Дочитав «Нравственную психологию» [книга Гармаева], понял, что богосозданность человека достаточное доказательство того, что каждый человек в сущности своей добр! Мы ведь созданы по «образу и подобию», а потому и одинаковы, а потому и добры! (18.01.2004)
Надёжная, многовековая основа всех войн есть убеждение в том, что всё люди не равны в своей ценности, из чего и вытекает, что «лучший» более заслуживает жизнь, чем «худший». (16.01.2004) Да, именно тогда, когда ты начинаешь считать себя выше остальных (или даже выше одного человека), ты открываешь ворота для того, чтобы насилие проникло в наш мир! Именно разделение людей и есть основа всего зла, что люди причиняют друг другу! Считать себя лучше это означает,
что другие хуже, то есть не достойны того, чего достоин я. И в итоге это означает: я должен жить, а другой, «худший» умереть, а до этого эксплуатироваться, будучи послушным работником и зависимым потребителем. (18.01.2004)
Нравственная сила отказываться от зла, от вредного, как и физическая, зависит от постоянного и упорного применения. Слабость перед соблазнами и пороками понемногу проходит, если ты упражняешься в нравственном поведении. (14.01.2004) Поступать этично, нравственно это способность, даваемая нам всем, и мы должны развивать этот талант, упражняясь в нём, а не зарывать его в землю. Если я способен к нравственному поведению, значит, к этому способен и любой другой человек
всё дело лишь в регулярности «тренировок». А развитие этого таланта нравственности, видимо, в увеличении осознанности когда ты делаешь добро и поступаешь справедливо с полным пониманием того, зачем ты это делаешь. (18.01.2004)
Принцип богатства в обычных отраслях экономики такой же, как в наркобизнесе: побольше народа посадить на свой товар, а потом снабжать их, получая прибыль. (12.01.2004) И здесь нечем гордиться богатею, ведь своё богатство он получает за счёт «наркотизации» простых людей. И более того, вся «аристократическая» жизнь, такая вся из себя «духовная», «высокая», далёкая от «примитивного» физического труда, жизнь всех тех, кто выделяет себя
из толпы, превозносит себя, считает себя носителем всего лучшего, то быль «элитой», «сливками», «сверхчеловеками» вся эта жизнь стоит и держится только благодаря простому народу, который и обслуживает механизмы города, и создаёт им богатство, и занят физическим трудом, без которого «аристократическая» здесь не могла бы существовать. Не будь простого народа, «аристократия» была бы просто невозможна а потому считать себя чем-то отличным, ценить себя как
нечто качественно лучшее, принижая ценность и значение обычных людей ошибка, а скорее даже сознательная ложь, порождаемая всё той же гордыней! (18.01.2004)
В психологических теориях, учениях всё сводится к тому, чтобы человек как-то приспособился к окружающей жизни, особо не выпендриваясь жил, ну и умер, в конце концов, так как все мы смертны и иначе никак. Но вопрос о том, такой ли этот мир, каким он должен быть? хорош, справедлив ли этот мир? не ставится, а потому и не задаются вопросом, стоит ли приспосабливаться к этому миру? В том-то и дело, что мир не так хорош, каким бы он мог быть, а потому мир подлежит изменению! Но в психологии
не так каждому отводится своё место, а сам мир выступает как данность, как внешние «правила игры», не вызывающие пререканий и сомнений в справедливости.
Можно сравнить жизнь с призывом в армию. Чаще всего попадаешь туда (=рождение), 2 года живёшь по Уставу+неуставным отношениям (=средняя жизнь) и демобилизуешься (=смерть). Психология учит, что раз уж призвался, то просто служи. Сможешь подчиняться, будешь получать погоны (=иерархический рост), попадёшь в штаб, гараж или на кухню, будешь в достатке (=мат. богатство). Служи, подчиняйся существующим порядкам, а дембель неизбежен (как и смерть ;) ).
