Часть 1. Что же это такое - "бюджетное управление"?
С чего все началось. В один из дней мой начальник объявляет -
мы начинаем использовать бюджетное управление.
Разработайте мне соответствующую систему.
Все в недоумении, зачем эта дополнительная работа, что и как делать,
с чего начинать.
Хотя работаю я в финансовом отделе ведущим экономистом
не первый год, мое знакомство с данной областью было довольно поверхностным
и носило настолько неопределенный характер, что очень трудно было понять,
что же это такое в действительности. Общие принципы вопросов не вызывают -
а вот конкретно? Зачем все это нужно?
Поиск в Интернете дал следующие результаты:
Бюджет -
детальный план предполагаемых доходов и расходов на
рассматриваемый период или систематизированный план наращивания и расходования
обычно ограниченного ресурса в течение заданного периода времени.
Бюджетирование -
это общее название методик финансового планирования,
подразумевающее процесс составления и исполнения бюджета.
Наиболее часто используется методика, получившая название
"бюджетное управление".
Бюджетное управление (управление по отклонениям, бюджетное планирование) -
методика управления ресурсами организации, состоящая из следующих этапов:
определение плановых показателей (показателей бюджетов);
определение фактических показателей;
анализ вызвавших их причин и принятия решений на основе результатов анализа.
В определении "бюджетное управление"
все понятно, планы на предприятии составляются,
факты получаем из бухгалтерских данных, анализ проводим.
Вроде бы то же планирование, только называется по-другому.
Теперь только с формами этих самых бюджетов определиться - и всех делов-то.
Однако дальнейший анализ показал, что бюджетирование -
это не совсем планирование (в обычном смысле этого слова).
Бросились в глаза следующие отличия:
система бюджетов строится на основании стратегического плана деятельности;
бюджеты необходимо составлять в четко указанные сроки
и с большей оперативностью;
составлять бюджеты нужно либо по центрам финансовой ответственности,
либо по функциональному признаку;
бюджеты нижестоящих уровней обобщаются в бюджеты более высоких уровней;
принципы составления бюджетов могут быть разнообразными;
процедура утверждения бюджетов является итерационной,
т.е. составленный бюджет согласовывается со всеми, связанными с ним;
в случае несогласованности производится корректировки бюджетов;
согласованные бюджеты должны обеспечивать достижение стратегических целей;
правильно построенная система бюджетов должна охватывать
все показатели деятельности предприятия.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Мы будем рады получить от вас отзывы по циклу статей Бюджетное
управление изнутри и с удовольствием ответим на ваши вопросы.