Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Откуда берутся деньги?

  Все выпуски  

Откуда деньги берутся? Практика бизнеса.


Информационный Канал Subscribe.Ru

Откуда деньги берутся?
Практика бизнеса

Каталог рассылки: http://subscribe.ru/catalog/economics.school.babki
Центр Финансового Образования


Водораздел.

Здравствуйте Игорь!

Спасибо большое за расылку!

У меня к Вам вопрос.

Вот Вы пишете, что водоразделом между предпринимателями и остальными является способность действовать в условиях неопределенности.

А как эту способность у себя выработать?

Спасибо, Михаил

Возможно, психологи смогут дать Михаилу различные рекомендации.

Я предприниматель. Я просто иду навстречу своим страхам.

Предлагаю отрывок из книги «Психология бизнеса». К сожалению, не запомнил авторов.

Однажды нас попросили провести занятия с группой безработных, которые намеревались попробовать себя в бизнесе.

Мы с готовностью приняли это предложение, поскольку нам чрезвычайно интересно было посмотреть на этих людей и постараться понять, что отличает их от тех, с которыми мы постоянно имели дело, консультируя развитие организаций в бизнесе.

Самым большим эмоциональным впечатлением от этих занятий было постоянно нараставшее чувство удивления. Как ни странно, у наших слушателей можно было обнаружить практически все качества, присущие тем, кто вполне успешно действовал в бизнесе.

В чем-то наши безработные даже демонстрировали совершенно превосходные качества: кто-то был очень умен, кто-то блестяще образован и эрудирован, кто-то великолепно обходился с людьми, кто-то фантастически быстро умел считать, кто-то радовал нас своим быстродействием в исполнении заданий, кто-то отличался замечательными лидерскими качествами и т. д.

Более того, эти люди прекрасно видели и с удовольствием обсуждали самые разные варианты новых возможностей, с помощью которых можно было сделать карьеру в бизнесе. Понимание единственного, но принципиального различия пришло к нам только в конце занятий.

Это произошло в тот момент, когда от обсуждения возможностей и перспектив мы перешли к программам действий и к необходимости сделать первый шаг.

Вдруг моментально оказалось: все, что обсуждалось раньше, было для людей интересной, но не накладывающей на них обязательств теорией.

Задача перевести теорию в действие, сделать практические шаги — пойти на переговоры, предложить свои услуги потенциальным клиентам, обсудить возможность получения кредита — вызвала массированную мощную реакцию, которая в современной практической психологии обычно называется «сопротивление».

У кого-то это был открытый страх, у кого-то — железное рациональное обоснование невозможности или нецелесообразности определенных действий, кто-то тут же выдвигал условие: «Если Павел Иванович пойдет, то и я с ним, а один — нет» и т. д.

Этот результат был тем более неожиданным, что в течение занятий участники неоднократно вспоминали о своей былой активности на местах прежней работы, весьма искренне говорили о том, что они жаждут действовать, не могут жить без дела и готовы пожертвовать многим, лишь бы такая возможность вновь появилась в их жизни. И у нас не было никаких оснований не доверять их искренности. Однако, как оказалось, свою активность эти люди готовы были проявить только в ситуациях с гарантированным результатом. Их не устраивал вариант «действия в пустоту», когда нет никакой уверенности в том, что совершение каких-то действий отзовется ощутимым результатом.

После завершения работы с группой мы прежде всего попытались понять причины неудачи.

Ведь почти из двадцати участников только трое или четверо попытались сколь- нибудь всерьез заняться предпринимательством.

Характерно, что это были самые молодые и обладающие самой низкой профессиональной квалификацией люди. Остальные, в большинстве своем представители достаточно редких профессий и специальностей, хорошие мастера в своем деле, предпочли искать место Специалиста в какой-либо из коммерческих организаций, хотя было маловероятно, что их предложение легко встретит соответствующий спрос.

Пример этой конкретной группы безработных можно счесть частным случаем. Однако, как показывают данные социологических исследований, подобный разрыв между «хотелось бы» и реальной активностью в направлении желаемого — явление весьма распространенное.

