Тема выпуска.
Бизнес-процессы. Как их увидеть и начать применять. Часть 1
Виктор
Лучков – практикующий консультант по внедрению и оптимизации
бизнес-процессов предприятий. 23 года личных продаж, 18 лет - опыт
управления и 8 лет - опыт консультанта. Автор более 50 публикаций в
деловой прессе. Провел более 400 мероприятий: тренингов, семинаров и
стратегических сессий, на которых обучено около 5000 участников.
Виктор: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Представьте, что 90% руководителей совершенно не
задумываются о
бизнес-процессах. И это вполне естественно. Как естественно
не задумываться о процессах, происходящих внутри нас самих - в организме.
Процессы происходят постоянно. Вне зависимости от нашего осознания. В
бизнесе так же безостановочно происходят самые разные процессы: процессы
маркетинга и продаж, производственные процессы, процессы закупки и
логистики, а также другие. Чем крупнее бизнес, тем большее количество
процессов происходит в единицу времени.
В
предыдущей статье мы оценили выгоды, которые получает компания и ее
сотрудники от формализации и внедрения бизнес-процессов. Почему же
руководитель может позволить себе не думать о процессах? По причине
банального недостатка знаний. Как часто ваши руководители проходят обучение?
И как часто это обучение касается освоения бизнес-процессов? Боюсь, ваши
ответы будут не в пользу высокой квалификации руководителей.
Мы различаем термины "процесс" и
"бизнес-процесс". Процесс -
деятельность сотрудников компании, которая происходит в любом случае, даже
если это не осознают участники этой деятельности.
Бизнес-процесс обязательно формализован и внедрен. Люди в компании
осознанно изучили процесс решения конкретной задачи, описали его, улучшили,
освоили его в новом виде и точно применяют каждый раз. Кроме того, бизнес-процесс подлежит постоянному усовершенствованию,
оптимизации под меняющиеся условия работы.
Но посыл этой статьи не в изобличении недостатков
руководителей. Мне важно показать вам принципы процессного управления.
Предлагаю посмотреть на свою компанию, как на организм, в котором кипит
жизнь, происходит множество экземпляров (копий) бизнес-процессов. Что же вы
можете увидеть, взглянув на привычную картину повседневной работы через
призму процессного подхода?
Внимание! В конце статьи я разместил два практических задания.
Подарки для тех, кто качественно выполнит задания и до 23 апреля
пришлет их на почту info@mrybakov.ru
:
1. Обсуждение
вашего задания по скайпу (30-40 минут). Только для 5 лучших и
быстрых ответов.
Есть дополнительный
повод прочитать статью полностью!
Представим, что у вас небольшая торговая компаний.
Розница и опт. Коллектив несколько человек. Работа с клиентами происходит в
офисе продаж. Компактный склад здесь же в отдельном помещении. Правда,
знакомая картина.
Заходит клиент. Кто он? Представитель организации или
физическое лицо? Он у вас впервые или постоянный покупатель? Ваш опытный
продавец узнал посетителя. А как не узнать, если этот человек раз в неделю
делает закупки для своей организации. С таким клиентом все просто и понятно:
быстро обсудили детали сделки, зарезервировали товар, клиент пошел к
бухгалтеру оформлять документы и делать оплату. Далее клиент идет на склад и
у кладовщика получает товар. Минимальное разделение труда, явно обозначены
только 3 шага бизнес-процесса:
Обсуждение потребностей клиента и подбор товара. Действующие лица:
продавец и клиент.
Оформление документов и прием оплаты. Действующие лица: бухгалтер и
клиент.
Сборка товара на складе и выдача его клиенту. Действующие лица:
кладовщик и клиент.
У подобного процесса есть сразу 2 названия:
сквозной бизнес-процесс и основной бизнес-процесс.
Между названиями не должно быть путаницы. Это два разных взгляда
на процессы. Первый взгляд определяет вид процесса. Смотрим
на процесс с позиции его масштаба: сквозной процесс или подпроцесс (как
детализация одного шага сквозного процесса). Такой взгляд помогает
сфокусироваться на процессах, которые происходят в компании в целом.
