Советы бизнес-консультанта. Выпуск 363. Почему революция в бизнесе не работает
Уважаемые читатели, добрый день!
Советы бизнес-консультанта
Почему революция в бизнесе не работает
Выпуск N363, 05.05.2016. Общая аудитория - свыше 100000
читателей. Регулярно выходит с 10'2007
Немного
лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
(М.Ю.Лермонтов)
Пишу Вам из солнечной Грузии, где мы путешествуем с семьей. Очень душевные
люди, прекрасная природа, интересная история и вкусная еда. А какие тут
тосты! В общем - рекомендую :)
На фотографии справа - то самое место, которое описывал Лермонтов (снято от
монастыря Джвари XII века). Когда будет готов
полный фотоальбом - пришлю ссылку. А сейчас я сижу в Кахетии на веранде,
увитой виноградом, и пишу это письмо.
***
Сегодня - фрагмент из моей новой книги "Бизнес-процессы:
как их описать, отладить и внедрить. Практикум". Она уже стала
популярна: первый тираж почти разошелся, за время праздников еще допечатали.
Заказать книгу Вы можете здесь.
Вам быстро доставят ее в любой город России и других стран.
Глава 12. 2 подхода: революция и эволюция
Все подходы к внедрению можно условно разделить на 2 типа:
Революционный
Эволюционный.
Рассмотрим их более детально: ключик к успеху – здесь.
12.1. «Революция»
Суть реинжиниринга – начать с чистого листа,
отказаться от распространенных представлений,
общепринятых предположений и изобрести новые подходы к структуре процесса,
в которых мало или вообще нет сходства с подходами предыдущих эпох.
Майкл Хаммер
Это попытка перейти к лучшей жизни сразу, одним махом. «Весь мир насилья мы
разрушим до основанья, а затем – мы наш, мы новый мир построим…» – пели
революционеры. Чем это закончилось, мы знаем. Деградация России и окрестных
стран, гибель десятков миллионов людей, больное общество, отставание от
современности на 70 с лишним лет. Последствия не преодолели до сих пор.
Вот основные этапы такого подхода к изменениям в бизнесе. Это относится к любым
областям, мы рассмотрим здесь на примере бизнес-процесса:
Сначала процесс описывают «как есть» (состояние «AS
IS»).
Потом проектируют идеальную модель – состояние «как должно быть»
(состояние «TO BE»).
Разработанную модель пытаются внедрить.
Это классический подход, описанный в учебниках.
Одним из тех, кто активно его продвигал, был Майкл Хаммер – автор известных книг
«Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе» и «Быстрее, лучше,
дешевле. Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов» (Вы можете прочесть
эти книги. Но очень вдумчиво и осторожно. Есть мысли полезные, а есть – очень
спорные). Это был великий человек уже потому, что он обратил внимание всего
мира на бизнес-процессы, много сделал для популяризации процессного подхода. Он
ввел термин «сквозной процесс» (см. п. 9.1.3 «Выделяем
процессы»). Свой подход он называл «реинжиниринг» (от англ.
engineering – разработка, проектирование, приставка «re»
означает повтор действия. Таким образом, reengineering
– перепроектирование, повторное проектирование.).
Есть одно но. Реинжиниринг работает слабо, успешных внедрений – крайне
мало.
Почему? Ведь все логично! Давайте разберемся.
Описание «как есть» – долгий и трудоемкий этап, а
польза его сомнительна. Вот представьте, что вы изучали компанию –
допустим, месяца три. Если вы приглашали консультантов, то потратили
кучу денег. Если наняли в штат специального бизнес-аналитика, то
сэкономили, однако его авторитет в коллективе гораздо ниже.
А как же без специалиста? Ни вы, ни ваши сотрудники пока не обладаете
необходимой квалификацией (см. п. 5.1 «Кому
быть архитектором?»).
В итоге вам презентуют кипу схем и всевозможных умных отчетов (Порой
на таких презентациях все стены кабинета увешаны схемами от пола до
потолка…).
Ну и что толку? Что вам со всем этим делать?