Как свидетельствует В. Г. Рябков, по данным одного из социологических опросов, «...в принципе не против иметь свой бизнес 40 % опрошенных рабочих и 50 % специалистов. Однако практических результатов на этом пути достигли лишь 6 % рабочих и 2 % специалистов» (73, с. 30).

 Одно из возможных объяснений этой тенденции разрыва между намерением и действием можно найти в работе исследователя психологического феномена «проволочек» («procrastination») П. Бурки. Всем нам хорошо известны люди, склонные ставить перед собой серьезные цели, но не спешить с их достижением, до последнего откладывать намеченные дела, срывать установленные сроки и, что не менее важно, глубоко страдать и переживать по этому поводу, постоянно бороться с собой в стремлении исправиться, вечно давать себе зароки и обещания — и в очередной раз затягивать или срывать их выполнение.

Стол, почти скрывшийся под грудой бумаг; лица старых друзей, которым вы годами собираетесь написать; воспоминания об учебных днях, превратившихся в ночные бдения; проекты, мучительными усилиями завершавшиеся в последние секунды или вовсе не дождавшиеся своего осуществления,— все это многочисленные симптомы проявления одной общей тенденции: склонности к проволочкам, оттягивания выполнения дел до последнего момента.

Исследования темы «проволочек» вспомнились нам в связи с тем, что как раз такая же разорванность между поставленной целью и готовностью к ней двигаться наблюдалась и в группе «условно безработных». Многие из них говорили в процессе знакомства, что уже давно собираются «пойти в бизнес», но чувствуют, что им не хватает еще чего-то, какой-то малости для того, чтобы осуществить это. Они точно так же, как и в описываемых Буркой случаях, до последнего пытались оттянуть выполнение данных им практических заданий, отыскивая для своего промедления самые разные обоснования.

Более того, в процессе работы у участников группы явно просматривалась и одна из характерных примет людей, склонных к «проволочкам», которую психологи именуют «перфекционизмом» — внутреннее стремление человека к совершенству, идеалу или абсолюту в исполнении дел, которыми они занимаются. Отвлекаясь от вопросов происхождения самого этого качества. отметим только, что подобной тенденцией к совершенству, стремлением быть если не лучшим, то безукоризненным, многие наши участники группы отличались на местах своей предыдущей службы.

Они часто и с гордостью вспоминали об этом в ходе занятий, и для них явно важным было также—если и быть в бизнесе, .то быть безукоризненным в этом деле. А за мотивировками отказа действовать в новой, незнакомой ситуации также часто проглядывал страх, точно обозначенный японцами как боязнь потерять лицо.

Но оборотной стороной медали жизни перфекциониста как раз и является отказ от проявления себя в деле в критические моменты. Страх возможной неудачи от какой-либо допущенной ошибки или, что не менее характерно, страх возможной удачи в тех случаях, если она еще больше поднимет планку требований к исполнению, приводит к неосознаваемым попыткам оттянуть осуществление задуманного, поскольку свершившееся действие — это факт, который невозможно отрицать, тогда как неосуществившееся намерение в конце концов найдет для себя массу возможных оправданий.

Именно поэтому симптомы «перфекционизма» не менее часто, чем у успешных людей, встречаются и у тех, кого называют неудачниками в жизни. И для тех и для других важно одно — они готовы проявить активность, если необходимо — даже гиперактивность, но только в условиях, гарантирующих результат, либо уж — в совершенно безнадежной ситуации, из которой нет другого выхода, кроме как в сумасшедшее по активности действие, характерное обычно для ситуаций «за пять минут до экзамена».

Все это относится к объяснениям того, что могло помешать людям, которые хотели видеть себя в бизнесе, сделать в этом направлении практические шаги. Но это же позволяет понять, что помогает на практике осуществить подобные действия тем, кто нашел-таки в себе силы реализоваться в бизнесе.

Это готовность быть активным, несмотря ни на что, действовать в соответствии с принципом «любой маломальский результат на пути к цели лучше отсутствия результата».

Успеха!     Игорь Иванов


Вопросы автору можно задать на форуме сайта http://fintraining.ru
Или по электронной почте: ivanov@stranzit.ru


Рекомендую подписаться на рассылки:


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.babki
Отписаться

В избранное