Советы бизнес-консультанта. Выпуск 212. Покупатели иллюзий
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Покупатели иллюзий
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000 читателей. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N212,
15.01.2013
Неудача – это возможность начать заново,
но уже более мудро.
Мы живем в Москве, однако работаем в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить нас к себе в город или в свою
компанию для проведения консалтинга и обучения: - Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
-
Команда "Михаил Рыбаков и Партнеры" на FaceBook
Приняв в ней участие, Вы можете глубоко понять, почему изменения в
компаниях, как правило, тормозятся, проваливаются. И как довести их до
успешного результата. На конференции - наш многолетний практический опыт. Для
тех, кто не ищет "волшебные таблетки", и готов серьезно, настойчиво работать над
своим бизнесом.
Александр Сорокоумов представит на конференции доклад "Переломный
момент: от чего зависит успешность изменений в Вашей компании":
Ядро сопротивления: как мы его закладываем в начале бизнеса и с
чем нам придется столкнуться потом
Медленно и печально: чем опасно желание быстрых результатов и
почему изменения надо затягивать
Резинка о двух концах. Как вы поддерживаете безответственное
поведение подчиненных и что с этим делать
Миф о командной работе: почему после начала изменений уходят 50+
процентов персонала
Перевод отношений в горизонталь: главное изменение, от которого
зависит порядок в вашем бизнесе
Переломный момент: что вам понадобится изменить в себе, чтобы
изменилась ваша компания?
А Михаил Рыбаков расскажет об основных трудностях в изменениях,
с которыми мы постоянно сталкиваемся у наших клиентов: как их предотвратить и
преодолеть:
Зачем наводить порядок в бизнесе. Алгоритм наведения порядка.
Краткий ликбез (лучше
подготовьтесь заранее)
Основные трудности, с которыми сталкивается компания и ее
собственник при наведении порядка. Примеры:
Лебедь, рак и щука. Нет согласия среди соучредителей и
топ-менеджеров
Коллектив сопротивляется: "Наверное, "папа" (шеф) сошел с ума?",
"Посмотрим, на сколько его хватит", "Нам некогда" и пр.
"Мои сотрудники пока не готовы (описывать бизнес-процессы и пр).
Сделаю за них"
Сам собственник неосознанно тормозит перемены. Почему: ведь ему они
нужны больше всех?..
Не ясна технология работы. Хотя ведь "в книге Рыбакова все написано"
(и это правда)
Почему перемены затягиваются? Почему на серьезную трансформацию
бизнеса нужно минимум 2-3 года
Компания убегает (увиливает) от начала изменений под любыми
предлогами
Рано или поздно при изменениях всегда наступает КРИЗИС. Почему? Как
его узнать? Что делать, когда он пришел?
Обычно от него просто прячут голову в песок. Чем это грозит
Как правильно запустить проект по наведениюпорядка в бизнесе (проект изменений). Как грамотно управлять им.
Примеры
У Вас еще есть шанс принять участие в конференции со скидкой в 1.5
тысячи рублей: 18 января цена вырастет.
Кстати, все участники конференции получают скидку 10 тысяч рублей на наши
бизнес-лагеря в Дахабе. Так что, участвуя в конференции, Вы даже
сэкономите деньги (подробности - в
программе).
14-17 февраля в Дахабе Голтис проведет практический семинар по 1
ступени системы
"Исцеляющий
Импульс". Для Вас это хорошая возможность стать сильным
и здоровым без лекарств и прочей вредной медицины. Работает - проверено.
Поскольку семинарпо Импульсу идет встык с нашими
бизнес-лагерями, Вы можете сразу "убить 2 зайцев": сэкономить время и деньги
на билеты, приняв участие в обоих.
Где мы обманываем себя, приобретая консалтинговые услуги
Александр Сорокоумов
- консультант по изменениям и наведению порядка в коллективе, мой партнер по многим проектам.
- Слушай, Вано, ты почему чачу пьешь, шашлык ешь, тебе же
доктор запретил?
- Вах, дарагой, я ему двадцать пять рублей дал – он
мне и разрешил.
Старый советский анекдот.
