Тема выпуска.
Это не все, что нужно для благополучия в кризис, но с этого
стоит начать!
Любовь
Малютина – бизнес-консультант по управлению и маркетингу,
действующий ТОП-менеджер одной из крупнейших международных финансовых групп
в РФ, частный инвестор, партнер команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Практический опыт в сфере управления и маркетинга – с 1998 года. Опыт в
консалтинге с 2007 года. Клиенты – корпорации, владельцы и команды среднего
и малого бизнеса. Автор статей по управлению и маркетингу, дистанционных
курсов, организатор и ведущий консалтинговых мероприятий.
Любовь: консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…
Мир вступил в новую эру – эру социальных сетей и обилия коммуникаций. Мы
перелистываем пультом телеканалы и проводим сеанс одновременного просмотра
3-х/5-ти передач, параллельно читаем короткие посты в социальных сетях,
общаемся по skype. К сожалению, нам все сложнее становится
сконцентрироваться на какой-то одной теме. Мы ищем сиюминутных решений своих
личных проблем и бизнес-задач и попадаем в ловушку поверхностности, ловушку
фрагментарного мышления. Что это такое? Чем опасно фрагментарное мышление
для бизнеса? Как все-таки углубиться в непростые, но важные бизнес-темы?
Я много лет работаю с компаниям в качестве консультанта,
помогаю бизнесам развиваться и настраивать слаженную, системную и более
эффективную работу на рынке. В последние два-три года я все чаще встречаю
новомодный фрагментированный подход к развитию. Бизнесмены хотят все
получить быстро, в форме игры, желательно без "болезненных усилий" роста.
Вспомните, еще 5-7 лет назад люди собирались в клубы директоров, в
бизнес-ассоциации и были настроены на серьезную работу. Утверждение о том,
что только 10 000 часов практики сделают из вас мастера, не вызывало
сомнения. Но в последнее время эта идея незаметно вытесняется новыми
лозунгами типа: «Научиться петь за 1 день – это возможно», «Научиться
рисовать за 1 день – это реальность», «Вывести свой бизнес на миллион за 12
занятий по интернет – это легко», – и тому подобное. Мы попали в плен
фрагментарного сознания. О нем заговорили философы (Элвин Тоффлер и Жан
Бодрийяр) несколько десятилетий назад. В условиях переизбытка информации наш
мозг (дабы защитить себя от перегрузки) начинает воспринимать только горячие
новости и дробные блоки текста с картинками. Как следствие, теряется
способность сопоставлять факты и делать выводы, строить долгосрочные
сценарии (стратегии). Следовательно, мы прощаемся со способностью глубоко
мыслить.
В
России маркетинговая стратегия, так же, как и многие другие
бизнес-дисциплины, проникает на рынок в эпоху фрагментарности. На днях я
была в Московском доме книги на Арбате и изучила книжное предложение на
сайте OZON.ru. На полках представлены книги по теме: о стратегии жизни, о
стратегии войны, о стратегии развития империи, о конкурентной стратегии, о
торговых стратегиях, о стратегии голубого океана, стратегии лидерства,
стратегии развития отрасли, стратегии развития компании и многое другое. В
таком многообразии литературы, как в лабиринте, легко заблудиться. Кроме
того, где-то нужно взять достаточно большой запас времени, чтобы просеять
все эти зерна и отделить их от плевел. В результате, из одной книги
системный подход взять не получается. Систему придется сложить самому. Есть
ли столько сил, желания и времени у собственника, у управленца? Из своей
личной практики – не припомню, чтобы свободного времени было много. Когда я
владела своим рекламно-маркетинговым агентством (кстати, одним из лидеров в
Поволжье), рутина забирала почти все свободное время. В 2004 году, когда я в
своей компании впервые внедрила основной бизнес-процесс (в журнале «Harvard
Business Review Россия» он назывался «бизнес-процесс управления заказом»), я
освободила много времени. И тогда я решила заняться стратегией компании.
Проштудировала кучу книг, провела ряд дискуссий с коллегами-бизнесменами. Но
только благодаря тому, что у меня за спиной было три бизнес-образования
(управляющий компанией, управляющий маркетингом, экономист) и четыре года
практики решения маркетинговых задач для разных клиентов моего агентства, я
смогла сделать выводы о том, что работает, а что не работает при создании
маркетинговой стратегии. Я открыла, что успешный подход к стратегии лежит на
пересечении границ менеджмента, маркетинга и экономики. Успешные стратегии
базировались на сочетании 3-х элементов: отличное знание рынка и рыночных
(маркетинговых) инструментов, глубокое понимание внутренних ограничений и
ресурсов роста и экономическая модель реализации стратегии. Неуспешные
стратегии были сфокусированы на чем-то одном: только на видении компании,
или только на внутренних ресурсах компании без учета рынка, или не содержали
в себе экономической части, или вообще имели пробелы в каждой из 3-х
областей.