Но в армии ведь не всё идеально, далеко не всё правильно, а потому много нужно менять! Не подчиняться, а перестраивать, переделывать, вводить новые порядки! И пусть дембель неизбежен, а прядки такие уже держатся десятки призывов (=поколений) жить-то нужно по-человечески! Жить с каждым поколением всё лучше и лучше! А для этого надо менять, изменить всё, что неправильно, всё, что может быть улучшено! (10.01.2004)
Вообще, есть ли объективны критерии для оценки людей, по которым можно было бы сказать, что вот это лучше, чем тот? Любые такие оценки даются не по реальным основаниям! Вот родились младенцы — кто из них заслуживает быть миллионером, а кто — бомжем? По какому критерию это оценить, как измерить? Да, в итоге один станет тем-то, а другой — тем-то, но это не потому, что в них была какая-то качественная разница, по которой выходило бы, что первый имеет право угнетать другого, возвышаться
над ним, строить свою жизнь за счёт угасания другой! Нет, такого различия нет! Нет, потому что мы все равны! Мы все одинаково ценны! Мы все заслуживаем блага, добра и счастья! (10.01.2004)
Считать, что люди в сущности своей бывают злыми или добрыми — вот основа разделения, разъединения! Или мы все по сути добры, или все злы — другого не может быть, так как мы все — люди! (9.01.2004) Оставить место для вот такой классификации людей, считать, что классифицирование по признаку "добро или зло в сущности человека" справедливо, соответствует действительности — ох, как трудно этого избежать! Ох, как трудно подпасть под влияние такой "справедливой" градации! Но в том
и прикол, что нет такой градации среди людей — мы все равны, мы все добры! А оставить хоть чуточку места в своём мировосприятии для такой классификации — это значит давать волю для всё расширяющейся спирали разъединения людей, ценностно-иерархическому их расположению и в конце концов — к эксплуатации, грабежу, насилию, убийству "нижних", "худших", "злых"! Но нет ни такого, ни какого бы то ни было другого разделяющего людей признака, основания, а потому нельзя допускать и этот! (10.01.2004)
Заботиться об исполнении своего долга перед людьми и Богом, о реализации смысла жизни только в удобное для этого время, а не все 24 часа в сутки — это то же, что и быть вегетарианцем в промежутках между едой. (9.01.2004) Нельзя половинить свою жизнь — одну половину жить праведно, а другую — так, как диктуют обстоятельства, заботясь о материальном и не думая о благе других. Жизнь одна, она цельная, а потому ты или всё время живёшь по правде, по справедливости, ли же ты живёшь плохо,
не хорошо, если ты сознательно отводишь место в своей жизни и злу, и добру. (10.01.2004)
Зло совершается от нарушенной обратной связи: если злой результат поступка не осознаётся, то нет и повода перестать совершать этот поступок. (8.01.2004) Из наблюдений за собой: когда слушаешь плеер, то начинаешь громко говорить, а если идёшь, то шаркаешь ногами; если закрыть глаза, то сбиваешься с прямой при ходьбе и трудно удержать равновесие, стоя на одной ноге. Отсюда вывод: течение нашего поведения управляется — через постоянный контроль, через отслеживание соответствия
параметров функционирования должным, то есть через обратную связь. То же самое можно перенести и в сферу нравственного: когда перестаёшь чувствовать вред своих поступков (вред себе, другим, вообще живому!), то твоё поведение есть "злое". Если обратная связь нормальная, то ты идёшь по пути добра — прямо, не сбиваясь, ведь каждое отклонение замечается тобой и компенсируется. (10.01.2004)
Если существующий миропорядок несправедлив, основан на зле и распространяет насилие, то тем более на всех углах, со всех трибун нужно громко и открыто говорить об этом! Долг любого добропорядочного человека бороться с несправедливостью!! (7.01.2004) Это я о том, что я должен не стесняясь и не сомневаясь выступать за нравственные принципы, данные через И.Х. и разъясняемые Толстым! Да, это идеально, да, реальность много грубее, но в том-то и дело, что если не сверять своё настоящее
с идеалом, если не стремиться к этому идеалу, то жизнь не будет становиться лучше! Нельзя молчать о несправедливостях, пороках сегодняшнего дня, нельзя жить, не стремясь жить лучше, приближённее к идеалу!
И вот выступать таким идеалистом, обличающим зло и ратующим за воплощение заповедей добрососедского сожительства всех людей, я не должен бояться! Это нужное, безусловно необходимое дело!! Это исключительно важно!
И что ведь примечательно — критика зла, его выявление всегда происходят по отношению к прошлому! За счет этого зло и держится — никто не смеет обличать зло, творимое здесь и сейчас. Зло сегодняшнего государства не выявляется, не афишируется, а вот прошлого — пожалуйста! Та же психология занята не изменением мира, жизни людей к лучшему (а для этого пришлось бы низвергнуть правящее сегодня правительство!), а лишь вопросами приспособления людей к окружающей действительности ("социализацией"). А вопрос свершающегося
зла, насилия — вокруг нас, через нас, над нами, нашими руками, — это оставляют за скобками, будто не это есть самый важный вопрос в жизни человека! (10.01.2004)
Марсель из Казани,
выписки из дневников.
Отправлено в интернет: 21 янв. 2005 г. marsexxхyandex.ru