Советы бизнес-консультанта. 367. Согласие в управленческой команде
Уважаемые читатели, добрый день!
Советы бизнес-консультанта
Согласие в управленческой команде
Выпуск N367, 24.05.2016. Общая аудитория - свыше 100000
читателей. Регулярно выходит с 10'2007
Летний бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе»
- живое практическое обучение собственников и топов, которое провожу лично я,
Михаил Рыбаков. Хорошая возможность вывести Ваш бизнес на новый уровень.
Вот отзывы
сотен участников наших прошлых лагерей.
При оплате в мае - скидка. Для команд
от одной компании особо добрые условия участия. А также - если Вы
порекомендуете бизнес-лагерь друзьям из других компаний.
Успевайте
забронировать места для себя и своих коллег. В этом году группа
набирается особенно быстро.
***
Михаил
Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков
и Партнеры".
Вместо предисловия
На днях я общался с владельцем бизнеса - танцевальной студии. Компания
растет, несмотря на кризис, открывает новые площадки, расширяет штат
сотрудников. Естественно, возникают проблемы роста: неразбериха, снижение
управляемости, новички меньше вовлечены в работу, чем костяк коллектива, шеф
тянет многое на себе.
Бизнесмен - назовем его Иван, знает о нашем подходе к наведению порядка в
бизнесе (читал мою книгу и пр.), он ему нравится. Обсуждаем нашу возможную
работу с его командой, определяем даты стартовой
стратегической сессии.
Иван полон вдохновения и радостных ожиданий.
И
тут я выясняю, что он - не единственный собственник. Есть еще двое. Я
спрашиваю: "А они точно одобрят изменения в бизнесе?" - "Да, конечно, они
только инвесторы, делегировали мне все полномочия по управлению", отвечает
Иван, директор компании.
Опыт подсказывает мне, что нельзя игнорировать ключевых участников команды,
тем более совладельцев бизнеса. Ведь они могут легко перечеркнуть все
новшества. Нужно договариваться. Чтобы они не просто знали о предстоящих
изменениях, но стали их сторонниками. Говорю об этом Ивану.
Он берет паузу на неделю, встречается с партнерами. Потом звоним мне,
извиняется: "Мои партнеры даже слышать не хотят про изменения. Простите,
Михаил, но похоже, что нам придется отложить сотрудничество".
Конечно, я готов и подождать. Мне важно не "впарить" свои услуги, не
"закрыть сделку", "дожать клиента", как говорят некоторые. Нужно, чтобы
Клиент осознанно стремился к изменениям в бизнесе, понимал предстоящий путь
и был готов по нему пройти. Причем Клиент для меня - это не один человек,
пусть даже и самый главный в компании. Клиент - это команда ключевых людей.
Для начала - владельцы бизнеса.
Кстати, ситуацию, когда один из собственников хочет перемен в бизнесе, а
другие против - мы встречаем очень часто. У нас даже особый формат работы
есть - сессия
только с совладельцами бизнеса. В последние годы мы часто их проводим - если
у нашего Заказчика (как правило, это основатель компании) хватает
авторитета, чтобы убедить своих партнеров.
А в конце - совсем свежий пример того, что происходит, когда в команде
удается договориться .
Согласие
в управленческой команде
С точки зрения иерархии бизнес представляет собой пирамиду:
В проекте изменений (как и вообще в работе компании) очень важно достигать согласия в управленческой команде. Мы подробно рассматривали это в пункте 8.4 «Осознаем и договариваемся».
Если у вас микробизнес – добейтесь согласия сразу между всеми ключевыми людьми.
В среднем и крупном бизнесе эта задача сложнее: больше людей, уровней власти, неформальных связей и т.д.
В каких вопросах нужно достичь согласия? Например:
Где мы как компания сейчас находимся? Какие у нас проблемы?
Куда развивать бизнес? Для собственников и топов ответ на этот вопрос вытекает из их личных целей
(см. главу. 6 «Ваши личные
цели и цели бизнеса»). У людей такого уровня больше свободы в жизни, чем у других. Они оказывают сильное влияние на бизнес. Тупо заставить их «поворачивать северные реки на Юг» невозможно, да и не нужно.
Как прийти к намеченному видению и целям? Какова стратегия?
Какие у нас базовые ценности? Какие принципы управления?
И множество других вопросов. Например – какие процессы в нашем бизнесе считать основными?
