Сегодня мы поговорим на тему "Что такое стратегия развития?" и "зачем
она нужна?"
Начнём со второго вопроса, так как он гораздо более принципиален.
Судя по всему, этап стихийного развития бизнеса либо закончился, либо
близится к завершению. И тут стало очевидно, что топтание на месте - это
самый дорогой процесс в бизнесе. Нужно развиваться. Но куда и как?
Значит, нужна стратегия развития.
И вот тут задаётся вопрос: "А чего хочет от бизнеса собственник?" И
простейший ответ - прибыли, прибыли и еще раз прибыли - не всегда
оказывается верным. На уровне палатки с оптового рынка, вероятно, так и
есть. Но даже на уровне бизнеса "средней руки" ожидания собственников
могут существенно расширять рамки классической политэкономии. Сфера
интересов начинает включать в себя вопросы стоимости бизнеса, создания
нового вида продукции или торговой марки, которая стала бы со временем не
менее известна и престижна, чем Mersedes Benz.
И тогда становится ясным и вопрос "Что такое стратегия развития?" Это
путь от затаённых надежд собственника к действиям по их реализации. Здесь
есть большое искушение создать чёткий план - график действий, абсолютно
непогрешимый и не нуждающийся в корректировках. Сделать это, правда,
никому и никогда не удавалось. Жизнеспособная стратегия - это
последовательность этапов, которые предстоит пройти, чтобы достичь
поставленных целей. И вот о чем здесь надо помнить.
Во-первых, приоритеты. Древняя восточная мудрость гласит, что раздвоенной
иглой нельзя сшить ткань (русский вариант - пословица о двух зайцах).
Цели и задачи должны быть упорядочены: сначала нужно постараться достичь
того-то и того-то, потом, если останутся силы и возможности, того-то и
того-то, ну, и если "есть ещё порох в пороховницах", то тогда уж этого и
вот этого. Многие финансово-промышленные группы, сделавшие резкий рывок в
середине 1990-х годов, существенно ослабли в конце десятилетия, когда
попытались развивать несколько направлений одновременно. Все эти
направления были перспективными. Но управлять всеми сразу не
получалось.
Во-вторых, ресурсы: деньги, время, люди. Всех трёх, как правило, не
хватает. Оценить точные потребности - почти невыполнимая задача. Каков же
выход? Просчитывать несколько вариантов развития событий и всегда
планировать существенный запас.
В - третьих, гигантомания. К цели надо идти максимально мелкими шажками,
чтобы всегда иметь возможность вовремя остановиться (хотя бы для того,
чтобы понять, а правильной ли дорогой идём?). Обратите внимание, как
действуют успешные торговые сети - сначала открывается один магазин, на
нём отрабатывается формат, и только потом модель начинает
штамповаться.
Разумеется, в рамках небольшой статьи невозможно перечислить все
подводные камни разработки стратегии развития - ведь это чрезвычайно
сложная и трудоёмкая задача. Видимо, поэтому отделы стратегического
развития пока бездействуют. Но развиваться наугад опасный аттракцион, и
"спящий должен проснуться". Кто будет первым?
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то
из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или
просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только
выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет
явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2008,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов сайта в
Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора
материала (указание автора и его сайта)