Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Навыки, неосознаваемые установки и как вас выдают ваши действия.


Всем известно, что у каждого из нас есть сознание и бессознательное, и мы говорили об этом в предыдущей публикации. А сейчас мы переходим к самому интересному – к неосознаваемым психическим процессам, которые играют огромную роль в нашей сознательной жизни. А потому нужно иметь хотя бы элементарные знания о каждом из них.

Я, как обычно, пройдусь кратко, а если вы хотите изучить процессы более глубоко, информацию о них можно найти у Ю.Б.Гиппенрейтер в книге «Введение в общую психологию», материал из которой я и буду использовать сегодня.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса:

(1) неосознаваемые механизмы сознательных действий;

(2) неосознаваемые побудители сознательных действий;

(3) «надсознательные» процессы.

Итак, прежде всего рассмотрим неосознаваемые механизмы сознательных действий. Их существует три подкласса:

1. Первый из них – неосознаваемые автоматизмы. Они, в свою очередь, делятся на  автоматические действия (они врожденные, или приобретаются на первом году жизни – мигание, хваатние, ходьба) и навыки - они лежат в основе развития всех наших способностей. В качестве примера можно взять любой имеющийся навык: езда на велосипеде, вождение автомобиля, игра на музыкальных инструментах – в первое время, пока вы учитесь, вы сознательно контролируете каждое мелкое действие, которое при закреплении навыка начинает выполняться автоматически, без контроля сознания.

Важно знать, что процессы первого подкласса реализуют сознательные действия.

2. Второй подкласс – неосознаваемые установки. Установка – это готовность к совершению определенного действия. Естественно, установка может быть сознательной. Но сейчас речь не о ней. А о тех неосознаваемых процессах, которые могут здорово испортить жизнь, если не принимать их во внимание.

Лучше всего неосознаваемую установку иллюстрирует древнекитайская история: «Пропал у одного человека топор. Подумал он на сына своего соседа и стал к нему приглядываться: ходит, как укравший топор, глядит, как укравший топор, говорит, как укравший топор. Словом, каждый жест, каждое движение выдают в нем вора. Но вскоре тот человек стал вскапывать землю в долине и нашел свой топор. На другой же день посмотрел на сына соседа: ни жестом, ни движением не похож он на вора».

Процессы второго подкласса подготавливают сознательные действия.

Обращаю ваше особое внимание на неосознаваемые установки – в дальнейшем я расскажу, как их можно менять произвольно, чтобы устранять деструктивные установки и менять их на помогающие. Вы научитесь буквально творить чудеса самоконтроля.

3. А вот неосознаваемые процессы третьего подкласса просто сопровождают сознательные действия. И при этом вы их не замечаете. Сюда входят непроизвольные движения, тонические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций: мама кормит ребенка и неосознанно открывает рот вместе с ним; человек, глядя на страдания другого, неосознанно выдает на лице выражение сопереживания; когда человек, играющий в боулинг или биллиард, промахивается, можно видеть, как он пытается выправить движения шара совершенно бессмысленными движениями тела или рук; ну и самое тривиальное – когда вы согласны с собеседником, вы непроизвольно покачиваете головой в знак согласия.

Именно явления из третьего подкласса позволяют читать вашу невербалику на бессознательном уровне. А вовсе не скрещенные руки и ноги, как привыкли считать многие :)

Второй класс неосознаваемых явлений – неосознаваемые побудители сознательных действий. Я не буду рассматривать их подробно, лишь упомяну, что это это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы. Все по Фрейду :)

Третий класс – «надсознательные» процессы. Проще сказать – интуитивные озарения, при которых появляется совершенно новый взгляд на проблему, как бы из ниоткуда. Я снова хочу обратить ваше внимание на этот класс, как и в случае с неосознаваемыми механизмами сознательных действий.

«Надсознательные» процессы отличаются от сознательных по двум важным характеристикам:

- вы не знаете конечного итога, к которому приведет такой процесс (итог всегда будет неожиданным)

- невозможно запланировать момент, когда этот процесс завершится (момент тоже будет неожиданным)

Это важно запомнить, потому что, как я упоминала выше, когда мы с вами будем изучать технологии изменения неосознаваемых установок, нужно будет обяязательно учитывать неожиданность конечного итога и момента наступления окончания «надсознательного» процесса.

Т.е. вас по любому «начнет озарять» периодически :) Но как и каким образом – неизвестно :)

В следующий вторник продолжим раскрывать тайны бессознательного и нашей темой будут измененные состояния сознания.

Яна Лан, "Особое мнение"


В избранное