Страдаете хроническими заболеваниями, гепатитом? Принимаете какие-нибудь лекарства?» - типичные вопросы гинеколога, которые задают любой женщине в женской консультации при установлении наличия беременности. Вопросы, неприятные, но, к сожалению, необходимые. От ответов на них зависит жизнь и здоровье будущего ребенка и его мамы. Однако есть способ предупредить подобные неприятности - планировать беременность. Это позволит не только избежать серьезных врожденных заболеваний у малыша и проблем в течение беременности
мамы
С чего начать? Итак, вы решили, что пора стать родителями. Если будущая мама не болела краснухой, то за три месяца до зачатия необходимо сделать прививку, поскольку заражение краснухой в первые 12 недель беременности грозит серьезными патологиями для ребенка. Также за три месяца следует отказаться от вредных привычек, причем как женщине, так и мужчине, поскольку никотин, смолы, канцерогенные вещества, алкоголь могут стать причиной задержки роста плода, и
ребенок может родиться с нарушениями функций головного мозга. Для профилактики врожденных заболеваний за два месяца до зачатия нужно начинать прием фолиевой кислоты, естественно, проконсультировавшись с врачом. Она продается в гранулах и содержится в некоторых продуктах: орехах, зеленом салате, семечках тыквы. Следующий шаг - посещение гинеколога и генетика. Акушер-гинеколог учтет ваш образ жизни, наличие предыдущих беременностей (выкидышей и абортов), родов, заболеваний, способов контрацепции,
сделает УЗИ органов малого таза и по итогам составит список необходимых обследований и анализов. В первую очередь нужно сдать анализы на диагностику инфекций и заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП): хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, токсоплазмоз, герпес, СПИД, гепатит В, сифилис, гонорею. Выявленные заболевания необходимо пролечить до наступления беременности, а затем пройти восстановительный курс и повысить иммунитет. Также нужно сдать мазок на флору, сделать УЗИ внутренних
органов, бактериальный посев. В том случае, если пара не может зачать ребенка, то обоим суп-ругам придется пройти обследование гормонов репродуктивной системы (прогестерон, тестостерон, пролактин, лютропин, эстрадиол)...
Часто родители и учителя первоклашек жалуются на плохую память малышей. Ребенок не помнит, что задано на дом, что нужно принести из школьных принадлежностей на следующий день и т.д. Но в то же время папы и мамы замечают, что их наследник(ца) великолепно запоминает рекламу или может точно пересказать очередной бразильский сериал. Дело в том, что в первом случае требуется произвольное запоминание, а во втором - действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе. Так что
же такое память? Это способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний и умений
Необходимую информацию можно помнить долго, всю жизнь - в этом случае говорят о долговременной памяти. Можно помнить несколько секунд - это время, за которое вы прочтете одно предложение, - здесь мы имеем дело с кратковременной памятью. Для того чтобы информация из кратковременной памяти перешла в долговременную, ее нужно повторять для заучивания. Можно помнить ощущения и образы, которые мы получаем благодаря нашим органам чувств: зрению, слуху, обонянию, вкусу, осязанию
.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях.
Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. В отдельных случаях, когда малыш пытается запомнить словесную информацию, он шевелит губами или повторяет про себя сообщение. Этот вид памяти имеет особенно большое значение для развития ребенка. Все, что известно дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в начальной школе.
Эмоциональная память - это память на эмоциональные переживания. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от него. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок. Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но он и
за день не может выучить, например, стихотворение. Дело в том, что от малыша требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса. Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здоровых детей.
Но самое главное для нас, что память ребенка можно развивать. Актеры, заучивающие наизусть много страниц текста, не родились с такими навыками, а приобрели его благодаря упражнениям. Для ребенка память - это основной способ познания и привыкания к миру. У разных детей главенствует либо зрительная, либо слуховая, либо моторная (запоминание движений) память. В зависимости от этого во время занятий более эффективно то показывать детям картинки, то объяснять и диктовать новый материал, то
просить ребенка самого обвести букву или воспроизвести изображение. Вот несколько игр и упражнений по развитию памяти, необходимых для успешного обучения в школе...
«А это - наша многодетная мама», - сказали про меня на встрече одноклассники. Сразу вспомнился фильм «Однажды двадцать лет спустя», где у героини целых десять детей, и тут же захотелось замахать руками: разве в сравнении с ней я многодетная?
Согласно официальной статистике, многодетной семья считается, когда в ней трое детей. По всей Москве сегодня - рекламные щиты, напоминающие, что таковых в России 6,6%. Наверно, это мало, ведь «порог» многодетности и так был снижен: раньше государство считало многодетными семьи с пятью и более малышами. Вот и у меня не всегда поворачивается язык назвать себя многодетной мамой - у меня четверо ребятишек. Запомнились слова патронажной сестры, которая пришла к нам после рождения четвертого
малыша: «Ну, теперь нужно пятого, ведь семья - это семь «я». Конечно, все это лирика, но, согласитесь, что трое или пятеро-шестеро - разница существенная. К тому же, это мое личное наблюдение, достаточно много семей с тремя детьми, в которых тот самый третий появляется, когда старшие уже подросли или «вылетели из гнезда». А это не совсем то же самое, когда трое малышей рождаются с небольшим интервалом. Особенности и проблемы у таких семей разные, и к «настоящим» многодетным ближе вторые; повторю, что это моя
личная точка зрения.
А вообще, не столь это важно. Важно, что появился на свет новый человечек - третий, четвертый, пятый... Неоспоримый факт - в подавляющем большинстве семей появление третьего ребенка является осознанным и желанным событием, а уж дальше - тем более. В этом я уверена.
Дойти до сути Мне всегда было интересно, почему та или иная семья вступила на тропу многодетности. Условно выделила четыре категории таких родителей:
«безответственные». Развивать тему не будем, лишь только посочувствуем их отпрыскам;
«энтузиасты». Типичный пример - Никитины. Люди, стремящиеся привнести в процесс воспитания новаторские идеи, живущие активно по принципу «выше, лучше, сильнее...»;
верующие - для них многодетность естественна и принимается с благодарностью, как дар Божий, а «жена... спасается чадо-родием»;
чадолюбивые - как правило, это «энтузиасты», пришедшие или приходящие к вере, понявшие, что чадолюбие - естественное и замечательное чувство, а без духовного стержня вырастить ребенка в наше время трудно. Все классификации, конечно же, несовершенны. У каждой конкретной семьи своя история, свои жизненные обстоятельства.
Реакция окружающих В целом она скорее со знаком «плюс», чем «минус». Люди радуются, улыбаются, расспрашивают. Неожиданно эмоционально выражают свое отношение представители сильного пола: могут низко поклониться от имени всех российских мужчин многодетной маме или даже ...подарить цветы! Встречаются, правда, среди окружающих недоумевающие: «А зачем вообще все это надо?» или жертвы стереотипов: «Удивительно, у вас все детки подстрижены, одеты чисто, учатся хорошо, как это так?» То
есть дети из многодетной семьи непременно должны ходить нестриженые и нечесаные, в рванье и быть двоечниками. Недавно похожий «допрос» устроила мне в поликлинике мама двоих сыновей, муж которой мечтал о третьем малыше, а она подвергала эту идею сомнению...