Это выгодно консультантам, но приносит мало пользы компании. А зачастую
вредит, т.к. в ходе описания бизнеса руководителей и сотрудников
отвлекают от работы, а результат все равно создается промежуточный. В
итоге люди разочаровываются, и когда доходит до реальных перемен, они
уже перестают верить в проект и консультантов.
Кстати, часто дальше описания «как есть» дело не идет –
заканчивается энтузиазм и/или деньги.
Если собственник горячий и привык управлять спонтанно, часто на этом
моменте он изгоняет консультантов или внутреннего специалиста,
которого прежде нанял. Коллеги часто жалуются мне на то, что не раз
попадали в такие передряги (Спрашивают совета: что делать? Отвечаю:
не заниматься фигней. Если вы работаете по такой схеме, шансов на успех
у вас практически нет. Вас пошлют – раньше или позже. И правильно
сделают!).
Нередко в процессе описания уже возникает желание сделать какие-то
улучшения, но при такой технологии – нельзя! Кстати,
описание «как есть» вообще часто является фикцией, т.к. процессы в
компании зачастую протекают по-разному (в зависимости от
конкретного сотрудника, его настроения и т.д.).
Проектирование новых процессов часто выполняют консультанты и/или
руководители в «кабинетном режиме», т.е. без плотного участия
тех, кто в этих процессах реально участвует. А потом выясняется, что в
новых версиях не учтено множество нюансов и попытки «натянуть» эти
модели на реальную компанию приводят к провалу. Энтузиазм и деньги могут
иссякнуть и на этом этапе. Потому что проектирование – дело трудоемкое.
*** Байки в тему
На прошлой неделе мы с друзьями отправились в новый ресторан на Брайтоне.
Сделав заказ, я обратил внимание, что официант, который нас обслуживал, носит в
кармане рубашки ложку. Поначалу я не придал этому значения, но, осмотревшись,
обнаружил, что ВСЕ официанты таскают ложку в кармане.
– Для чего ложка? – спросил я подошедшего в очередной раз официанта.
– Видите ли, руководство нашего ресторана наняло консалтинговую фирму для
оптимизации наших процессов. Эти парни ковырялись тут несколько месяцев и
пришли к выводу, что мы тратим очень много времени на то, чтобы сбегать на
кухню за чистой ложкой, в случае если клиент уронит ее на пол. Это
происходит примерно 3 раза в час за каждым столиком. Имея ложку в кармане,
мы экономим полтора человеко-часа за смену…
«Хитро!» – подумал я и продолжил трапезу. По мере насыщения внимание мое
обострялось, и я заметил, что у ВСЕХ официантов из брюк торчит тонкий шнурок.
– Простите, а для чего шнурок у вас в брюках? – воззвал я к тому же
официанту.
Наклонившись ко мне и понизив голос, он ответил:
– Та же самая контора, проанализировав нашу работу, пришла к выводу, что мы
тратим очень много времени в туалете. Ну, знаете, достать, помочиться, вымыть и
высушить руки… Так вот, привязав шнурок к… хм… сами знаете чему, мы можем быстро
его достать, не пользуясь руками, а значит, нам не нужно мыть руки после
посещения туалета, тем самым мы экономим 75% времени.
– Да, но как же вы… простите… засовываете его обратно, не пользуясь
руками?
Понизив голос, еще и наклонившись прямо к моему уху,
официант прошептал:
– Я не знаю, как остальные, но я пользуюсь ложкой.
***
У одного мужика в селе куры начали дохнуть. Пошел к председателю колхоза:
– Так и так, что мне делать?
– А ты покрась стены курятника в зеленый цвет.
Проходит неделя, вторая, все равно дохнут. Опять идет к председателю.
– Выкрась потолок курятника желтым – обязательно поможет.
Вскоре
все куры померли. Мужик:
– Все куры сдохли, ничего не помогло.
– Жаль – у меня еще столько хороших идей!
***
И, пожалуй, самое важное. Поскольку сотрудники компании не
участвовали в проектировании новых процессов, для них это – чужое. В
ходе внедрения начинается их активное и пассивное сопротивление.
