Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 115


Безопасность труда России
Выпуск № 115 от 24.04.2017 г.


Итоги III Всероссийской недели охраны труда.
Итоги III Всероссийской недели охраны труда

В Сочи прошла Всероссийская неделя охраны труда – глобальный форум по вопросам обеспечения безопасности на рабочих местах.

Неделя охраны труда проходила в соответствии с постановлением Правительства и была нацелена на продвижение передовых инновационных практик в сфере охраны труда, обмен международным опытом, обсуждение актуальных вопросов и выработку совместных трехсторонних решений по вопросам снижения травматизма, улучшения условий на рабочих местах, сохранения здоровья работников.

ВНОТ собрала 11 719 человек, что является абсолютным рекордом и говорит об успехе форума.

На 22 площадках главного медиацентра г. Сочи прошло 171 мероприятие, на которых выступили более 500 экспертов, в том числе 50 международных.

Свои официальные делегации направили Международная организация труда (МОТ; ILO), Международная ассоциация социального обеспечения (МАСО; ISSA), Международная ассоциация инспекций труда (МАИТ; IALI) и др.

В работе ВНОТ приняли участие международные эксперты из США, Германии, Великобритании, Нидерландов, Португалии, Сингапура, Китая, Малайзии, ЮАР, Республики Беларусь, Азербайджана, Казахстана и др.

Деловая программа включала в себя панельные дискуссии, круглые столы, обучающие лекции, мастер-классы, квесты, экскурсии, показательные выступления и др.

Генеральной темой Недели охраны труда стало формирование культуры безопасности производства как будущего сферы труда. Официальные представители Международной организации труда, Международной ассоциации социального обеспечения, ведущие мировые эксперты высоко оценили усилия Российской Федерации в развитии стратегии профилактики травматизма и несчастных случаев, внедрения системы превентивных мер и риск-ориентированного подхода как основы культуры безопасности на производстве.

Внедрение риск-ориентированного подхода, позволяет перейти от системы санкций к превентивной системе, также является частью государственной стратегии развития культуры безопасности на рабочих местах. Об этом много говорили в рамках мероприятий, организованных Федеральной службой по труду и занятости, в которых приняли участие официальные представители Международной ассоциации инспекций труда и Международной организации труда. Уже с 2018 года все плановые проверки Роструд будет осуществлять с применением данного подхода.

Развивать дальнейшее сотрудничество в области культуры безопасности и охраны труда, обмениваться опытом – эти намерения также легли в основу совместной декларации, высказанной официальными представителями делегаций стран экономик АТЭС, которые провели ряд мероприятий на площадке ВНОТ-17.

Дискуссии были инициированы Минтрудом, который в соответствии с межведомственным распределением обязанностей является ответственным исполнителем по вопросам сотрудничества в сфере развития человеческих ресурсов.

В рамках четырех сессий ведущие эксперты стран АТЭС представили свои национальные стратегии в области формирования культуры безопасности, ее продвижения на общегосударственном уровне и обучения осознанной безопасности. Дискуссии на эти темы будут продолжены в рамках высокого диалога АТЭС с участием российской делегации, которая готова представить и свой опыт, в том числе в части работы с молодежью и детской аудиторией по вопросам обучения, воспитания и привития принципов культуры безопасности труда.

Международная организация труда проявила серьезный интерес к работе молодежного форума «Инновационные проекты по охране труда, экологической и промышленной безопасности» и мероприятиям с участием школьников, проходившим в рамках Всероссийской недели охраны труда.

МОТ пригласила Россию представить программу этих мероприятий на XXI Всемирном конгрессе по безопасности и гигиене труда, который пройдет с 3 по 6 сентября 2017 года в Сингапуре.

Форум собрал более 200 студентов профильных вузов России, которые представили 70 проектов различных инновационных решений. В Российской Федерации это единственная образовательная площадка для молодых людей, позволяющая организовать многосторонний социальный диалог по вопросам обучения в сфере охраны труда и техносферной безопасности, повышения квалификации и компетенций, профориентации, роли молодежи в деле продвижения идей безопасного труда.

На проходившей в рамках ВНОТ выставке SAPE 2017 было заключено коммерческих контрактов более чем на 160 миллионов рублей.

В выставке приняли участие 150 российских и зарубежных компаний, свою продукцию они представили на 96 выставочных стендах.

