Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 264. Как заставить продавца - продавать


Советы бизнес-консультанта. Как заставить продавца - продавать

Выпуск N264, 12.02.2014. Общий тираж рассылки на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Стратегические сессии
по решению Ваших бизнес-задач
Бесплатные
дистанционные курсы
Книга
"Как навести порядок в своем бизнесе"
Фильм
"От карьеры к свободе"

ДахабУважаемые подписчики!

Тема выпуска. Как решить задачу мотивации продавцов

Ваш продавец не заинтересован в том, чтобы росли ваши доходы. Его интересует исключительно свой кошелек. Как это использовать?

Виктор Лучков (www.victorluchkov.ru) – практикующий консультант по внедрению и оптимизации бизнес-процессов предприятий.  20-летний опыт личных продаж, 17-летний опыт управления и 7-летний опыт работы в консалтинге.

Виктор Лучков: бизнес-консультант и человек. Смотрите в коротком фильме…

 

Вспомните о том, как часто Вам приходится думать о мотивации сотрудников?

Практически всегда, когда необходимо удержать опытных сотрудников, провести ротацию в коллективе, внедрить новые технологии работы, распределить зоны ответственности.

Знаете ли Вы, чем мотивировать ваших сотрудников? И почему созданная вами идеальная модель мотивации однажды перестает работать?

В этой статье мы разложим эту задачу (для кого-то проблему) на составляющие, чтобы далее решать ее раз за разом.

Начнем с прояснения термина "мотивация". К сожалению, я здесь слишком часто наблюдаю путаницу. Вы можете найти много различных определений, а я здесь напишу свой экспертный вариант.

Мотивация – это внутреннее побуждение человека к действию. Мотивация направлена на деятельное удовлетворение потребностей человека. Все что мы делаем для мотивации своих подчиненных происходит "сверху". Для этого процесса больше подойдут иные названия: "стимулирование" или "управление мотивацией".

Стимулирование – это целенаправленный процесс внешнего воздействия на потребности сотрудника для побуждения его к выполнению определенных действий и достижения нужного нам результата.

Большинство запросов по Системе мотивации звучит примерно так: "Как нам правильно платить своим продавцам, чтобы они активно работали". При первом общении сразу же выясняется, что при управлении своим коллективом руководители напрочь забыли про внутреннее состояние и стремления продавцов. А Ваши опытные продавцы давно нашли способ, как получать свою зарплату в полном объеме и не перетруждаться.

История из практики: Игорь 6 лет работает в Отделе продаж и обслуживает постоянных клиентов. За ним закреплено более 300 компаний. Клиенты – оптовики, регулярно обращаются сами и размещают заявки. Опытный сотрудник из месяца в месяц перевыполняет план продаж. Остальные 5 продавцов план не выполняют. Работа с клиентами занимает у Игоря 50% рабочего времени. Руководство неоднократно пыталось возложить на него функцию наставника, предлагая ему премию. Однако Игорь не брался за обучение других сотрудников даже за дополнительные деньги.

Как Вы считаете, что все-таки побудило его стать наставником?

ВНИМАНИЕ! Ваш вариант продолжения истории присылайте мне на почту: viclu@ya.ru. Первым трем авторам, которые попадут в "десятку", я предоставлю бесплатные места на Вечернем практикуме "Мотивация сотрудников Отдела продаж", который состоится 20 февраля 2014 года в 17:30 в Москве.

Как видите, деньги не всегда побуждают наших подчиненных к желательным действиям. При создании любой Системы мотивации в первую очередь нужно определить, что мы хотим стимулировать. В случае с продавцами, существует два варианта:

1. Стимулирование результатов продаж.

2. Стимулирование процесса продаж.

Большинство схем оплаты труда премируют продавца за результат. Логика здесь понятная: выполнил личный план продаж – получил премию. Сейчас речь идет только о материальной составляющей мотивации. К сожалению, ее одной недостаточно для получения заряженных на результат продавцов. У продавца нет внутренней потребности выполнять план продаж, поставленный ему сверху. У сотрудника есть материальная потребность, которую он желает регулярно удовлетворять, приходя на работу. Система мотивации и, в частности, схема оплаты труда продавца должны учитывать интересы двух сторон: работодателя и сотрудника. Только в этом случае система будет работать правильно.

Главная проблема продавца – у него есть материальная потребность, но нет потребности интенсивно действовать. Значит, мы ему должны помочь, сформировать у него эту полезную потребность. Если в Вашей системе эта возможность реализована, все будет работать!

Пример из практики: Я лично знаю и обучал сотни продавцов. Но из них смогу выделить не более пяти "самозамотивированных боевых единиц", которые БЫЛИ СПОСОБНЫ (на момент работы со мной) ежедневно без воздействия руководителя выполнять всю "холодную работу" по привлечению новых клиентов: искать контакты потенциальных клиентов, готовить списки для обзвона, делать холодные звонки и каждый день выезжать на 2-3 встречи с незнакомыми людьми. Почему "были способны"? Скорее всего, сейчас они уже не занимаются Активными продажами как рядовые сотрудники. Энергетическое "выгорание" в этом виде деятельности происходит максимум за 2-3 года, а реально быстрее.

