Сегодня очередное писмо Влада (см. выпуск 44) с просьбой расширить тему по проблеме поиска, привлечения средств и инвестиций.
Здравствуйте Наташа...
Очень благодарен за ответ, такой взвешенный и мудрый-.
Большинство, конечно, это прописные истины, но иногда требуется, чтоб кто-то все вместе это сложил в кучу и выдал в твой мозг, как в темноте "лупануть" лучиком фонаря-..
Позвольте порассуждать еще-
Вот после краткого анализа есть два стопора: финансы на начало, и опыт. И если второе не до конца очевидное препятствие (я убежден если дело любимое и нравиться, то промашки, связанные с неопытностью, очень быстро ликвидируются), то первое-.
Как вы и сказали, есть три источника: собственные средства (в т.ч. близких, друзей, родственников), инвестиции, кредиты.
Скажу из своего опыта, что получаем. Банки требуют финансово-налоговой истории, которой в России нет у 99% населения. Собственных средств нет. Круг друзей, близких и т.д. не желают себя обременять рисковыми предприятиями. Их точка зрения, кстати, вполне оправдана исходя как из более богатого опыта, делового в том числе, так и из губительской государственной политики к желающим что-то предпринять. Остаются инвесторы. Но надо учитывать, что только при хорошем стечении обстоятельств ты сможешь стать не собственником,
но партнером. В некоторых случаях это нецелесообразно. К примеру, при долгосрочном вложении 50$тыс. и предполагаемой "чистой" ежемесячной отдачи в 1$тыс. не резонно будет отдавать т.н. партнеру половину. Смысл своего дела теряется, соотношение вложенных усилий и получения отдачи слишком дорогое.
И все-таки для меня это является единственным приемлемым вариантом, которое поддается дальнейшей проработке. Возможен путь поиска более сговорчивого инвестора, готового получать ежемесячно не 50%, а 30%. Но я такого дядю не представляю себе. Это будет уже некий меценат, таковых мало, либо нет. Есть другой путь, для меня более симпатичный. При заключении договора в расчете "фифти-фифти", после "буксовочных" полгода оформления годок придется попахать за полцены. Предприятие установиться, "усядет", "зажиреет"
за этот год. Дальнейшим шагом будет продажа своей доли. На рынке рост стоимости от вложений до готового бизнеса отмечается минимум в пять раз. Появляется возможность получить средства даже большие от нужных на начало такого же предприятия. Если вы догадались, речь шла об открытии магазина.
Где-то между упомянутых этапов я и нахожусь сейчас. Дело движется медленно, но вот странное дело, несмотря на все препятствия, желание стать хозяином дела не отбивается. Пусть крошечными шажками, но я к нему двигаюсь. Многое узналось, открылось, появился некий опыт ведения деловых бесед с инвесторами и их поиск, а также многое другое чему может научить только жизнь и опыт.
Несомненно, есть множество трудностей, не сказанных здесь.
И вот что Наташа я хотел спросить, могли бы вы расширить темку именно по проблеме поиска, привлечения средств и инвестиций, как я считаю наиболее приемлемой для большинства начинающих. Любая информация будет полезной, а также возможно появятся отклики по теме у аудитории.
И еще раз спасибо за ваши ответы.
Ответ:
Здравствуйте, Влад!
Жаль что у Вас не конкретный вопрос - Вам же от этого хуже. Почему? Да потому, что из множества всевозможной информации Вы ищите ту, которая будет Вам полезной. А это, как Вы понимаете, длинный путь. И даже если Вы сузили область поиска, получить полезный Вам ответ, задавая общий вопрос (даже супер-пупер профессионалу), очень мало шансов. Хотя бы потому, что ему (супер-пупер профессионалу) будет лень перечислять все возможные ответы. И поверьте, ответов, на самом деле, множество.
А теперь поговорим о самом главном в области привлечения средств и инвестиций.