Давайте рассмотрим подробнее несколько типовых ошибок при создании и
реализации стратегии:
1. Компания не учла внутренних ограничений. Я называю
это «слишком широко шагает» и в результате может «порвать штаны».
Один наш клиент разработал и пытался реализовать видение
и стратегию – увеличить оборот компании в 20 раз за 3 года, но в результате
ему это не удалось. Почему? Несмотря на то, что компания работала на
растущем рынке (речь идет об одном из сегментов медицинского рынка),
работала с перспективным продуктом, с хорошей ценовой стратегией и грамотным
подходом к работе с каналами сбыта, и у нее было достаточно финансовых
ресурсов, ей не удалось достичь задуманного. Опьяненный амбициями и
перегретый тренингами на тему, что возможно все, собственник слишком далеко
оторвался от своего коллектива. В результате тащил все сам, не хватило
соратников в управленческой команде. Он один тормошил и шевелил всю
компанию. Также он не учел важность профессиональной подготовки персонала и
скорость обучения. Проигнорировал, что кроме персонала, нужно повышать
уровень образования клиентов (учить пользоваться новыми продуктами
компании). Не учел пропускную способность системы обработки заказов. Были и
еще несколько других внутренних ограничений компании, не принятых во
внимание. В результате он вымотался, были потрачены колоссальные деньги, но
он так и не вырос в 20 раз.
2. Компания слишком увлечена собой и упускает рыночные
особенности. Такая компания-нарцисс: «Я все сам знаю, у меня самая лучшая
идея».
Другой мой клиент – собственник, который решил заняться
новым бизнесом. История банальная – ему подвернулся за долги завод по
производству спец техники. Ура! Удача! Он был экономически грамотным. Он
подсчитал расходы на комплектацию завода рабочими, менеджерами, расходы на
небольшую модернизацию технологии и оборудования, необходимый запас
оборотных средств, и приступил к реализации стратегии. Опомнился он лишь
через полтора года, когда техника производимая заводом, заполнила все
складские площадки, но бизнес так и не нашел своего потребителя. Только
тогда он забил тревогу и попросил для него разработать-таки маркетинговую
стратегию. Конечно, урон бизнесу уже был нанесен, ресурсы потрачены, и чтобы
привести предложение компании в соответствие с рынком, наладить каналы
дистрибуции, продвижение, требовались значительные дополнительные инвестиции
и время. Ни того ни другого у компании не было (на кредитные средства уже
были произведены вышеописанные модернизации). В результате проект продан. А
ведь если бы компания потратила 3-5 месяцев на то, чтобы тщательно изучить
рынок, осознать свои ресурсы и ограничения, можно было бы сделать проект
успешным, или вообще не делать бизнеса и долгов, а просто перепродать актив
предпринимателям, знакомым с данным рынком. Компании часто недооценивают
маркетинговые нюансы. Прямо на днях всем известная компания Яндекс
обратилась в ФАС с жалобой на монополию компании Google (подробнее об этом
можно почитать в моем профиле
Любовь Малютина в Facebook). Оказывается, и гиганты делают ошибки. Еще в
2011 году в компании забили тревогу об угрозе монополизации рынка мобильного
трафика со стороны платформы Google Play, но реализация этой угрозы
случилась несколькими годами позже. Компания оказалась не готова к отражению
угрозы и, фактически, потеряла растущий рынок. Теперь пробует вернуть рынок
через регулятора, но будет ли данная стратегия успешной, эксперты
сомневаются.
3. Компания понимает рынок, понимает навыки своего
персонала и ограничения своих технологических процессов и ИТ ресурсов, но не
умеет считать экономику.
Эта история довольно часто встречается в малом и среднем бизнесе. Прошла
стратегическая сессия. На ватманах остались рисунки, таблички. Глаза
персонала горят. В компании кипит работа. Но проходит полгода, год, и
видение КАК-ТО реализуется, но при этом бывают неприятные сюрпризы,
нюансы. Таких примеров масса:
то не хватит сил у персонала довести дело до конца (работают
сверхурочно и эмоционально перегорают);
то не хватит ресурсов, чтобы продукт на рынок грамотно поставить (не
думали, что продвижение в интернет так дорого стоит, не знали, что с
дизайнером такой геморрой, не предполагали, что рекламщики такие
вероломные – деньги возьмут, а гарантий, что клиенты придут и купят не
дадут и пр.);
то не хватит времени, терпения, денег, чтобы нанять персонал и
дорастить до крепкого, надежного поставщика клиентов, то еще что-то не
учли.