Главная проблема предпринимателя – у него есть личная потребность интенсивно действовать, но он не понимает, что у наемных сотрудников – иная потребность. Чтобы возбудить в них интерес действовать активней, нужно дополнять Систему мотивации нематериальными факторами.

Здесь уместно вспомнить про важную компетенцию каждого руководителя – развитие и мотивация подчиненных: понимание индивидуальных особенностей личности и интересов, знание сильных и слабых сторон своих подчиненных, их потенциала и ограничений, умение находить подход к сложным личностям. Способность поддерживать и вдохновлять сотрудников даже при реализации непопулярных решений.

Я понимаю, это сложно и не дано каждому руководителю. Если в Вашем бизнесе все держится на человеческом факторе, подходящего руководителя можно и не найти. Мы предлагаем решать задачу мотивации через создание Системы продаж. Когда большинство задач по управлению подчиненными имеет типовое решение, которое уже зашито в систему.

Приведу пример, как можно системно решать задачу нематериальной мотивации продавцов в корпоративных продажах. У каждого РОПа (руководителя отдела продаж) стоит задача – "обеспечить выполнение Воронки продаж подчиненными". Если нормативы воронки выполняются, у продавцов достаточно контактов с потенциальными клиентами. Следовательно, сделки будут. Вопрос только в формуле конверсии "потенциальный клиент -> реальный клиент" для вашего бизнеса.

Пример из практики нашего клиента: Татьяна была три года в должности РОП. Мы начали проект по созданию системы продаж. Она активно включилась в работу, но ей было нелегко. Пришлось переучиваться с привычной модели поведения "я лучше сделаю сама, чем буду три раза объяснять". Ей пришлось полностью отказаться от ведения клиентов и взять на себя ответственной за общий план продаж всего отдела, а значит, и ответственность за мотивацию подчиненных на выполнение каждым своего личного плана. Мы провели с Татьяной нужный объем подготовки и создали для нее "Планинг типовой недели РОПа", а для ее подчиненных – "Планинг типовой недели менеджера по продажам". Согласно этим документам, у Татьяны было выделено время для выезда на встречу с клиентами 1 раз неделю с каждым из 6 подчиненных, т.е. в сумме 6 выездов в неделю и 24 в месяц. Совместные переговоры произвели колоссальный мотивирующий эффект. Авторитет руководителя укрепился, а повышение качества переговоров абсолютно у всех продавцов автоматически увеличило их результативность. Уже в первый месяц нового формата взаимодействия РОП-Продавцы план продаж Отдела был перевыполнен на 27%. 

Подведем итог всему сказанному: стимулирование процесса деятельности продавца позволяет уменьшить степень стимулирования его результата.

История из практики: Буквально вчера у меня был разговор с собственником компании по производству деревянных конструкций. Он и его руководитель отдела продаж участвовали в ноябре 2013 года в недельном бизнес-лагере "Создание системы продаж". Он с гордостью мне рассказал, что в конце года к нему перешли 3 сотрудника от конкурентов на меньшую зарплату. Для них оказались более важными мотиваторами: порядок и предсказуемость в работе, авторитет руководителя, честные обещания работодателя. По факту в январе результаты их продаж оказались выше, чем ожидались. В итоге новички заработали немного больше, чем на предыдущем месте работы.

Материальное стимулирование процесса и результата продаж, а также схемы оплаты труда продавцов мы проработаем с участниками Вечернего практикума "Мотивация сотрудников Отдела продаж", который состоится 20 февраля 2014 года в 17:30 в Москве.

Приезжайте лично. Пригласите с собой руководителей и коллег. Обещаю, будет интересно и полезно. Время пролетит незаметно!

 ******

В феврале-марте Виктор Лучков проведет:

Отзывы участников бизнес-лагерей:

  • Видео-отзывы из бизнес-лагеря по созданию системы продаж Подмосковье-2013
  • Видео-отзывы из третьего бизнес-лагеря по системе маркетинга и продаж Дахаб-2013
  • Видео-отзывы из второго бизнес-лагеря по системе маркетинга и продаж Угра-2012

Дмитрий Балабан, собственник и генеральный директор "Альфатранс", г. Одесса, Бизнес-лагерь "Создание системы продаж Подмосковье-2013"
"Я решил участвовать в бизнес-лагере, потому что сейчас занимаюсь реорганизацией отдела продаж. Отдел продаж – это сердце любого бизнеса и важно его выстроить грамотно.
Бизнес-лагерь понравился по трем причинам. Первая  –  к продажам подошли комплексно, системно. Были рассмотрены все факторы, которые влияют на формирование технологии продаж. Второе - были изучены различные инструменты для построения системы продаж. Их применение позволяет принимать решение обоснованно, а не на базе интуиции и каких-то отрывочных знаний. Третье, что понравилось, это присутствие на лагере большого количества собственников бизнеса, что позволило нам обменяться опытом.
Инструменты, которые нам давались, были отработаны, были приведены примеры их применения в разных бизнесах. Поэтому я мог анализировать и решать, какой инструмент наиболее применим для моей компании.
Рекомендую посещение такого бизнес-лагеря всем собственникам, которым актуально построение системного отдела продаж".

До встречи в Дахабе!

Будьте счастливы.

P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Недавние выпуски рассылки (полный структурированный архив здесь):

Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners


В избранное