Сегодня 29 апреля, завтра улетаем в детский поход. Пройтись по
любимым местам, показать детям красоту весенней природы и радости
походной жизни.
И вам я от души желаю интересно провести майские праздники, набраться
сил и вдохновения.
А перед отпуском – статья, которую я давно задумал, да все некогда
было написать.
Надеюсь, не только полезная, но и веселая :)
Не бывает людей ленивых.
Бывают недостаточно мотивированные.
Народная мудрость
«Они не хотят работать!» - сетует руководитель.
«А сколько вы мне за это
заплатите?» - требует сотрудник, которого попросили сделать что-то для
компании.
И вроде бы все обычно. Привычно. Но что-то тут не так.
Вопрос
мотивации – больной для многих руководителей. Почему? Как можно исправить
ситуацию?
Давайте разбираться.
Маленькое чудо
Мы постоянно работаем с управленческими командами разных компаний. И
вопрос мотивации людей встает почти каждый первый раз.
Перегоревшие руководители, уставшие сотрудники, напряженные отношения.
Неверие друг другу и нам.
Это то, с чего мы обычно начинаем работу. Проходит 3 дня
сессии – и (о чудо!) – команду не узнать. У большинства – горящие глаза,
желание развивать компанию, вкладываться в нее душой и временем.
Конечно, этот результат еще пока неустойчив. Еще будет «шаг вперед – два
назад».
Но лед тронулся. И если настойчиво и грамотно поддерживать движение,
через какое-то время компания и коллектив изменятся в лучшую сторону – уже
навсегда.
Откуда ноги растут
Почему же изначально у сотрудников слабая мотивация? Причин много. Но
давайте сегодня поговорим об одной – важной.
Руководителю нужно больше, чем работникам.
И дальше он от них требует, или уговаривает, убеждает.
То есть для сотрудника сделать ту или иную задачу – не его внутреннее
желание, а нечто, навязанное извне.
Как мы делаем то, что нам навязали? Правильно – неохотно.
Потому что «Ему нужно – пусть и делает сам».
Понятно, что на работе у руководителя есть рычаги влияния на подчиненных.
Это материальные кнуты и пряники. Это власть и право требовать.
Да, право есть. Только вот все равно работу будут делать
из-под палки и неохотно.
А как только вы перестанете контролировать – и
вовсе «забьют» на нее.
Потому что любая навязанная задача человеку, по большому счету,
неинтересна.
И что?
Ну как что? Нужно сделать так, чтобы сотрудникам выполнять работу стало
нужно больше, чем вам – руководителям.
Может, звучит теоретично, и как-то непривычно. Но это работает. И почти
все наши клиенты раньше-позже осваивают такой стиль управления. Самые
талантливые – уже к окончанию
бизнес-лагеря.
Это:
И для дела полезно.
И сотрудникам становится интересно, они вкладывают в работу свои
таланты и силы.
И руководителю теперь не нужно быть то Данко, зовущим вперед к
светлому будущему, то Карабасом-Барабасом, который орет и требует.
Здоровье возвращается :)
И атмосфера в команде становится более творческой и радостной, не
такой напряженно-тоскливой, как прежде.
Как?
Тут
я лучше передам слово лучшему учителю по мотивации – Марку Твену.
«Том рассматривал свой последний мазок глазами художника, потом еще
раз осторожно провел кистью по забору и отступил, любуясь результатами. Бен
подошел и стал рядом с ним. Том проглотил слюну - так ему захотелось яблока,
но упорно работал. Бен сказал:
- Что, старик, работать приходится, а?
Том круто обернулся и сказал:
- А, это ты, Бен? Я и не заметил.
- Слушай, я иду купаться. А ты не хочешь? Да нет, ты, конечно, поработаешь?
Ну, само собой, работать куда интересней.
Том пристально посмотрел на Бена и спросил:
- Чего ты называешь работой?
- А это, по-твоему, не работа, что ли?
Том снова принялся белить и ответил небрежно:
- Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно, что Тому
Сойеру она по душе.
- Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!
Кисть все так же равномерно двигалась по забору.
- Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается
белить забор.