Вообще, по моему опыту в консалтинге, в каждом первом
бизнесе наших клиентов маркетинг не оцифрован и представляется такой
несерьезной фитюлькой, которая при неумелом обращении приводит к серьезным
затратам. А считать нужно и важно. И важно знать, как считать, и что считать
на этапе стратегии, чтобы быть готовым к разным вариантам, а не только к
русскому «авось».
4. Компания допустила все возможные ошибки, наступила
на все грабли: разрабатывала стратегию интуитивно, бессистемно и допустила
много пропусков и пробелов (как в учете внутренних ресурсов и ограничений,
так и в оценке особенностей рынка, в создании финансовой модели). Я это
называю: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь».
Еще один мой знакомый бизнесмен вот уже много лет
пытается объединить в холдинг несколько своих однотипных бизнесов,
находящихся в разных регионах. Он обучает персонал созданию
бизнес-процессов, продажам, пытается создать общее видение у собственников.
Но до сих пор у него нет четкой и ясной стратегии развития бизнеса. В
результате, бизнес развивается, но холдинга так и нет. Компания не
использует имеющиеся ресурсы, чтобы масштабироваться, чтобы выйти на новые
рынки, или внедрить новые продукты. Также бизнес продолжает терять деньги на
дублирующиеся в каждом бизнесе: менеджмент, основные бизнес-процессы,
поддерживающие бизнес-процессы и структуры. Таким собственникам и компаниям
искренне хочется помочь. Единственным блокирующим фактором развития их
бизнесов является пробел в
знаниях
и технологиях: по маркетингу и управлению. Если добавить понимания из чего
же стратегия состоит, как она включает в себя личные интересы собственника,
интересы его партнеров, каким будет рыночный и экономический эффект, то
компанию сложно будет остановить в ее росте и благополучии. Чего от всей
души я желаю каждому своему клиенту.
Обидно, что серьезные усилия, судьбы бизнесов и людей оказались
неудачными. Если можно этого не допустить в будущем, я готова за это
сражаться. Приглашаю Вас разобраться с особенностями создания стратегии
компании на моем
Практикуме «Как преуспеть в кризис: маркетинговая стратегия компании»
10 апреля.
Получив полное и системное представление о маркетинговой стратегии, в
дальнейшем вы сможете уверенно взять под контроль и управление этот
нелегкий, но очень эффективный инструмент развития бизнеса.
На практикуме мы разберем:
Бизнес-Модель компании глазами маркетинга. Какие ресурсы и
бизнес-процессы компании формируют привлечение новых клиентов, рост
доходов продаж? Что формирует ценность компании для клиента?
Стратегические цели компании: с чем сталкиваются компании небольшого
и среднего размера при создании маркетинговой стратегии. Как связать
цели компании в объемах продаж с клиентами? Что измеряем в маркетинге?
Зачем? Когда? Как?
Создание системы маркетинга с учетом специализации компании:
продуктовое предложение, работа с каналами сбыта, ценовая политика,
привлечение клиентов и развитие повторных продаж.
Маркетинговая математика: как управлять доходностью продаж? Как
оптимизировать расходы на маркетинг до того, как сделаны ключевые
ошибки: оплачена реклама, закуплен товар, выбраны партнеры/способы
продаж? (Практика в группах).
Как
расти в кризис: программа-минимум по оптимизации маркетинговых усилий
компании. (Практика в группах).
Как внедрять маркетинговую стратегию: технология, персонал,
управление, финансы.
Проблемы, которые возникают в процессе внедрения маркетинговой
стратегии в компании и способы их предотвращения.
В заключение, несколько слов о мастерстве. В восточных
единоборствах ученик разбивает сложные движения на простые действия,
отрабатывает каждое из них, тренирует по отдельности, тренирует кусочками по
несколько элементов за раз, а потом объединяет все движения в систему. Более
того, делая повторы под руководством наставника, ученик осваивает нюансы и
всю систему в целом. Когда это происходит, при системной практике, у ученика
уходит нервозность, волнение, торопливость и тогда ученик становится
мастером.
Приходите на
Практикум «Как преуспеть в кризис: маркетинговая стратегия компании»
10 апреля. Мы вместе сделаем дефрагментацию Ваших знаний и технологий в
области маркетинговой стратегии, будем вместе работать над Вашим бизнесом,
вместе создавать новый дизайн и новый сценарий будущего Вашего бизнеса.
Живите спокойнее и наслаждайтесь жизнью.
При большой скорости Вы не только не успеете рассмотреть пейзаж,
а еще и потеряете смысл того, куда и зачем Вы идете.
Эдди Кантор.
Будьте счастливы!
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.