Советы бизнес-консультанта. Выпуск 14. Вопросы и ответы
Советы
бизнес-консультанта. Выпуск 14. Вопросы и ответы
Ближайшие открытые (сборные) тренинги в Москве:
26-27 июня: «Искусство
эффективных продаж». Тренер и автор курса:
Ольга Монакова, обучает продажам с 2001 года, среди клиентов: VOLVO, КОМСТАР-ОБЪЕДИНЕННЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ, РУСАЛ, МИЭЛЬ-НЕДВИЖИМОСТЬ и многие другие.
9-10 июля: «Управление отделом продаж». Практический тренинг, на котором Вы изучите способы эффективного руководства отделом продаж. Тренер и автор курса: Ольга Монакова.
9-11 июля: «Управление
проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как АЛЬФА-БАНК, АЛЬЯНС-ПРОМ, ИНТЕКО, ИРКУТСКЭНЕРГО, КАЗМУНАЙГАЗ НК, КРОСТ, РЖД, РУСАЛ и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями автора курса
Михаила Рыбакова Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
Сегодняшняя рассылка посвящена ответу на вопрос по руководству сотрудниками,
которые задал мне недавно участник тренинга по тайм-менеджменту. Надеюсь, будет
полезно и Вам.
Ждем Ваших вопросов
- в ближайших выпусках рассылки Вы сможете бесплатно получить на них
ответы от опытных специалистов!
Вопрос
Значительная часть моего рабочего времени (до половины) уходит на общение с
подчиненными, которые регулярно заходят в мой кабинет: спросить совета, доложить
о выполнении моего мелкого поручения, пожаловаться на жизнь и т.п. Очень
надоело, но ничего не могу поделать: они же как дети, все равно за все я
отвечаю.
Мария, руководитель строительного направления в многопрофильной компании
Ответ
Мария, с такой проблемой в определенный момент времени сталкивается почти каждый
руководитель. Некоторые ее решают, а некоторые мучаются годами. И от того, как
Вы с ней справитесь, зависит Ваша успешность как руководителя. Причин, как и
возможных решений несколько, лучше применять их в комплексе.
Во многом причина в Вас, т.е. Вы сами провоцируете своих сотрудников на такое
поведение (впрочем, это касается почти всех проблем с подчиненными). Они для Вас
- дети, а Вы для них - "мама рОдная". И между Вами разворачивается
психологическая игра, которая отнюдь не способствует эффективности Вашего
подразделения. Вы получаете беспомощных и безответственных сотрудников, а они
"так и не вырастают из коротких штанишек". Более подробно такие игры описаны у
Эрика Берна ("Люди, которые играют в игры", "Игры, в которые играют люди"), от
души рекомендую почитать. А Вам могу посоветовать обращаться с подчиненными, как
с людьми взрослыми (самостоятельными, ответственными). "Проще сказать, чем
сделать"? Хорошо, вот несколько практических приемов:
Когда сотрудник начинает "грузить" Вас проблемами, спрашиваете, глядя в
глаза, что-нибудь вроде (можно дословно, испробовано):
"Как ты думаешь, я плачу тебе зарплату за то, чтобы ты создавал
мне/Компании проблемы или их решал?" (Естественно, подразумевается,
что перед Вами опытный сотрудник. Новичка прежде надо обучить)
"По твоему мнению, чье время дороже: твое или мое? Что ты сделал для
того, чтобы решить этот вопрос самостоятельно?"
Выдаете и растолковываете (один раз, но до понимания) сотрудникам
алгоритм обращения к руководителю (т.е к Вам). Что-нибудь вроде:
Четко обозначить цель обращения: проблему, предложение и т.п.
Представить минимум 2 варианта решения вопроса с обоснованием
каждого (в некоторых компаниях даже требуют перед заходом к
руководителю подготовить краткую презентацию в
PowerPoint с изложением сути вопроса)
Аргументировать свое предложение одного из вариантов
Попросить у руководителя его одобрение/корректировку предложенного
решения
При необходимости обсудить и обязательно зафиксировать план
действий, включающий цель, мероприятия, ответственных и контрольные
сроки. Лучше если после разговора сотрудник вышлет это Вам по мейлу
как резюме беседы. Заодно сможете легко создать задачу
"проконтролировать исполнение решения" в Outlook,
включив в примечание вышеописанный текст.
По итогам исполнения отчитаться об исполнении. Кажется сложно, в
реальности же требует нескольких минут Вашего внимания и последующего
контроля. Заодно приучает сотрудников структурно мыслить и брать на себя
ответственность.
Вообще, структурируйте подчиненных - это часть Вашей работы. Если
сотрудник сваливает на Вас свои проблемы "в кучу", составьте совместно с ним
перечень проблем, а затем пройдите по каждому пункту со словами: "И как ты
собираешься решать этот вопрос?", разобрать его варианты решения задачи,
дать советы. Это надо сделать совместно с сотрудником 1-2 раза подробно,
чтобы понял принцип (по сути - провести коучинг) - дальше он должен делать
это сам.
Свяжите их мотивацию с результатами труда. Я не устаю повторять: оклад
не мотивирует человека хорошо/много работать! Другое дело - различные
проценты, бонусы и премии, реально завязанные на результаты. Мышление
окладника - мышление "пенсионера", для которого "день прошел - все к смерти
(зарплате) ближе". Конечно, этот совет надо применять разумно в зависимости
от должности того или иного сотрудника, но даже для секретаря можно найти
реальные показатели эффективности его работы, а уж продавцы на окладе -
вообще нонсенс (однако так нередко бывает).
Определите "приемные часы", т.е. приучайте сотрудников заходить/звонить
Вам только в определенное время. Сначала 2-3 раза в день, потом можно
обойтись и 1 разом. Иногда помогает введение правила: заходить в Ваш кабинет
только после звонка или мейла. В итоге Вы должны получить подразделение,
способное хотя бы неделю успешно проработать без Вашего непосредственного
участия.
И самое главное - решите, зачем Вы ходите на работу: решать задачи
Компании и достигать ее и свои цели, или решать проблемы Ваши сотрудников.
Расставьте свои приоритеты. Это прибавит Вам решимости приступить к
действиям.
Естественно, что помимо применения вышеописанных приемов желательно также:
четко прописать бизнес-процессы и функционал каждой должности, подобрать
адекватных людей и т.п.
Применение вышеописанного подхода хорошо всем:
Вам - тем, что у Вас появляется время для решения действительно важных
задач
Компании - тем, что растет результативность ее работы
Сотрудникам - тем, что они наконец-то станут взрослыми ответственными
личностями, повысят свою успешность и самооценку..
Давая такие советы я четко осознаю, что они противоречат некоторым
гуманистическим теориям, однако их действенность подтверждена жизнью. Успехов!
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru