История Cisco хорошо известна. В 1984 г.
Сэнди Лернер и Лен Бозак объединили усилия для решения одной задачи. Им
нужно было обеспечить совместимость компьютеров школы бизнеса и инженерного
факультета Стэпфордского университета. Они создали маршрутизаторы, на скорую
руку подработали кое-какие программы и решили проблему. Благодаря этому
студенты школы бизнеса получили возможность посылать скабрезные анекдоты
студентам инженерного факультета с помощью компьютера. Прошло совсем немного
времени, и в двери Лернера и Бозака начали стучаться другие владельцы
компьютеров, нуждавшиеся в коммуникационном оборудовании. Тогда они создали
у себя дома мастерские, где сами собирали эти устройства, а источником
капитала служили их кредитные карточки.
К 1990 г. Cisco стала заметным игроком в
Кремниевой долине. Лернер и Бозак заключили договор с группой венчурных
капиталистов, которые сначала сделали компанию публичной, а потом избавились
от отцов-основателей. В начале 1990-х годов Бозак и Лернер разошлись. У них
не осталось компании, которую они основали.
Брак основателей оказался
неудачным, но компания преуспела, и стало понятно, что нужно предложить
рынку что-то еще кроме маршрутизаторов. Поэтому в середине 1990-х годов
Cisco начала
скупать компании, производившие цифровое коммуникационное оборудование. В
1993 г.
Cisco
приобрела одну компанию, в 1994 г. — три, в 1995 г. — четыре,
а в 1996 г. — семь, в том числе стоившую 4 млрд. долл. компанию
StrataCom
(крупнейшая на
тот момент покупка в истории Кремниевой долины). В 1997 г. Cisco купила еще 6 компаний, в 1998
г. - 9, в 1999 г. - 18 и в 2000 г. - 10. Всего было куплено 58 компаний.
Ребята из Cisco явно наслаждались процессом
скупки компаний. Идея была крайне простой. Клиенты больше не нуждались в
маршрутизаторах. Они искали решение своих коммуникационных проблем. А
поскольку любую проблему можно решить разными способами, Cisco стремилась предлагать как
можно более разнообразную продукцию. Иными словами, Cisco не была компанией,
поставляющей маршрутизаторы. Она представляла собой канал продажи цифровых
коммуникаций. Купив небольшую компанию, выпускающую полезное, но
малоизвестное устройство, она направляла его клиентам под своим брендом.
Продажи при этом могли буквально за ночь подскочить почти от нуля до небес.
Например, благодаря покупке одной компании, которая к моменту ее покупки
имела объем продаж 10 млн. долл., Cisco заполучила технологию, которая
через очень короткий срок стала приносить по 1 млрд. долл. в год.
Идея, конечно, замечательная, но
если покупать по две компании в месяц, маловероятно, что все они дадут столь
же поразительный прирост доходов. Большинство из них на деле оказались
совершенно никчемными. Выяснилось, что финансовые показатели очень сильно
зависят от методов учета.
Кроме того, цены компаний в
результате активной скупки поднялись до абсурдно высокого уровня. За
ArrozvPoint
было заплачено
5,7 млрд. долл. — непомерно много за компанию с отрицательной балансовой
стоимостью, не имевшую ни цента прибыли и с объемом продаж всего лишь 40
млн. долл. в год. Но что за дело до этого было ребятам из Cisco?Капитал компании
не имел отношения к реальным деньгам: это были «сертификаты Cisco»,
новая валюта,
предоставляемая замороченными инвесторами.