Гештальт Института "Основы гештальт-терапии". Участие в программе позволит получить интенсивный опыт групповой и личной терапии в роли клиента, а также познакомиться с базовыми понятиями и принципами гештальт-подхода. С 23 сентября в Москве.
Стратегические сессиис командой вашей организации. В вашем регионе или ином красивом месте. Есть еще несколько свободных дат летом, и мы активно планируем осень. Это самое загруженное время года, ближе к делу все время будет расписано - успевайте забронировать даты..
Тема выпуска. Организация глазами "человека бизнеса" и глазами психотерапевта
Михаил Рыбаков - бизнес-консультант, организационный терапевт, ведущий стратегических сессий, психолог (гештальт-подход). Основатель команды «Михаил Рыбаков и Партнеры».
Ольга Пайвина - ведущая стратегических сессий, организационный терапевт.
Можно сказать, что это два разных мира. То есть реальность одна, а представления о ней различаются как небо и земля.
Давайте изучим оба взгляда, чтобы научиться вставать на обе точки зрения. Потом – наводить между ними мосты. А потом видеть с обеих позиций одновременно.
Конечно, взглядов больше чем два. Так, взгляды владельца бизнеса, наемного руководителя, рядового сотрудника, бизнес-консультанта и бизнес-тренера серьезно различаются. Как различаются, к примеру, взгляды гештальт-терапевта, психоаналитика, специалиста по НЛП и системного расстановщика. Однако я предлагаю для удобства выделить два полюса: человек бизнеса – с одной стороны, психотерапевт или психолог – с другой.
Итак, для делового человека организация – это:
Цели собственника бизнеса и ключевых наемных руководителей. В основном финансовые, но не только. Цели долгосрочные, средне- и краткосрочные. Показатели (KPIs), по которым можно отслеживать достижение целей.
Активы материальные (здания, станки, машины и пр.) и нематериальные (технологии, ноу-хау, бренды, и др.).
Клиенты, продукты (товары и услуги), конкуренты, преимущества, доля рынка и т. п. Каналы продаж и способы удержания клиентов.
Организационная структура (подразделения, должности и подчиненность), которая определяет власть, полномочия и ответственность. Явная и скрытая борьба за власть и ресурсы между подразделениями, между отдельными людьми.
Для наиболее прогрессивных руководителей – бизнес-процессы и проекты как способы описания и оптимизации работы организационного механизма.
Системы управления бизнесом, например СМК, информационные системы.
Относительно современные и прогрессивные подходы и инструменты управления: от бюджетирования и центров финансовой ответственности (ЦФО) до бережливого производства, гибкого управления типа Agile и различных методов самоуправления.
Взаимодействие с государством и различными его органами.
Сотрудники, от которых много проблем, – сложно найти адекватных и опытных, они безответственны, постоянно ленятся и косячат, сопротивляются изменениям, враждуют между собой и с руководством, недостаточно любят фирму и клиентов, увольняются в неподходящий момент. И, конечно, хотят слишком много денег.
Конечно, мы утрируем, но лишь слегка: многие деловые люди видят бизнес именно так.
Для психотерапевта
организация – это разновидность группы, сообщества людей:
Сами люди. Их радостные и горестные переживания, стремления, цели и пр.
Подгруппы людей, объединенные как по формальным признакам (уровень в иерархии, время работы в компании, функциональное подразделение, филиал, проект и пр.), так и неформальным (коллеги, друзья, родственники, любовники и пр.). Целостность и раздробленность.
Взаимоотношения между людьми и их группами.
Привычка, желание и способность людей слушать и слышать друг друга, приходить к согласию. Принятые способы обхождения с противоречиями и конфликтами.
Психологическая атмосфера в компании, ее дух. То, что порой сложно описать словами, всегда ощущается, хотя и не всегда осознается.
Уровень «энергии» коллектива и ее оттенки.
Культура организации. Не как формально описанная миссия, принципы взаимодействия и т. п., а как настоящее отношение людей к компании, руководителям, друг другу, клиентам, работе и пр. Неписаные правила, по которым живет это сообщество людей. Типичные ценности и убеждения.
История организации. Описанная не в рыночных достижениях и провалах. А в ключевых событиях, судьбах и эмоциях. Продвигающих вперед и, наоборот, травмирующих людей и команду в целом ключевых событиях.
Реальный (а не декларируемый) стиль управления. Способы принятия больших и малых решений, контроля выполнения, поощрений и наказаний.
Готовность или неготовность меняться. Сложившиеся виды сопротивлений и их причины.
Основные фигуры группы – темы, волнующие людей. Их совпадения и отличия от целей руководителей верхнего уровня.
Осознанность команды: как в целом, так и по различным подгруппам. То есть способность чувствовать и понимать свое текущее состояние, потребности и способы их реализации.
