Подготовка к школе – ответственный момент как для ребенка, так и для родителей. Помочь будущему первоклашке чувствовать себя комфортно и уверенно в новом
для него месте хотят все мамы и папы. Ведь на хрупкие детские плечи ложится не только нагруженный книжками рюкзак, но и первая ответственность за собственные знания.
Многие родители и педагоги полагают, что для развития и подготовки дошкольника к школе достаточно научить его основам математики, чтения и письма. Хотя на самом деле, чтобы ребенок правильно понимал и усваивал эти азы, сначала ему необходимо развивать мышление, память, внимание, воображение, восприятие и речь. Самый лучший способ совершенствования этих процессов – развивающие упражнения. Они помогут вам заниматься с дошкольником и справиться с тем, что у него пока не получается. Кстати, Департамент образования не советует родителям
обучать малыша дома самостоятельно, если они не педагоги. Ведь не все родители знают, как правильно обучить ребенка, например, чтению. Гораздо лучше просто беседовать с ним обо всем на свете. Чем больше взрослые общаются со своими детьми, заостряя внимание на чем-либо, тем проще будет малышу развиваться дальше. А процесс обучения лучше оставить профессионалам – специалистам из центра развития, частным педагогам, воспитателям в детском саду, наконец. Важно
помнить, что подготовка к школе – длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы.
1. интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические
связи, развитие памяти, мелкая моторика); 2. эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями); 3. социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Что я должен знать?
Как известно, в первый класс принимают детей с 6,5
лет. В теории, ни читать, ни писать, ни тем более решать задачи ребенок, поступающий в школу, уметь не должен. Во всяком случае, школа не вправе отказать ребенку в реализации его права на обучение на том основании, что он чего-то не умеет, ведь задача школы как раз в том и состоит, чтобы всему перечисленному научить. Однако на практике оказывается, что
лучше ему бы все это уже уметь, поскольку иначе будет сложно угнаться за темпом обучения. Для того, чтобы помочь первокласснику не чувствовать себя неумехой, родителям следует ответственно отнестись к процессу дошкольной подготовки и не лениться заниматься с ребенком либо найти время и деньги, чтобы поручить это профессионалам.
Мнение специалиста:
– Как минимум, ребенок должен уметь считать в пределах 20, складывать, вычитать, читать (по слогам), уметь составлять
рассказ по картинкам, отличать времена года, знать свои имя, фамилию и отчество, а также имена, фамилии и отчества своих близких, знать свой домашний адрес. Если все это ваш малыш уже знает и умеет, можно купить книжку для подготовки к школе – таких сейчас много в книжных магазинах – и решать задания в игровой форме. Главное – не перетруждать ребенка, заниматься по чуть-чуть: маленьким детям сложно удерживать внимание. После занятий или в перерыве обязательно проводите физминутку. Не ругайте
ребенка, если у него что-то не получилось, хвалите за успех, ведь в 6-7 лет у ребенка формируется самооценка. Советую сходить в школу, в которую планируете отдавать ребенка (или в несколько школ), и поговорить с учительницей начальных классов о том, какие у них требования.
Вступительное собеседование
В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика собеседовать детей, поступающих в первый класс, чтобы иметь представление об общем уровне подготовки своих новых учеников (не принять малыша
в школу по результатам такого собеседования школа не имеет права!). Во время устной беседы с ребенком специалисты проверяют его навыки устного счета, умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи, смотрят, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль. Также обращают внимание на способность ребенка понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу, не отвлекаясь на второстепенные моменты.
Подготовить ребенка к этому собеседованию родителям, конечно, следует заранее. Важно помнить, что малыш нуждается и в психологической подготовке. Расскажите ему, как будет проходить собеседование, что ждет его на первой линейке и как вести себя на занятиях. Особенно важно сделать это родителям, чьи дети не ходили в детские сады.
Перед ребенком раскладывают несколько картинок с изображением хорошо известных ему действий. Например, на одной картинке изображено, как мальчик просыпается, на другой картинке – он умывается, на третьей – завтракает, а на четвертой картинке показано, как мальчик идет в школу. Картинки располагаются в произвольном порядке, а ребенку предлагают расположить их в той последовательности,
как совершаются эти действия. Затем ребенок должен обосновать, почему он расположил иллюстрации так, а не иначе. Последний этап упражнения включает в себя составление связного рассказа по серии картинок.
Упражнение на развитие творческого мышления
На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Надо дорисовать их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем рисовать можно как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном для ребенка повороте листа.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Наденьте на пальцы одной руки резинку для волос диаметром 4-5 см. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360о сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполните задание поочередно обеими руками.
Упражнение для тренировки мышления и сообразительности
Предложите ребенку игру – найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш»,
а ребенок придумывает, что им можно делать – писать, рисовать, использовать как палочку, указку, удочку и т.д.
Упражнение на развитие внимания
Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Отмечайте результаты в графике и проанализируйте их.
Упражнение на развитие памяти
Дайте ребенку на короткое время какой-нибудь предмет, пусть он изучит его, а потом спрячьте предмет за спину. Ребенок должен описать вещь как можно более точно.