Новое в законодательстве.
Новое в законодательстве

Для замены паспорта гражданина России не требуется представлять свидетельство о рождении.

ФМС России был утвержден Административный регламент по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации.

В нем в числе документов, необходимых для предоставления госуслуги, указано в т. ч. свидетельство о рождении. При этом не конкретизировано, для получения какой из двух госуслуг (выдача или замена паспорта) требуется такое свидетельство.

С учетом этого Верховный Суд РФ признает данную норму недействующей в той мере, в какой она позволяет относить названное свидетельство к документам, необходимым для замены паспорта.

В указанной части она противоречит Положению о паспорте гражданина Российской Федерации. Так, согласно ему свидетельство о рождении необходимо лишь для получения (выдачи) паспорта.

Решение Верховного Суда РФ от 20 марта 2017 г. N АКПИ17-78.

 

СПИД и вирусоносительство не могут являться основаниями для признания авиационного персонала, в том числе бортпроводников, негодными к профессиональной деятельности.

Верховный Суд признал недействующим пункт 42.1 приложения N 3 к Федеральным авиационным правилам "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50, в части признания бортпроводников негодными к работе при установлении у них СПИДа и вирусоносительства, за исключением случаев наличия медицинского заключения о невозможности осуществлять ими по состоянию здоровья эту профессиональную деятельность.

Верховный Суд РФ указал, в частности, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в пункте 3 Постановления от 12 марта 2015 г. N 4-П, применительно к ВИЧ-инфекции в настоящий момент мировым сообществом признано, что наличие таковой у лица не должно рассматриваться как условие, создающее угрозу для здоровья населения, поскольку вирус иммунодефицита человека, хотя он и является инфекционным, передается не в результате присутствия инфицированного лица в стране или при случайном контакте через воздух или общие носители, такие как еда или вода, а через конкретные контакты, которые почти всегда являются частными (заявление Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу и Международной организации по миграции об ограничениях права на передвижение в связи с ВИЧ/СПИДом, принятое в июне 2004 года).

Ссылка Министерства транспорта РФ на пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которому больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания, лица, контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, которые могут представлять в связи с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий опасность распространения таких заболеваний, а также работники, не прошедшие гигиенического обучения, не допускаются к работам, при выполнении которых осуществляются непосредственные контакты работников с пищевыми продуктами, материалами и изделиями, по изложенным выше мотивам была Верховным Судом РФ отклонена как основанная на ошибочном толковании норм права.

Судом отмечено, что доводы об участии бортпроводников в раздаче бортового питания не указывают на то, что такие работники осуществляют приведенную в названном Федеральном законе деятельность, связанную с особенностями изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий, которая может представлять опасность распространения заболевания.

По приведенным мотивам лишены правовых оснований и утверждения, что ограничения прав ВИЧ-инфицированных бортпроводников на допуск к работе необходимы в связи с их повышенным риском заражения инфекционными заболеваниями от больных пассажиров, а также ввиду их контактов с пассажирами при обслуживании, аварийно-спасательных работах, оказании первой помощи при заболеваниях, травмах.

При изложенных обстоятельствах пункт 42.1 приложения N 3 к Авиационным правилам признан не действующим со дня вступления настоящего решения Суда в законную силу в части признания бортпроводников негодными к работе при установлении у них СПИДа и вирусоносительства, за исключением случаев наличия медицинского заключения о невозможности осуществлять ими по состоянию здоровья эту профессиональную деятельность.

Решение Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N АКПИ17-31 «О признании частично не действующим пункта 42.1 приложения N 3 к Федеральным авиационным правилам "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", утв. Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50».

Законотворчество.
Законотворчество

Минтруд России предлагает увеличить величину прожиточного минимума за I квартал 2017 года.

Согласно проекту величина прожиточного минимума в целом по России на душу населения может составить 9909 рублей (в IV квартале 2016 года - 9691 рубль), для трудоспособного населения - 10701 рубль (сейчас - 10466 рублей), пенсионеров - 8178 рублей (сейчас - 8000 рублей), детей - 9756 рублей (в настоящее время - 9434 рубля).

По данным Росстата, индекс потребительских цен (ИПЦ) в I квартале 2017 года к предыдущему кварталу составил 101,2 процента.

Стоимость продуктов питания в составе величины прожиточного минимума на душу населения увеличилась на 2,3 процента.