И многое другое…
Деловой взгляд на компанию – это ясное понимание бизнеса и его архитектуры. Говоря языком компьютерщиков, это «железо», hard
от англ. hardware – оборудование): процессор, память, экран и т.п.
Терапевт же видит в основном не бизнес-систему, а людей, которые в ней работают и проводят значительную часть жизни. Soft (от англ. software – программа, программное обеспечение), говоря по-компьютерному: программы, установленные поверх «железа».
Так что важнее – hard или soft?Взгляд бизнесмена или психолога?
Исходя из нашего опыта – и то и другое.
Если замечать только рациональную
часть бизнеса и управлять им соответственно, вас ждут очень болезненные разочарования. Ведь живые (а не придуманные) люди – во многом иррациональны, нелогичны. Мы подробно обсудим это в последующих главах. Как сделать, чтобы при всех своих странностях люди «добровольно и с песней» работали на благо компании, активно участвовали в ее развитии. Искренне, без необходимости ими манипулировать и сильно принуждать.
Если же видеть в организациях только людей и их психологию, то может и получится сделать их жизнь краше и приятнее. Но это вряд ли поможет компании, ее собственнику и топ-менеджерам. А возможно, даже развалит бизнес: сотрудники почувствуют, что занимаются не тем, что им по душе, задумаются о смысле жизни – и… прощай бизнес. Компания понесет большие потери; не факт, что и людям станет в итоге хорошо. Конечно, порой здорово бросить все и уехать на месяц-другой на Бали или в Гоа вместо того, чтобы впахивать в бизнесе. Вот только радость эта зачастую длится недолго. Проверено на себе J. Гораздо лучше выстроить работу, сонастроить команду компании так, чтобы людям не перегорать, а радоваться каждому наступающему и уходящему дню.
Организационный терапевт при работе совмещает деловой и психологический взгляды на бизнес.
Стоит всегда помнить и о том, что основной Заказчик нашей оргтерапевтической работы – собственник бизнеса. Мы работаем на его запрос, в его интересах.
Практическое задание. Опишите свою компанию глазами человека бизнеса и отдельно – глазами психолога.
***
С 16 сентября уже в четвертый раз с 2019 года пройдет курс "Развитие организаций в гештальт-подходе". Группа небольшая, до 25 участников. Осталось несколько мест. Курс проходит в прекрасном загородном Эко СПА-отеле Welna в Тарусе (под Калугой в 2 часах езды от Москвы).
В курсе участвуют как собственники бизнеса и топ-менеджеры, так и бизнес-консультанты, коучи, психологи, специалисты других помогающих профессий.
Если вы хотите участвовать в курсе, напишите на info@mrybakov.ru, расскажите вкратце о себе, и почему вы хотите на это обучение.
Отзыв участника курса
Алексей Шульгин, собственник компании «Инфокрафт», г. Петрозаводск
Мы занимаемся разработкой программного обеспечения в сфере ЖКХ лет 18-20.
Я сейчас нахожусь в городе Таруса в СПА-отеле Велна на курсе организационной терапии Михаила Рыбакова и Ольги Пайвиной. Хочу поделиться своими впечатлениями и пояснить, зачем я здесь оказался.
Оргтерапия была мне интересна как способ развития моей компании. Развитие – это очень большой приоритет и ценность, и я всегда нахожусь в поиске инструментов, способов и в движении. И я очень рад тому, что я здесь оказался. Здесь удалось прикоснуться к тем граням компании, которые я в повседневной жизни не видел. Я большую часть времени я смотрел на компанию как на бизнес-процессы, на цели, на оргструктуру, на какие-то взаимодействия. Но оргтерапия дала возможность взглянуть на людей и их отношения, на их чувства, на то, что происходит на самом деле, более детально, глубоко – так, как я раньше не видел. Я стал видеть компанию более целостно. Картина стала более проясненной, многогранной. И мне это очень нравится и помогает видеть точки роста – как можно вырасти, где в компании есть напряженности. Раньше я и слов таких не знал А сегодня я это стал видеть, замечать, управлять этим, помогать разрешаться, высвобождать энергию людей на развитие. Как раз это мой запрос – развитие компании. И на этом курсе я смог увидеть источники этой энергии.
Сейчас в компании идут большие, но аккуратные изменения. И я очень благодарен организаторам курса Михаилу и Ольге за то, что в очень доступной, экологичной, безопасной и доброй атмосфере они дают через практику прикоснуться, узнать и познать способы работы с компанией в терапевтическом подходе.
Я рекомендую всем, кто серьезно занимается развитием своей компании обратить внимание на организационную терапию. Это инструмент будущего, который дальше будет только развиваться, процветать, обретать своих сторонников, и сейчас можно занять место в авангарде и строить свою компанию более гармонично и целостно. Спасибо!
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Telegram канал: https://t.me/mikerybakov