Советы бизнес-консультанта. Выпуск 15. Логистика, управление операциями
Советы
бизнес-консультанта. Выпуск 15. Логистика, управление операциями (запасы,
закупки, производство)
Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:
26-27 июня: «Искусство
эффективных продаж». Тренер и автор курса:
Ольга Монакова, обучает продажам с 2001 года, среди клиентов: VOLVO, КОМСТАР-ОБЪЕДИНЕННЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ, РУСАЛ, МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ и многие другие.
9-10 июля: «Управление отделом продаж». Практический тренинг, на котором Вы изучите способы эффективного руководства отделом продаж. Тренер и автор курса: Ольга Монакова.
9-11 июля: «Управление
проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как АЛЬФА-БАНК, АЛЬЯНС-ПРОМ, ИНТЕКО, ИРКУТСКЭНЕРГО, КАЗМУНАЙГАЗ НК, КРОСТ, РЖД, РУСАЛ и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями автора курса
Михаила Рыбакова Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
Представляем Вам статью ведущих бизнес-консультантов
нашей компании Ольги Пайвиной (являющейся также руководителем
отдела управления запасами крупного пищевого холдинга) и Олега Северина (являющегося также
менеджером по планированию мощностей крупного пищевого холдинга).
Ждем Ваших вопросов
- в ближайших выпусках рассылки Вы сможете бесплатно получить на них
ответы от опытных специалистов!
Управление эффективностью производства
Процесс планирования в производственных компаниях как правило более сложен,
чем в компаниях торговых: ведь необходимо запланировать не только объемы
поставок и запасов готовой продукции, но и ответить на вопросы: «Когда, что, в
каком объеме и по какой технологии производить?», а также «Какие мощности и
ресурсы для этого необходимы?»
Зачастую в небольших компаниях объемы производства определяют сами же
сотрудники производства, загруженность мощностей никто не рассчитывает и не
прогнозирует, сопоставляя с планами продаж, то есть планирования нет как
такового. Возможно, начинающему предпринимателю, весь бизнес которого состоит из
одного станка и трех сотрудников - это и не нужно. Но если компания хочет
развиваться, тема планирования производства неизбежно возникает, ведь от этого
зависит и себестоимость выпускаемого продукта, и возможные объемы продаж, а в
конечном счете – успех бизнеса.
С какими же основными вопросами и проблемами сталкиваются производственные
компании? Вот основной перечень:
Как загрузить мощности по максимуму, и в то же время – как быть в
ситуации дефицита мощностей, чтобы обеспечить выпуск всех необходимых
объемов? Особенно, если у продукции короткие сроки годности, а значит
большой переходящий запас создавать нельзя?
Как вычислить максимальную производительность оборудования в ситуации,
когда эта цифра неочевидна? Ведь не всегда паспортная мощность совпадает с
реальной. Как правило, это зависит от режима эксплуатации оборудования, от
частоты смены ассортимента, производимого на нем, от организации
производства, от продолжительности предусмотренных технологией плановых
остановок, и т.п.
Как измерить эффективность работы оборудования?
Как рассчитать минимальную партию производства, от чего она зависит и на
что влияет?
Как быть, если минимальная производственная партия превышает объем
спроса? В этом случае часто возникает конфликт между продажами и
производством: одни настаивают на производстве, кратном минимальной партии,
чтобы минимизировать потери сырья, а другие – хотят произвести столько,
сколько просит клиент.
На какой период вперед необходимо составлять план производства и за
какой срок до начала производства его можно пересматривать? Что делать, если
план производства регулярно не выполняется?
Как рассчитать целесообразность покупки новых мощностей и срок их
окупаемости?
Как оптимизировать процесс работы линии, с целью увеличения возможного
объема производства на уже имеющемся оборудовании (без привлечения
существенных инвестиций)?
И самый банальный, но наиболее актуальный для многих вопрос: как
выстроить взаимодействие между отделами продаж, планирования (логистики) и
производства таким образом, чтобы каждый выполнял свою функцию в процессе
планирования производства и отвечал за результаты своей работы?
Вот, например, устанавливаете вы новую линию с паспортной мощностью 100т
продукции в сутки. И радостно предвкушаете, как пойдут вверх продажи... Только
вот незадача: спрос на новый продукт растет, а линия вместо ожидаемых 100т
производит всего 50т в сутки. Почему?
Ответ прост: в большинстве случаев линия не может работать все 24 часа без
остановок.
Во-первых, любое оборудование нуждается в настройке, мойке, техобслуживании -
это время называется плановая остановка. Ее нельзя избежать - можно только
сократить, оптимизировав процесс настройки / обслуживания.
Во-вторых, если вы поставили на линию двух рабочих, и они оба ушли на обед с
13.00 до 14.00, то целый час полезного времени линия будет простаивать по этой
причине. Это не значит, что люди не должны обедать - просто они могут обедать по
очереди. Также большой ресурс по увеличению производительности - это ночные
смены.
В-третьих, если вы производите на этой линии в сутки 5 видов продуктов, то
наверняка много времени отнимает переналадка при переходе с одного продукта на
другой. Чем реже вы делаете такую переналадку, тем выше будет производительность
вашей линии. С другой стороны, возрастет складской запас по каждому продукту -
поэтому здесь важно определить приоритет и найти "золотую середину".
В-четвертых, любое оборудование иногда ломается. Чтобы минимизировать риск
простоя по этой причине, необходимо регулярно делать профилактический ремонт.
Ну и в-пятых, то, что называют "человеческим фактором": рабочие ходят
покурить десять раз на дню, кладовщик не передал вовремя материалы со склада и
т.д., и т.п. Это незапланированные остановки или так называемые «потери
эффективности», с которыми нужно бороться в первую очередь.
Все эти факторы можно учесть и повлиять на них, но для этого нужно начать
вести учет загрузки мощностей: каждый день по каждой линии фиксировать время
работы и время простоя с указанием причины простоя.
У наших консультантов есть успешный опыт решения подобных задач как в
российских, так и в западных компаниях, и мы будем рады помочь Вам и Вашей
компании повысить эффективность производства.
Консалтинг и обучение в области логистики, управления операциями
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru