Начинать приучать ребенка к горшку стоит после полутора
- двух лет, именно тогда прочно формируются процессы осознанного контроля над своими физиологическими процессами. Физиологами замечено, что у девочек привыкание к горшку, а значит, контроль над мочеиспусканием и дефекацией, происходит раньше и быстрее, чем у мальчиков.
Каждый ребенок индивидуален. Родители, наблюдая за малышом, не всегда могут поймать тот момент, когда можно отказываться от подгузников. Надо понимать, что как раннее, так и позднее приучение к горшку может негативно повлиять на психику ребенка и его физиологические процессы.
Начало контроля
Примерно с полутора лет у ребенка появляется очень важный физиологический навык – он начинает контролировать свои сфинктеры. Теперь его «дела» становятся не такими неожиданными как раньше. Но ребенок только начинает процесс контроля над собой, поэтому иногда случаются неожиданности: заигравшись или уснув, малыш может забыть попроситься
на горшок. С этого момента родители должны проявлять больше терпения к ребенку. За «дела» в горшок хвалить, а если малыш «растеряет» что-то по дороге, то ругать его не стоит. И вообще не стоит акцентировать внимание на этой сфере жизни ребенка,
чтобы не было никаких психологических проблем в будущем.
Признаки готовности ребенка к горшку:
Способность более полутора-двух часов оставаться сухим.
Появление режима дефекации, то есть, ваш ребенок какает в одно и то же время, например, утром.
Ребенок понимает, что означают слова «пописал» и «покакал».
Малыш знает, где и какие части тела у него находятся.
Он может как-то обозначить (словами или жестами) свое желание сходить на горшок.
Выражает недовольство, если он мокрый.
Вы заметили у ребенка готовность раздеться и одеться при возникновении позывов на горшок.
С чего начать?
Самое лучшее время для приучения к горшку – лето. В это время ребенок не замерзнет, если какое-то время походит мокрым, нет проблем с раздеванием, у родителей больше времени.
Начните с того, что снимете подгузники на некоторое время, примерно на полтора-два часа. Оденьте трусики или штанишки на ребенка. Ночью ребенку сложно контролировать естественные процессы, поэтому либо надевайте на него подгузник, либо сажайте на горшок каждые два-три часа. Непременно хвалите ребенка за то, что он сделал в горшок. Пусть он чувствует себя уверенно и комфортно. И ни в коем случае не злитесь и не ругайтесь, если малыш «промахнется» и уж тем более не акцентируйте внимания на неудаче.
Очень важно, чтобы сами взрослые понимали, что все, что делает ребенок – это не для того, чтобы понравиться взрослому, а лишь для чувства собственного комфорта. Иначе малыш закрепит в подсознании, что если он сухой, значит, он «хороший» и будет специально задерживать в себе кал или мочу, а тут уже и до Фрейда рукой подать.
Используйте только физиологические термины, описывайте явления правильно: нельзя произносить при ребенке грубые слова «зассыха», «ссун» и прочее. Пусть ребенок видит ваше уважительное и терпеливое отношение к процессу.
Лучше всего, если вы определите место для горшка в ванной комнате или туалете. Пусть у малыша прочно закрепятся представления о гигиене: горшок, туалетная бумага, мыло, вода – все эти средства находятся в определенном месте.
Многие родители озадачены выбором горшка. Не важно, каким он будет – большим или маленьким, с погремушками или без, все - равно в первое время горшок станет для ребенка игрушкой. И это не плохо! Таким образом, малыш привыкнет к этому предмету,
со временем с помощью взрослых начнет на него садиться.
Если вдруг …
Если вдруг приученный к туалетным навыкам ребенок начал «делать дела» не в горшок, значит,
сейчас у малыша не спокойный период в жизни. Чаще всего такие моменты связаны с болезнью или рождением нового члена семьи, переездом в другую квартиру. Проявите терпение и уважение к маленькому, не ругайте и не воспитывайте в нем чувство вины. Подождите какое-то время и ребенок снова начнет ходить на горшок.
На прогулку или в поликлинику берите с собой запасной комплект нижнего белья и одежды. Отведите ребенка в сторону и спокойно переоденьте его. Не ругайте малыша при других детях и уж тем более не ставьте других детей в пример своему. Помните, ваш малыш самый лучший!
В дошкольном учреждении, куда ходит ваш ребенок, оставьте запасной комплект белья, одежды и обуви – в столь юном возрасте мокрым может оказаться что угодно.
Возможны проблемы.
К садику как правило все дети умеют ходить в туалет. Если этого не произошло, то обратитесь к урологу или неврологу, вероятно у ребенка какие-то проблемы со здоровьем. Возможно, у малыша воспаление в мочевыводящих путях или неврологическая симптоматика. Врач проведет необходимые
исследования и назначит лечение.