Любой нормальный руководитель подразделения и опытный специалист думает
про себя примерно так: «Они еще будут указывать мне, как работать?! Да
что они в этом понимают?»
Или: «Ну ничего, много пережили на своем веку – и это переживем (Для
России это очень типично. Дури-то от начальства много – вот и научились
люди выживать по-своему. «А Ваcька слушает, да ест…», как писал
И.А.Крылов в басне «Кот и Повар».).
Ха-ха, посмотрим, насколько хватит шефа на сей раз». Именно это они
обсуждают в курилках и в столовой.
я все советы ваши слушал
теперь скажу куда идти
(автор - bazzlan. Стихотворение в современном жанре
«Пирожки» (они же «перашки»). Пунктуация авторская.)
Они начинают саботировать – часто неосознанно. А потом еще и еще. И,
конечно, выигрывают. Потому что компания, как живой организм – сильна. Она сильнее своего шефа, и уж
тем более – сильнее внешнего консультанта. Попытки «нагнуть» ее, силой привести
к «светлому будущему», обречены на провал. Да, компанию можно «сломать»: уничтожить все механизмы, благодаря которым
она жила и развивалась, связи между людьми, корпоративную культуру, привычки и
традиции. Внедрить изменения огнем и мечом – в надежде на то, что будущее будет
светлым. Но это самообман. Замена реального развития бизнеса на ИБД – «имитацию бурной
деятельности» (Психологи называют это «дефлексия» – когда человек делает не
то, что нужно, а то, что проще, удобнее, безопаснее. Например, на
совещании не решает проблему, а утыкается в айфон – убегает от
реальности. Или петух, вместо того, чтобы драться с сильным конкурентом,
вдруг в самый ответственный момент отворачивается и начинает чистить
перья или ковыряться в земле – как бы и ни при чем.). Имитация эта -
дорогая (во всех смыслах) и вредоносная. Владелец одного сервисного центра по ремонту электроники рассказывал мне, как
он сходил на семинар по бизнес-процессам. Увлекся, увидел много выгод для
компании. Несколько месяцев ежедневно у себя в кабинете он разрабатывал новые
улучшенные процессы и оргструктуру. Однажды утром он вышел перед коллективом и сказал: «С сегодняшнего дня будем все
работать вот так!». Показал свои схемы, с жаром рассказал о выгодах, которые
получит компания. В тот же день половина коллектива положила ему на стол заявления об увольнении.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Вспомните, когда вы пытались изменить свой бизнес, себя, своих подчиненных
или близких людей «огнем и мечом». Что из этого вышло?
Так почему же реинжиниринг не работает?
Потому что люди – не компьютеры. И не машины. Они были и остаются людьми.
Нужно не бороться с этим фактом, а использовать его на благо бизнесу и… самим
людям.
Тем более что это легче, чем кажется на первый взгляд. А эволюционный путь –
проще, мягче и гораздо гармоничнее, чем реинжиниринг.
Не плевать против ветра, а поднять паруса и плыть
вперед, используя его силу. Слушать плеск волн и шум воды, бурлящей за
кормой. А не грохот вонючего мотора. Любоваться пейзажами. Радоваться жизни,
а не воевать с ней. Кстати, это и есть – Эволюция.
Эволюционный путь развития бизнеса я подробно описал
в книге. Заказать ее Вы можете здесь.А чтобы купить несколько книг для своей команды и на подарки
бизнес-партнерам -
запросите счет
для оплаты по безналу.
Чтобы на практике научиться грамотно улучшать свой бизнес,
отработать технологии, описанные в книге - приезжайте летом на мой бизнес-лагерь "Как
навести порядок в своем бизнесе", который пройдет с 25 июля по 4 августа в
Этномире (Калужская область).
В этом году группа набирается особенно бодро :) Мест остается все меньше.
Забронируйте участие в лагере сейчас.
До встречи!
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Также Вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных
сетях, нажав на кнопки вверху данного письма.
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"