После этого все дело представилось в новом свете. Бен перестал жевать
яблоко. Том осторожно водил кистью взад и вперед, останавливаясь время от
времени, чтобы полюбоваться результатом, добавлял мазок, другой, опять
любовался результатом, а Бен следил за каждым его движением, проявляя все
больше и больше интереса к делу. Вдруг он сказал:
- Слушай, Том, дай мне побелить немножко.
Том задумался и сначала как будто готов был согласиться, а потом вдруг
передумал.
- Нет, Бен, все равно ничего не выйдет. Тетя Полли прямо трясется над этим
забором; понимаешь, он выходит на улицу, - если б это была та сторона, что
во двор, она бы слова не сказала, да и я тоже. Она прямо трясется над этим
забором. Его знаешь, как надо белить? По-моему, разве один мальчик из
тысячи, а то и из двух тысяч сумеет выбелить его как следует.
- Да что ты? Слушай, пусти хоть попробовать, хоть чуть-чуть. Том, я бы тебя
пустил, если б ты был на моем месте.
- Бен, я бы с радостью, честное индейское! Да ведь как быть с тетей Полли?
Джиму тоже хотелось покрасить, а она не позволила. Сиду хотелось, она и Сиду
не позволила. Видишь, какие дела? Ну-ка, возьмешься ты белить забор, а вдруг
что-нибудь...
- Да что ты, Том, я же буду стараться. Ну пусти, я попробую. Слушай, я тебе
дам серединку от яблока.
- Ну, ладно... Хотя нет, Бен, лучше не надо. Я боюсь.
- Я все яблоко тебе отдам!
Том выпустил кисть из рук с виду не очень охотно, зато с ликованием в душе.»
По любви или за деньги?
Кстати, почему люди работают с вами?
Им по душе ваше Дело, они уважают вас как лидера, им нравится, как у вас
организован бизнес?
Или оттого, что тут «денежки плотють», что никуда больше не взяли на
работу, что тут привыкли-засиделись?
Если первое – рад за вас.
Если второе, то грустно это. Нафига мучить себя и подчиненных?
К тому же люди, которые работают с вами только ради заработка, завтра
легко «продадут вас за 30 серебренников». Уйдут туда, где пообещают больше –
вместе с вашей клиентской базой и ноу-хау.
Так и с детьми. Если они выносят мусор или прибираются дома за карманные
деньги, а учатся за новый Айпад – будьте уверены, стакан воды они вам в
старости не принесут.
То, чем занимались за деньги, не станут делать
по любви. Никогда.
Результаты
Любопытно, как мир отзывается. Ровно в тот момент, когда я писал эти
строки, мне пришло письмо из группы на facebook, в которой участники
недавнего бизнес-лагеря обмениваются своими результатами.
«Друзья, я сегодня провел уже третью встречу с персоналом. Итог первой
встречи - самый положительный. Ощущение, что они от меня давно этого ждали
:)
На сегодня имею очень рабочую атмосферу и итоги: обсудили текущую ситуацию,
утвердили миссию, видение и цели. ...оказывается у меня толковые сотрудники,
что приятно :)
Сегодня описали шаги основного БП. Поднял одного сотрудника до ТОПа,
высвободил время для архитектуры и отдела продаж. В целом - полон оптимизма
и делюсь им с остальными.
PS: Пишите ваш опыт внедрения...»
Причем на лагере автор этих строк сначала тоже был большим скептиком…
Практическое задание.
Как вы примените на практике знания из этой статьи?
Впрочем, не нужно. Пусть конкуренты применяют…
В любом деле много тонкостей.
Чтобы
научиться вовлекать людей в работу ненавязчиво и с удовольствием (и еще
много чему) – приезжайте на бизнес-лагерь «Как
навести порядок в своем бизнесе» с 21 июля в национальном парке Угра.
Это практический навык. Как говорят на Востоке, сколько не говори
«халва», во рту слаще не станет.
Но лучше не приезжайте. А то вдруг и правда научитесь, сил наберетесь,
интересные знакомства заведете…
Ну его! Не нужно ничего менять. Спрячьте голову поглубже в песок и
пережидайте кризис – авось пронесет…
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.