Величина прожиточного минимума в целом по РФ предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ, обоснования устанавливаемого на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.

 

Проект

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от __________2017 г. № ______

МОСКВА

Об установлении величины прожиточного минимума
на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения
в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г.

 

В соответствии c пунктом 2 статьи 4 Федерального закона ‎"О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить величину прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г. на душу населения 9909 рублей, для трудоспособного населения  10701 рубль, пенсионеров  8178 рублей, детей – 9756 рублей.

2. Федеральной службе государственной статистики обеспечить официальную публикацию сведений о величине прожиточного минимума, установленной настоящим постановлением.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации                              Д. Медведев

 

Обязательное требование, не включенное в перечень нормативных актов, на основании которых проводятся проверки, не должно являться предметом государственного надзора, муниципального контроля.

Минюст предлагает закрепить требование об установлении исчерпывающего перечня нормативных актов, на основании которых проводятся проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Предусматривается, что перечень нормативных актов - это исчерпывающий список нормативных правовых актов и их структурных единиц, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного надзора, муниципального контроля, а исчерпывающий характер перечней нормативных актов означает, что обязательное требование, не включенное в такой перечень, не должно являться предметом государственного надзора, муниципального контроля.

Уточняется, что органы государственного надзора, органы муниципального контроля утверждают и обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" для каждого вида государственного надзора, муниципального контроля перечней нормативных правовых актов в соответствии с требованиями и порядком, установленными Правительством, а также соответствующих текстов нормативных правовых актов.

В случае выявления в ходе мониторинга внеплановых выездных проверок информации о том, что в предмет проверки входит соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, которые не включены в соответствующие перечни, органы прокуратуры принимают необходимые меры прокурорского реагирования с целью обеспечения федеральными органами исполнительной власти исчерпывающего характера таких перечней.

 

Проект

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ‎(Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2009, № 52, ст. 6441; 2010, № 18, ст. 2142; № 29, ст. 3601; 2011, № 30, ст. 4590; 2012, № 26, ст. 3446; 2013, № 49, ст. 6338; 2014, № 11, ст. 1092, ст. 1098; № 26, ст. 3366; № 42, ст. 5615; 2015, № 1, ст. 64; № 18, ст. 2614; № 29, ст. 4372; № 45, ст. 6207; 2016, № 18, ст. 2503; № 27, ст. 4210) следующие изменения:

  1. статью 2 дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:
    «5.2) перечень нормативных актов – составленный в установленном порядке исчерпывающий список нормативных правовых актов и их структурных единиц, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля;»;
  2. статью 3 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
    «3.1) исчерпывающий характер перечней нормативных актов, означающий, что обязательное требование, не включенное в такой перечень, не должно являться предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля;»;
  3. в статье 8.2:
    а) в части первой после слов «в целях» дополнить словами «открытости и доступности для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также»;
    б) пункт 1 части 2 изложить в следующей редакции:
    «1) утверждают и обеспечивают размещение на официальных сайтах в сети «Интернет» для каждого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля перечней нормативных правовых актов в соответствии с требованиями и порядком, установленными Правительством Российской Федерации, а также соответствующих текстов нормативных правовых актов;»;
  4. в статье 10:
    а) дополнить часть 11 пунктом 7 в следующей редакции:
    «7) проверка соблюдения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, не включенных в перечни нормативных правовых актов, за исключением случаев, если основанием такой проверки является информация, указанная в подпунктах «а», «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи.»; б) часть 19 изложить в следующей редакции:
    «19. Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.
    В случае выявления в ходе мониторинга информации о том, что в предмет внеплановой проверки входит соблюдение требований, установленных нормативными правовыми актами, которые не входят в соответствующие перечни, органы прокуратуры принимают необходимые меры прокурорского реагирования с целью обеспечения федеральными органами исполнительной власти исчерпывающего характера таких перечней.»;
  5. в пункте 5.1 части 2 статьи 14 после слов «актами, в том числе» дополнить словами «пункты перечней нормативных правовых актов либо»;
  6. в пункте 7 части 2 статьи 16 после слов «указанные нарушения» дополнить словами «, со ссылками на нормативные правовые акты и их структурные единицы, в которых закреплены нарушенные требования, а также на соответствующий пункт перечня нормативного правового акта»;
  7. статью 18 дополнить пунктом 2.1 в следующей редакции:
    «2.1) обеспечивать исчерпывающий характер перечней нормативных правовых актов, а также их последующую актуализацию;».