Позволяет видеть, что границы процессов - это границы предприятия, а не
отдельных подразделений. Помогает договориться, каким образом должны
взаимодействовать в одном процессе исполнители разных подразделений.
Сквозные процессы - основа процессного подхода.
Сквозные процессы проходят через компанию "насквозь", от одной границы
компании до другой. В нашем примере от продавца до кладовщика. Формализация
бизнес-процессов обязательно начинается с описания и внедрения именно
сквозных.
Подпроцессы - отдельные шаги сквозных процессов,
их детализация. Сами по себе подпроцессы "висят в воздухе". Без понимания их
места внутри сквозных процессов, у подпроцессов нет привязки к общему
результату деятельности компании. К сожалению, не все руководители понимают
эту простую истину. Фокусируются только на процессах, происходящих в их
подразделениях. Тем самым менеджеры только укрепляют межфункциональные
барьеры, замыкают на себя взаимодействие с другими подразделениями в
компании. Такой фокус провоцирует напряженность в коллективе и конфликты
между исполнителями сквозного процесса.
В моих выступлениях вы можете встретить термин "локальные
процессы". Я использую его, как синоним термина "подпроцессы",
более яркий при восприятии на слух.
Где в нашем примере находятся подпроцессы? Внутри каждого
из 3 шагов сквозного процесса. Каждый исполнитель умеет выполнять свою
функцию: продавец умеет провести переговоры и подобрать нужный товар,
бухгалтер обучен оформлять документы по сделке и принимать оплату, кладовщик
ежедневно собирает товар по заявке и отгружает клиентам.
Сквозной бизнес-процесс необходим, чтобы улучшить
взаимодействие между разными исполнителями. Описывать же подпроцессы разумно
только в тех случаях, когда нам необходимо добиться единообразия в действиях
нескольких исполнителей, которые выполняют одинаковую работу. Если в офисе
продаж у вас два и более продавцов, рационально детализировать 1-й шаг
процесса и добиться обслуживания клиентов единым способом. Вторая причина
обратить внимание на подпроцессы - желание улучшить выполнение конкретной
операции, повысить результаты отдельного шага сквозного процесса.
Второй взгляд определяет категорию
процесса. С какой целью мы выполняем тот или иной процесс? Какую добавочную
ценность мы создаем внутри процесса? И самое важное, для кого мы выполняем
данные процесс, т.е. кто клиент процесса? Ответив на эти три вопроса, мы
выделили в нашей методологии три категории процессов:
Основные
Вспомогательные
Управления
Плюс не забываем про еще одну категорию процессов -
процессы совершенствования компании. Это процессы улучшения деятельности
компании. Такие процессы можно: 1) формализовать, как самостоятельные; 2)
или добавить, как дополнительные шаги (подпроцессы), в основные,
вспомогательные и процессы управления. Лично мне больше нравится второй
подход, когда в сквозных процессах заложено саморазвитие.
Основные бизнес-процессы (ОБП) - это
процессы, выполняя которые, предприятие зарабатывает. Основные процессы -
суть деятельности компании, без них не может быть бизнеса.
В первую очередь, учимся видеть именно основные процессы.
Их от одного до десяти в любом бизнесе. На некоторых предприятиях количество
основных процессов может доходить до двух-трех десятков. Все зависит от
количества видов деятельности компании, разнообразия продуктовой линейки.
Я рассматриваю каждый ОБП, как решение определенной
задачи клиента. Такой подход позволяет упростить взаимодействие между
продажами и остальной компанией, занятой производством продукта и
выполнением заявок клиентов. Продавцу значительно проще строить аргументацию
на переговорах, когда он понимает: как в компании создается продукт, какие
этапы проходит заявка клиента, какие узкие места процесса его компания
выполняет лучше конкурентов.
Как во всем многообразии процессов предприятия
безошибочно увидеть основной бизнес-процесс? Критерии ОБП самые простые.
