Управление "под микроскопом" Выпуск 4. Быть или казаться - 3
Читаю книгу К.С.Станиславского "Моя жизнь в искусстве".
Не могу не привести фрагмент из этой книги, который очень точно описывает то, с чего мы начали наше разглядывание "под микроскопом" механизмов управления и человеческого поведения. А именно - выбор "быть или казаться". Привожу здесь этот фрагмент. Может быть, он поможет нам точнее перейти к тому, что на эту тему происходит в офисе и что с этим делать.
Итак, Константин Сергеевич Станиславский:
«Мне было лет двадцать с небольшим, когда один солидный деловой человек сказал мне: «Для того чтобы составить себе положение, надо заняться каким-нибудь общественным делом: стать попечителем училища, либо богадельни, либо гласным думы». И вот с тех пор начались мои мытарства. Я ездил на какие-то заседания, старался быть импозантным и важным. Делал вид, что очень интересуюсь тем, какие кофты или чепчики сшили для старух богаделок, придумывал какие-то меры для улучшения воспитания детей в России, абсолютно
ничего не понимая в этом специальном и важном деле. С большим искусством, как актер, я научился глубокомысленно молчать, когда я ничего не понимал, и с большой выразительностью произностиь таинственное восклицание: «Да! Гм!... Пожалуй, я подумаю…» Я научился подслушивать чужие мнения и ловко выдавать их за свои. По-видимому, я так хорошо играл роль знатока своего дела, в котором ничего не понимал, что меня наперебой стали выбирать во всякие попечительства, учебные заведения и проч. Я метался, мне всегда было
некогда, я уставал, а на душе был холод, и окись, и ощущение того, что я делаю какое-то скверное дело: я делал не свое дело, и это, конечно, не могло дать удовлетворения; я делал карьеру, которая мне была не нужна. Тем не менее моя новая деятельность все больше и больше меня затягивала, и не было возможности отказаться от раз принятых на себя обязанностей…»
Вообще-то, у Станиславского есть и более глобальные размышления на тему "быть или казаться". Как он пишет, в первые годы его актерской, еще любительской, деятельности его долго мучала проблема - что делать на сцене. Он думал о том, как это должно выглядеть, а не чем это должно быть. И как сделать это таким, каким это должно быть. Поэтому он копировал манеры и черты любимых актеров, то одних, то других. Но от этого его игра не делалась лучше. Как мы видим, даже не сцене актер может казаться играющим
роль, а может ее играть на самом деле.
Думаю, что мы обязательно рассмотрим еще несколько фрагментов из этой книги "под микроскопом".