 

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после его официального опубликования.

 

Президент ‎Российской Федерации

Разъяснения федеральных органов исполнительной власти.
Разъяснения федеральных органов исполнительной власти

В соответствии с Трудовым кодексом все работники, в т. ч. руководители организаций и ИП, обязаны проходить обучение по охране труда, в т. ч. по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

Порядок такого обучения утвержден в 2003 г. постановлением Минтруда России и Минобразования России N 1/29. Так, в нем предусмотрено прохождение такой подготовки не реже раза в год для рабочих и раза в 3 года для руководителей и специалистов.

Минтруд России разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения. На их основе обучающие организации разрабатывают рабочие учебные планы и программы.

В 2016 г. введен в действие межгосударственный стандарт по организации обучения (приказ Росстандарта от 2016 N 600-ст). Он, в частности, предусматривает, что обучение приемам оказания первой помощи может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде спецкурса (тренинга).

Приказом Минздравсоцразвития России от 2012 г. N 477н утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень соответствующих мероприятий.

 

Письмо
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
от 11 апреля 2017 г. № 15-2/В-950
Об обучении работников оказанию первой помощи пострадавшим

 

Департамент условий и охраны труда рассмотрел письмо по вопросу, связанному с обучением по оказанию первой помощи, и сообщает следующее.

Согласно пункту 5.16 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 610, дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

В соответствии со статьей 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В рамках указанного обучения проводится обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее - Порядок), согласно которому, в частности, предусмотрено прохождение такой подготовки не реже одного раза в год для работников рабочих профессий и один раз в три года для руководителей и специалистов организаций в рамках специального обучения по охране труда.

Согласно пункту 2.3.4 Порядка Министерство труда и социального развития Российской Федерации разрабатывает и утверждает примерные учебные планы и программы обучения по охране труда, включающие изучение межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, других нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда.

Обучающие организации на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда разрабатывают и утверждают рабочие учебные планы и программы обучения по охране труда по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Обучение по охране труда руководителей и специалистов в организации проводится по программам обучения по охране труда, разрабатываемым на основе примерных учебных планов и программ обучения по охране труда, утверждаемым работодателем.

Приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 600-ст введен в действие «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (ГОСТ 12.0.004-2015), который предусматривает, в частности, что обучение работников приемам оказания первой помощи пострадавшим может проводиться либо в ходе инструктажей или обучения требованиям охраны труда, либо в виде специального обучающего курса (тренинга), посвященного только изучению приемов оказания первой помощи пострадавшим на производстве (пункт 12.3). Обучение приемам оказания первой помощи пострадавшим в виде специального обучающего курса (тренинга) проводится по учебным программам, разработанным и утвержденным организатором обучения.

Необходимо отметить, что правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ), которым так же определяется правовое положение участников отношений в сфере образования.

Так, в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Федеральным законом не установлено иное.

Вместе с тем, согласно статье 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н были утверждены перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.

При этом полагаем, что обучение работников оказанию первой помощи пострадавшим должно проводиться лицами, прошедшими специальную подготовку, позволяющую проводить данное обучение.

 

Заместитель директора
Департамента условий и охраны труда                              П.С. Сергеев

Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве.

Консультация.
Консультация

Муниципальное автономное учреждение использует в своей деятельности автомобили. Организация не занимается перевозкой грузов, багажа и т.д. Лицензии на осуществление перевозочной деятельности она не имеет. Осуществляется только перевозка пассажиров - своих воспитанников на различные мероприятия (соревнования). Функции диспетчера выполняет завхоз, назначенный ответственным лицом, он же осуществляет выдачу путевых листов.
Обязательно ли проводить обучение данного лица? Должно ли это лицо иметь разрешение на выпуск транспорта? Нужно ли ему проходить переаттестацию?

В рассматриваемой ситуации наличие у работника, отвечающего за безопасность дорожного движения, соответствующей квалификации и аттестации не является обязательным.

В соответствии с п.п. 1 и 2 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, утвержденного приказом Минтранса РФ и Минтруда РФ от 11.03.1994 N 13/11 (далее - Положение N 13/11), в целях определения пригодности к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств обязательной аттестации подлежат лица, занимающие в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, должности руководителей и специалистов, названные в Приложении N 1 к Положению N 13/11. В таком перечне указаны и диспетчеры.