Процесс основной, если в нем участвует внешний клиент (покупатель); в ходе
данного процесса происходит удовлетворение потребности, заявленной клиентом;
и в рамках процесса клиент производит полную оплату за приобретенный товар.
Мы выделяем комплекс задач, которые в обязательном
порядке должны быть решены основным бизнес-процессом:
Выполнить заявку внешнего клиента по приобретению продукта компании.
Создать потребительскую ценность в виде законченного продукта.
Закрыть сделку с клиентом, получив от него все части оплат (аванс,
предоплату и полную оплату) и оформив все необходимые документы (счета,
накладные, акты, сметы, фактуры и пр.)
Основной бизнес-процесс считается законченным только при
условии решения всех указанных задач. Например, меня всегда удивляют
руководители, которые не знают, как решить вопросы просроченной дебиторки.
Пытаются создать отдельные процессы по работе с дебиторской задолженностью.
При правильной формализации основных бизнес-процессов проблемы с дебиторкой
решаются автоматически. Тоже самое и со второй распространенной проблемой -
отсутствие документов по сделке, чаще всего, актов и накладных. Бухгалтер с
протянутой рукой ходит за менеджером по продажам, уговаривая его съездить к
клиенту и привезти недостающие документы.
В компании должны быть введены единые правила
игры относительно бизнес-процессов. Пока конкретный процесс не
закончен, участники процесса не могут рассчитывать на премиальные, которые
возникают по результатам данного процесса. Например, проценты и премиальные
не должны начисляться продавцу и другим сотрудникам до полного завершения
бизнес-процесса. С точки зрения процессного подхода, порочна практика учета
сделок "по отгрузке". У продавца должен быть интерес удовлетворить потребность клиента, обеспечить 100% оплату сделки и
оформление всех документов. Ваши правила игры должны
быть направлены на стимулирование именно такого интереса.
В завершение первой части статьи практика для закрепления
темы. Предлагаю вам увидеть этапы более сложного процесса и посмотреть, как
подобный процесс происходит в вашей компании.
Задание 1: Та же самая торговая
компания. У постоянного клиента заявка на приобретение товара. Товара нет на
складе, его нужно закупить у поставщика. Кроме того, покупателю необходима
доставка транспортной компанией в другой город.
Запишите последовательность шагов данного бизнес-процесса
от момента приема заявки от клиента до полного закрытия сделки. Для каждого
шага сформулируйте название, которое однозначно показывает суть
происходящего на данном этапе процесса, а также укажите всех действующих лиц
на каждом из шагов процесса. Процесс должен быть не менее 7 и не более 15
шагов.
Если в вашей компании есть подобный процесс,
дополнительно формализуйте свой процесс "как есть" сейчас, т.е. как реально
выполняется данный процесс в вашей компании. Сравните его процессом в
задании.
Задание
2: Сделайте список основных процессов вашей компании. Определите
все разные процессы, выполняя которые, вы зарабатываете.
О вспомогательных процессах и процессах управления
продолжим разговор во второй части статьи.
*****
Приглашаю принять участие в мероприятиях, которые проведет
Виктор Лучков:
29 апреля 2015. Москва - практикум "Как
управлять подчиненными, используя систему". Сделайте важный шаг к
системному управлению сотрудниками. Изучите модели поведения
руководителя и подберите подходящую вам. Узнайте, как добиваться
выполнения поставленных задач, и как делегировать не только задачи, но и
ответственность за их выполнение.
27 мая 2015. Москва - практикум "Мотивация
сотрудников Отдела продаж". Отличная возможность сделать быструю
ревизию своей Системы мотивации, дополнить ее новыми инструментами,
проверить на практике полученную информацию, приобрести полезные
знакомства среди участников.
11-13 июня 2015. Подмосковье - стратегическая
сессия для команд руководителей "Создание
системы управления бизнесом". Старт полугодового курса для Вашей
команды руководителей. Участвуют 4-5 компаний. Команды по 4-7
руководителей от каждой компании. Изучаем на практике и Ваших кейсах
необходимые методики для создания системы управления бизнесом своими
руками и с нашей поддержкой.
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.