Итак, есть люди, собирающиеся создать свой бизнес. Они разделяются на две основные группы:
- люди с опытом создания и ведения бизнеса (создаваемый бизнес будет не первым) - состоявшиеся предприниматели;
- люди без опыта создания и ведения бизнеса (создаваемый бизнес будет первым) - начинающие предприниматели.
И есть люди, стремящиеся вложить свои ресурсы в бизнес, для получения дивидендов или других выгод не участвуя непосредственно в самом бизнесе, точнее не участвуя в оперативном управлении - это инвесторы. Также есть люди, которые не стремятся вложить свои ресурсы в бизнес, но при определенных условиях могут это сделать - это потенциальные инвесторы.
Далее мы будем говорить о начинающих предпринимателях и инвесторах и потенциальных инвесторах.
Начнем с того, что попробуем определить, хотя бы примерно, то, что хочет начинающий предприниматель. Это может быть:
- регулярный источник дохода N-ной суммы денег в месяц;
- заработать к определенному времени N-ную сумму денег;
- создать уникальный товар;
- заниматься любимым делом без начальников;
- быть владельцем бизнеса и т.д. и т.п.
И, конечно же, могут быть различные комбинации этих желаний между собой.
А что же хочет инвестор? А инвестор может хотеть:
- сохранить свои деньги;
- увеличить свой капитал;
- иметь регулярный источник дохода N-ной суммы денег в месяц;
- создать рабочие места;
- иметь в своем регионе производителя и поставщика нужной ему продукции и т.д. и т.п.
И у инвестора могут быть различные комбинации этих желаний между собой.
Как видим желания инвестора и начинающего предпринимателя могут, как совпадать, так и различаться. И различия в их желаниях могут быть существенными (иногда даже непреодолимыми), что будет являться барьером в заключение взаимовыгодной сделки.
Помимо всего прочего, инвестор хочет быть уверенным в том, что предприниматель осуществит заявленные планы. И поэтому оценивает инициатора инвестиционного проекта со всех возможных ему сторон. Его интересуют: опыт; настойчивость; уверенность; объективность; честность; целенаправленность и другие качества инициатора инвестиционного проекта.
И, разумеется, он изучает сам проект на предмет его реальности и соответствия его личным интересам.
А у инициатора инвестиционного проекта будет гораздо больше шансов, если он воспользуется одним из главных и действенных инструментов для привлечения инвестиций, которым является грамотно составленный бизнес-план. И при его составлении, особую роль уделить предоставлению статистической информации и результатов маркетинговых исследований, естественно, не приукрашая действительность (это одна из серьезных ошибок допускаемая при разработке бизнес-плана).
Еще хотелось бы остановиться на одном моменте, упомянутом в Вашем письме - это процент от прибыли принадлежащий инвестору.
Процент от прибыли, принадлежащий инвестору на самом деле может быть любой, вплоть от 0 до 100% включительно, и зависит от многих факторов. Нужно учитывать: кто инвестор; что он на самом деле хочет (конечные и промежуточные цели); сложившаяся деловая практика; наличие других инвесторов (конкуренция между инвесторами); реальности или социальной значимости бизнес-проекта и т.д. и т.п.
Например, инвестор имеет $100, и хочет получать 60% годовых на свой капитал, держать под контролем бизнес и свои деньги. А в предполагаемый бизнес нужно вложить тоже всего $100, и чистая прибыль (ЧП) за год планируется $200, т.е. 200% от вложенной суммы, причем вероятность получения данной ЧП примерно 99% и эту вероятность инициатор проекта может обосновать. И тогда вполне можно убедить инвестора на 30% от чистой прибыли при условии получения запланированной ЧП и наличия у него полного контроля, за целевым
использованием его средств и выполнением заявленного плана инициатором бизнес-проекта.
И на последок хочу обратить Ваше внимание на то, что убедить можно кого угодно и в чем угодно, главное в этом деле (впрочем, как и в любом другом) настойчивость и терпение. И не забывайте о всевозможных нюансах и вариантах заключения инвестиционного договора.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2005,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)