В психологии есть такое понятие – терапевтический сговор. Когда он случается,
консультации идут регулярно, деньги платятся, терапевт и клиент очень довольны
друг другом, - но никаких изменений у клиента не происходит. Без терапевта ему
становится хуже. А с ним – хорошо. Психолог-терапевт в таких отношениях
становится своего рода донором чего-то важного для клиента. Образно говоря, он
«кормит его рыбой» вместо того, чтобы заставлять учиться ловить ее
самостоятельно.
Аналогичную ситуацию мы часто наблюдаем и в жизни. У человека есть проблема в
семье: неудовлетворенность отношениями с супругой. Вместо того, чтобы за эту
проблему взяться, он идет к проститутке или заводит себе любовницу, получая от
них то, чего не получает от своей половины. Как только удовлетворенность
достигнута, боль поутихла, и менять ничего не надо. А когда боль вернется,
процедуру можно будет повторить.
Самые популярные товары на фармацевтическом рынке – это обезболивающие
таблетки. Они лучше всего продаются, поэтому их больше всего производят и больше
всех рекламируют. Ведь покупатель всегда прав. А то, что он сегодня прав, а
завтра – труп, это его личная ответственность. Его предупредили мелким шрифтом
по краю упаковки.
Давным-давно, еще в бытность мою биологом, я познакомился с результатами
очень интересного эксперимента. Как известно, если ящерицу схватить за хвост,
она его сбрасывает. То, что отрастает на месте оторванного хвоста, вид имеет
жалкий и неказистый, совершенно не похожий на то, что было ранее. Но если место
отрыва регулярно раздражать, покалывая иглой, хвост отрастает гораздо более
крупный и полноценный, по своим качествам приближающийся к старому. Только вот
бедной ящерице приходится постоянно терпеть боль от уколов.
Наша цивилизация так увлеклась удовольствиями и удобствами, что совершенно
разучилась обращаться с болью. От боли все бегут, как от огня – и врачи, и
пациенты. А между тем, это важнейший сигнал, главная задача которого – вернуть
вас к жизни и здоровью, обратив внимание на потерянную, и поэтому заболевшую
частичку себя. Но если есть альтернатива, мучиться неопределенное время в
поисках и устранении причины или принять таблетку, большинство примет таблетку.
Я хорошо помню, с каким предвкушением я покупал и открывал книжку некоего
супер-гуру, когда мне было около двадцати. Дескать, сейчас, я прочитаю ее, не
упустив ни одной мысли – и жизнь моя сразу же изменится… Т.е., делать ничего
будет не надо. Потом, поменяв штук пять таких «гур» и последовательно
разочаровавшись в каждом, я пришел к потрясающему открытию. Что делать все-таки
надо. Что-то менять в своей жизни, своими руками. Иначе не изменится ничего.
Парадоксально, но каждый из разочаровавших меня учителей говорил
приблизительно то же самое. Надо работать над собой, расти и развиваться,
учиться ловить рыбу, заниматься спортом и обливаться холодной водой по утрам. Но
это они говорили. А продавали каждый раз что-то, в чем содержался едва уловимый
намек: купи – и будет тебе счастье. Некоторые еще и добавляли в конце: не
понравится – вернем деньги. Они думали, что другое я бы не купил. И поначалу
оказывались правы.
В общем, нечего на гуру пенять, если сам лентяй и халявщик. Гуру – порождение
спроса. Спрос формируем мы сами. Если народ хочет таблеток, рынок найдет способ
их произвести и продать. На каждую дуру найдется свой гуру.
Настоящий рост, развитие, обучение (не говоря уже о лечении) идет через боль,
неудовлетворенность и фрустрацию. Разумеется, никто не хочет ее испытывать. И
поэтому каждый клиент каждого психолога, консультанта, тренера и т.п. всегда
приходит со скрытым запросом. Вступи со мной в терапевтический сговор. Поймай
мне рыбу и накорми. В конце концов, я же тебе деньги плачу. Значит, я прав.
И это серьезное искушение. Есть целые компании, зарабатывающие миллионы на
том, что вступают со своими клиентами в терапевтический сговор. Есть школы,
которые учат, что иного способа продать консалтинг или коучинг нет. К нам
приезжают учиться консультанты, которые даже не знают, что можно работать как-то
иначе.
Когда я только начинал работать консультантом, я не знал такого понятия. Я
просто видел, что клиент работать не хочет, а хочет от меня лишь таблетку.