В то же время из приведенных норм следует, что правило об обязательной аттестации распространяется, во-первых, только на работников организаций (их подразделений), которые осуществляют перевозку грузов или пассажиров, а во-вторых, только на тех из них, которые занимают должности, упомянутые в Приложении N 1 к Положению N 13/11.

Вывод о том, что обязанность прохождения лицом, ответственным за обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, распространяется на работников не всех организаций, эксплуатирующих транспортные средства, вытекает и из положений ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).

Дело в том, что данная статья выделяет две категории юридических лиц: юридические лица, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, требования к которым в части обеспечения ими безопасности дорожного движения предусмотрены п. 1 этой статьи, и юридические лица, осуществляющие перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в отношении которых п. 4 указанной статьи предусмотрен расширенный перечень требований к обеспечению безопасности дорожного движения. Сопоставление содержания данных норм свидетельствует о том, что обязанность назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, возлагается только на юридических лиц, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, а не на всех юридических лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

В Законе N 196-ФЗ и Положении N 13/11 не раскрывается, что понимается под осуществлением перевозок пассажиров и грузов. Однако анализ законодательства показывает, что под перевозками пассажиров и грузов автомобильным транспортом оно понимает перевозку юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании гражданско-правового договора пассажира и его багажа или груза, вверенного грузоотправителем, в определенный пункт назначения (ст.ст. 784-785 ГК РФ, п.п. 4, 12, 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном", Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).

Следовательно, можно сделать вывод, что аттестация, предусмотренная Положением N 13/11, обязательна только для организаций, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов на основании договоров перевозки. Организации, перевозящие пассажиров и грузы для собственных нужд, аттестовывать своих работников, в чьи должностные обязанности входит обеспечение безопасной эксплуатации транспортных средств, не должны. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление Верховного Суда РФ от 04.05.2016 N 3-АД16-1, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15.06.2016 N Ф03-2650/16 по делу N А51-25581/2015, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 05.06.2015 N Ф01-1863/15 по делу N А29-7388/2014).

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 N 287 профессиональных и квалификационных требований (далее - Квалификационные требования), предъявляемых к работникам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения.

Во-первых, из содержания п. 7 и п. 8 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств..., утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 11.03.2016 N 59, следует, что Квалификационные требования так же, как и Положение N 13/11, применяются только к работникам, которые принимаются на работу юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими перевозку пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. А во-вторых, из самого содержания Квалификационных требований следует, что они приняты, в том числе в соответствии с п. 4 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, который, как уже отмечалось выше, распространяется только на тех юридических лиц, которые осуществляют перевозку пассажиров и груза на основании соответствующих договоров.

Таким образом, для тех юридических лиц, которые производят перевозку пассажиров и грузов для собственных нужд, наличие у их работников, отвечающих за безопасность дорожного движения, соответствующего образования и (или) стажа работы, предусмотренного Квалификационными требованиями, также не является обязательным, что подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.01.2017 N 02АП-10770/16).

 

Эксперт Наумчик Иван

Транспорт.

 

В организации проходит специальная оценка условий труда. Работник уволился до утверждения ее результатов, при этом в карте специальной оценки условий труда указан СНИЛС уволенного работника. Необходимо ли в связи с невозможностью ознакомления работника с картой специальной оценки условий труда сделать в карте какую-то отметку в строке ознакомления?

В случае невозможности ознакомления работника с картой специальной оценки условий труда по причине его увольнения до утверждения результатов специальной оценки условий труда работодателю ничего делать не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда – комплекс мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. Таким образом, оценивается непосредственно рабочее место.

Работодатель обязан ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона №426-ФЗ), а работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда (ч. 2 ст. 5 Закона № 426-ФЗ).

Ознакомление работников с результатами специальной оценки условий труда обеспечивается работодателем в течение 30 календарных дней (исключая периоды болезни, командировки, отпуска, междувахтового отпуска) с момента утверждения отчета о специальной оценке условий труда комиссией работодателя (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).