Желательно достигать согласия сверху вниз: по уровням иерархии и неформального влияния.
Сначала нужно договориться совладельцам и людям, входящим в их узкий круг.
Например, это могут быть близкие родственники, влияющие на бизнес. Часто – жены или мужья владельцев.
Затем к людям этого уровня добавляются топ-менеджеры. В крупном и среднем бизнесе – это вице-президенты, директора по направлениям, иногда – директора регионов (Сибирь, Юг и т.п.) и самых больших дочерних компаний.
В малом бизнесе этого уровня обычно нет. Возможно, есть один-два ключевых руководителя, близких к владельцам.
Среднее звено. Руководители департаментов, отделов, цехов и т.п., а также их замы.
В холдингах и группах компаний к этому уровню можно отнести директоров дочерних и зависимых компаний.
Ведущие специалисты. А также пока не ключевые, но имеющие хороший потенциал для роста.
Что значит – согласие?
То, что все участники команды действительно согласны с тем, что «белое – это белое», а «твердое – это твердое». Не круглое и не деревянное.
Звучит комично, но в жизни бывает очень непросто договориться по, казалось бы, пустяковым опросам.
Потому что (рассмотрим уровень совладельцев и топов):
Часто это друзья детства, однокурсники или родственники –
между ними свои давние «хвосты» в отношениях. Нерешенные конфликты,
обиды. Если в бизнесе участвуют разные поколения родственников, почти
всегда встает вопрос «отцов и детей». Кстати, это не значит, что семейный бизнес – всегда плохо. Зачастую наоборот, ведь людей связывают крепкие узы. Но очень важно правильно выстроить отношения в такой непростой системе: личные и деловые. Управление семейным бизнесом – отдельная непростая задача, с которой мы работаем все чаще в последние годы.
Изменение ситуации влияет на расклад сил и распределение власти.
Для владельцев и топов бизнес – важная часть жизни, от него зависит их
благосостояние и статус. Любые изменения – это большой риск для них лично и их семей.
Как правило,руководители находятся в слиянии с бизнесом и
теми подразделениями, которые возглавляют. Им очень трудно посмотреть на
ситуацию со стороны и сверху. (Слияние – психологический термин. Обозначает состояние
человека, когда он эмоционально слеплен с кем-то или чем-то, не отделяет
себя от другого существа или явления. Например, мать находится в слиянии со своим маленьким ребенком. Часто женщины так и говорят: «Мы покушали,
мы сегодня плохо спали» и т.п., хотя имеют в виду именно ребенка. Хуже, если «мальчику» за 30, а его мама волнуется, что он не может найти хорошую работу или жениться.
Помочь клиенту выйти из болезненного слияния – одна из типичных задач в работе психотерапевта. И бизнес-консультанта, если мы говорим о бизнесе. Правда для этого ему нужно иметь соответствующее образование и опыт.)
Они не умеют и не хотят понимать друг друга.
И так далее.
Двигайтесь сверху вниз. Если наверху серьезные разногласия (а они бывают часто), сначала решите их. Не получается договориться самим – обращайтесь, поможем.
Например, наш клиент – производственно-торговая компания, по одному из видов стройматериалов – крупнейший производитель в России. На стартовой сессии
(см. п. 15 «Организация проекта по
наведению порядка в бизнесе») мы дали людям задание – определить видение будущего, то есть решить, каким будет бизнес через несколько лет.
Утро второго дня началось с выступления основателя компании. Его вдохновенный рассказ был встречен удивленным молчанием команды и вопросом соучредителя: «Слушай, а ты откуда это взял?» – «Сегодня ночью придумал, до 2 часов не спал». Оказалось, что он забыл согласовать свои планы с партнерами.
Постепенно они пришли к согласию – на это понадобилось несколько месяцев плотной работы.
Если вы наверху не можете друг с другом договориться, то у подчиненных тем более начинается «разрыв мозга» – кто прав, кого слушать: «Папы, вы сначала разберитесь там между собой». Или люди могут поделиться на группы, поддерживающие разных боссов. Так часто бывает: это «мои» люди, а это – «твои». У каждого боярина – свое войско.
Так в семье, где у родителей (и бабушек с дедушками) разные подходы к воспитанию – ребенок вырастает с множеством неврозов.
Потом они серьезно осложняют человеку жизнь на долгие годы (их можно постепенно
исправить, работая с хорошим психологом). Голоса авторитетных фигур продолжают звучать в голове человека, ведут там непрерывную борьбу за власть, отнимают силы.