Поэтому я зверел, отводил его в сторону и подробно показывал, в какой ситуации
он находится на самом деле и почему таблетки не помогут. Нескольким клиентам
такая консультация приносила результаты большие, чем месяцы других услуг. Но для
многих она становилась последней, в силу болезненности открывавшейся перед ними
картины.
Было время, когда мне начинало казаться, что консалтинг действительно можно
продать, лишь обещая златые горы и поддерживая самообман клиента. Но к счастью,
начали подтягиваться те клиенты, кто так же насытился по горло «таблетками
счастья», как и я в свое время.
Как и в моем случае, оказалось, что все возрастающая боль, которая наступает
после прекращения действия очередной «таблетки», рано или поздно заставляет
задуматься об изменении образа жизни, спорте и обливаниях. И профанный запрос
массового рынка – «доктор, дай таблетку», сменяется на запрос более серьезный:
специалисты, помогите мне решить эту проблему. Я хочу что-то изменить в своей
жизни, компании, работе, отношениях. Я готов учиться, подчиняться вашим
правилам, бегать по утрам и прислушиваться к мнению своих клиентов. Я готов
терпеть боль от растяжек и тяжелых переговоров с партнерами… Тогда главной
задачей консалтинга становится научить клиента ловить рыбу. Но и здесь результат
все еще под вопросом.
Долгое время в глубине души человек продолжает верить в волшебную пилюлю. И
то и дело предпринимает попытки к бегству. Сбегать на чудо-тренинг. В Тибет к
очередному гуру. В дауншифтинг. Или просто убежать. Если становится хуже, то
хочется убежать от того, что сильно болит. Если становится лучше, хочется
сказать, что я уже достаточно крут и всего добился. И тоже сбежать.
Или же в середине процесса незаметно вступить в терапевтический сговор с
консультантом или психологом и платить ему деньги в обмен на то, что тот не
будет заставлять его меняться. Не будет говорить неприятные вещи, обращать
внимание на проблемы и болячки, и не будет требовать нести свою часть
ответственности за свои результаты.
Главная иллюзия заключается в том, что мы хотим меняться. Это неправда. Не
хотим. До последнего момента каждый думает, что его минует необходимость
изменить что-то самое важное – и самое страшное.
И поэтому в деле изменений очень важна профессиональная поддержка с одной
стороны, и готовность к длительной и непростой работе – с другой. Настоящие
изменения смогут произойти лишь через год-два (а для кого-то – через
три-четыре). Тогда, когда вы подготовите к ним почву и накопите достаточно сил
для решительного шага. Но и после этого шага вам потребуется немало времени,
чтобы окончательно расчистить все завалы.
И только после того решительного шага и главного изменения вы сможете,
наконец, добиться желаемых результатов. И даже получить неожиданные бонусы.
Вволю отругавшись на того незадачливого гуру, про которого писал в начале
статьи, я однажды обнаружил, что из его дурацкой книжки я таки вынес несколько
полезных вещей. Например, алгоритм работы над ошибками. Он описан в десятках
учебников по менедженту, но пользуются им лишь единицы – и я в их числе.
Если же однажды довести работу над собой до конца, вы извлечете пользу вообще
из всего, что с вами произошло в жизни, даже из самых тяжелых событий и самых
сумасшедших пророков.
Ради этого и стоит затевать всю данную авантюру и помнить про ошибки,
способные увести вас с пути.
В феврале в Дахабе Михаил Рыбаков и Александр Сорокоумов проводят 2
практических бизнес-лагеря:
Первый из этих лагерей - хорошая возможность для Вас честно проработать свой
бизнес, серьезно подготовиться к наведению в нем порядка. Изучить методики.
Обменяться опытом с коллегами-бизнесменами. Да и хорошо отдохнуть, в т.ч. с
семьей.
Второй - в режиме коучинга в небольшой группе собственников бизнеса
проработать те моменты в своей жизни, которые мешают Вам быть счастливыми.
"Убрать палку из колеса". Чтобы двигаться по жизни вперед гладко и с
удовольствием.
Участие в бизнес-лагерях сэкономит Вам годы блуждания в потьмах, кучу денег,
сил и нервов.
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры" WWW:
WWW.MRYBAKOV.RU Тел: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.