Законодательством предусмотрено обязательное ознакомление работника с результатами специальной оценки условий труда только под подпись в карте специальной оценки условий труда, форма карты специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Законодательно не установлена обязанность работодателя делать соответствующие отметки в карте специальной оценки условий труда в случае увольнения работника. Если работодатель считает целесообразным, то он может поставить на данной карте отметку об увольнении работника, чей СНИЛС указан в карте, а также приложить копию приказа об увольнении, что также не будет являться нарушением трудового законодательства.

Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет привлечение к административной ответственности согласно ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, однако невключение в карту специальной оценки условий труда информации об увольнении работника нарушением не является.

 

И.А. Васильев
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Государственная инспекция труда в Челябинской обл.

Неизвестные факты об известных людях.
Неизвестные факты об известных людях

Далеко не все интересные факты об известных личностях являются широко известными. Предлагаем несколько весьма любопытных, но малоизвестных фактов об известных исторических личностях..

Альберту Эйнштейну однажды предложили стать президентом Израиля. Он отказался, сославшись на то, что вряд ли сможет решать дела государственного масштаба.

Когда Альберт Эйнштейн умер, его последние слова умерли вместе с ним, поскольку медсестра, которая в тот момент была рядом, не понимала по-немецки.

Автограф Юлия Цезаря стоит 2 миллиона долларов, однако, никто пока его не нашел.

Писатель Чарльз Диккенс всегда спал лицом на север, он полагал, что это поможет ему усовершенствовать свой писательский талант.

Три самых известных имени в Китае: Иисус Христос, Ричард Никсон и Элвис Пресли.

Юлий Цезарь начал носить лавровый венок на голове для того, чтобы скрыть начавшееся выпадение волос.

Дом, где Томас Джефферсон писал Декларацию Независимости США, сейчас является закусочной.

Последняя воля Альфреда Нобеля, в честь которого названа нобелевская премия, заключалась в том, чтобы его не считали пропагандистом насилия из-за того, что он изобрел динамит.

Бюстгальтер Мэрилин Монро, в котором она снималась в фильме «В джазе только девушки» был продан за 14000 долларов.

Первый председатель коммунистической партии Китая Мао Рзе-Танг (Mao Rse-Tang) перед приходом к власти занимал скромную должность помощника библиотекаря при университете Пекина.

Во время Первой мировой войны будущий Папа Иоанн XXIII служил сержантом в итальянской армии.

Ури Геллер, профессиональный иллюзионист и мистификатор, родился 20 декабря 1946 года. Когда вопрос касается происхождения его способностей, он утверждает, что они к нему пришли с далекой планеты Хува.

Джон Гленн (John Glenn), был первым американским астронавтом, достигшим орбиты Земли. Когда он вернулся из космоса, на него посыпалось 3529 тонн конфетти.

Во время своего правления Екатерина Первая издала закон, говорящий о том, что ни одному мужчине не разрешалось напиваться до 9 часов во время проходивших пиров.

Елизавета Первая приказала обложить налогом мужчин, носящих бороду.

Королева Елизавета Первая приняла закон, который обязывал всех, кроме очень богатых людей, по воскресеньем носить специальные головные уборы.

Один из свадебных подарков королевы Виктории представлял собой кусок сыра, весом в полтонны и диаметром в три метра.

Исаак Ньютон был одержим оккультными и сверхъестественными силами.

Мари Кюри, которая дважды была лауреатом Нобелевской премии, и которая обнаружила радий, не смогла стать членом престижной Французской академии только из-за того, что она была женщиной.

Джон Рокфеллер при своей жизни раздал на благотворительные цели более 500 миллионов долларов.

В особняке Джона Пола Гетти (John Paul Getty), одного из самых богатых людей в мире, был таксофон.

Уинстон Черчилль выкуривал в день не менее 15 сигар.

Леди Астор однажды сказала Уинстону Черчиллю: «Если бы вы были моим мужем, я бы подсыпала вам в кофе яд», на что он ответил: «Если бы вы были моей женой, я бы его выпил».

Государственный флаг Италии придумал Наполеон Бонапарт.

Единственный человек, день рождения которого является официальным выходным днем во всех штатах Америки – это Джордж Вашингтон.

У израильского царя Соломона было около 700 жен и сотни любовниц.

Английская королева Анна (1665-1714) пережила всех своих детей. А их у нее было 17.

Моцарт никогда не ходил в школу.

Литература гуманитарного направления.



В избранное