Итак, пока не прорешали важные вопросы наверху, выносить их вниз очень не рекомендую. Но и не выносить нельзя – надо вовлекать людей. Просто все нужно делать правильно.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Есть ли согласие в вашей управленческой команде? Для начала – среди собственников и близких к ним людей.
Если не получается договориться самим (или даже начать серьезный разговор), обращайтесь за профессиональной помощью.
***
А
вот и обещанный happy end:)
Что бывает, когда людям удается договориться, достичь согласия в команде.
Отзыв от Марс Гимадеева, руководителя и собственника мебельной компании
«Станнум» (Казань). Три дня назад мы завершили
стратегическую сессию
с ключевыми людьми его компании(фото справа - с
этой сессии).
Спасибо Михаилу и
Ольге за стратегическую сессию! За зарождения "Командного Разума" в нашей
компании! Я с волнением ждал этого момента и гадал как это произойдет! (А
может у нас не получится?) Это произошло ожидаемо и неожиданно одновременно
:) Теперь, конечно, все в наших руках! Много работы! Но вместе ГОРАЗДО
проще! Я так думаю ;)
А
вот его же отзыв 3-месячной давности, который вошел в книгу.
В отличие от других компаний я познакомился с Михаилом лично только в
ноябре 2015 года и стратегических сессий ещё не проводил. До этого в течение
5 лет наша Компания прошла уникальный опыт развития на основе его бесплатных
уроков и книги «Как навести
порядок в своём бизнесе».
Изначально я скептически отнёсся к систематизации бизнеса. Так как считал,
что в бессистемной среде и хаосе, которые царили вокруг, системный бизнес не
даст результатов и окажется нежизнеспособным.
С 2006 до 2011 года объём продаж оставался неизменным и не стабильным (не
более 500 тысяч рублей/месяц). Работали по 12-15 часов в сутки без выходных.
Было много негатива от клиентов по качеству и срокам. Возник даже вопрос
целесообразности такого бизнеса. Однако первое прочитанное письмо от Михаила
вселило надежду.
Впервые локальные бизнес-процессы мы применили на производстве мебели в 2011
году, далее в 2012 году по отношению к отделу продаж. К концу 2012 года
сформировалась схема основного бизнес процесса. На основе бизнес-процесса
появилась технология работы с заказчиком на основе стандартных бланков. С
2011 года по 2015 год объём продаж вырос в 5 раз.
В 2015 году доработали основной бизнес-процесс и создали недостающие
технологии работы с потенциальным клиентом, клиентом, партнёром и ключевым
партнёром. Открыли новое тендерное направление. Объёмы продаж ещё выросли в
2 раза. В общей сложности в 10 раз за 5 лет.
На протяжении всей работы мы постоянно сталкивались с сопротивлением
рядового персонала к новшествам. После личного знакомства с Михаилом и его
женой Ольгой, мы переосмыслили проделанную работу и осознали, что можно было
значительно быстрее добиться результатов при вовлечении всего персонала
компании в процессы развития, а не только топ-менеджеров. Мы уверены, что
стратегическая сессия в начале 2016 года позволит вовлечь всю команду и
сделать мощный рывок к стратегической цели выстраивания федеральной
мебельной компании.
***
Чтобы научиться достигать согласия в управленческой команде, вовлекать людей
в развитие бизнеса, приезжайте на летний бизнес-лагерь «Как навести порядок в своем бизнесе».
Там мы на практике обучаем этому. И многому другому, конечно :)
При оплате в мае - скидка. Для
людей из одной компании особо добрые условия участия. А также - если Вы
порекомендуете бизнес-лагерь друзьям из других компаний.
Успевайте
забронировать места для себя и своих коллег. В этом году группа
набирается особенно быстро.
***
Технология вовлечения людей подробно описана в моей новой книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум».
Заказать книгу Вы можете здесь.
Конечно, она не заменит живого обучения и работы с Вашей командой в режиме
стратегических сессий. Но она позволит Вам лучше подготовиться, принять осознанное решение о дальнейших шагах.
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Также Вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных
сетях, нажав на кнопки вверху данного письма.
Мы выпускаем рассылку с помощью
Smartresponder
- лучшего сервиса рассылок в российском Интернете.
Рекомендую
и вам - рассылки помогают привлекать клиентов в любой сфере бизнеса.
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"