Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет магазин. Пособие для директора


Информационный Канал Subscribe.Ru

.Интернет-магазин. Пособие для директора"Интернет-магазин. Пособие для директора"
Рассылка сайта Oborot.ru
Выпуск N 210, 22.9.2004


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора:
Весь арсенал PR-методов
Статьи:
"Чёрный" PR приходит в Рунет
Использование анимации в веб-дизайне
Форум:
Поисковая оптимизация
Есть здесь люди имеющие свой merchant account?
Как клиент покупает?
Как найти курьера?
ozon: sucks-ass story
Идея есть - востребована ли она?
Черный список
Партнерская программа - нужны отзывы
Антикризисное управление - требуется увеличить продажи
Помогите найти конкурентов.
О рассылке:Oborot.ru рекомендует
Информация

ОТ АВТОРА

Уважаемые читатели!

В кругах, занятых в сфере интернет-коммерции, ух как много говорят об "Озоне". Кто бы мог подумать, что черный PR коснется и интернет-бизнеса? Хотя, почему бы и нет, ведь Сеть - весьма благоприятное для этого место. В случае с "Озоном" был продемонстрирован весь арсенал методов PR в Интрнете: и создание специального "промо"-сайта, и инициирование публикаций в прессе, и формирование мнения через форумы. Злонамеренность организаторов очевидна - даже если здесь и нету коммерческой подоплеки. Все это "разложить по полочкам" мы попытались в статье, которая предлагается вашему вниманию.

ПУБЛИКАЦИИ

"Чёрный" PR приходит в Рунет

В сентябре произошло знаменательное для Рунета событие – в коммерческом сегменте отечественного Интернета была проведена чуть ли не первая успешная, хорошо спланированная и реализованная акция по "чёрному" PR. Объектом атаки стал крупнейший книжный электронный магазин "Озон".

События развивались примерно по следующему сценарию:

  • Запущен сайт www.lohozona.ru, посвящённый "поучительным историям о российских лохотронах". По интересному стечению обстоятельств, большая часть материалов сайта посвящена именно "обману" со стороны "Озона". Комментарии к статьям тоже все как на подбор – обличают "продажную сущность" магазина. Сам сайт сделан довольно качественно, и визуально неплохо оформлен.

  • Рассылается спам, призывающий ознакомиться с тем, каким образом "Интернет-магазин "Озон" обманывает покупателей". Спам также выполнен качественно: никаких реальных обратных адресов, все ссылки ведут не на основной ресурс, а на его зеркало - loh0zona.com.ru. Также, начинается активная реклама сайта в баннерных сетях.

  • На ряде специализированных интернет-ресурсов появляются статьи и дискуссии в форумах, весьма схожие по стилю с обвинениями на lohozona.ru. Все комментарии, как правило, подписаны безликими "раями", "петями", "васями", не потрудившимися указать свои e-mail адреса. Пресс-служба "Озона" молчит.

  • Пресс-служба "Озона" выступает с заявлением, в котором категорически осуждается кампания, проводимая против магазина.

  • Публикации, посвящённые скандалу, появляются в федеральных офлайновых изданиях.

    В чём же дело?

    Разберемся, в чём же реально обвиняют "Озон". Может быть, это действительно не "чёрный PR", а раскрытие злонамеренного обмана со стороны магазина?

    Бизнес "Озона" состоит из двух основных частей: каталога и интернет-магазина. Каталог провёл своеобразную акцию по стимулированию потребительского спроса: была произведена почтовая рассылка. Рекламные материалы выглядели весьма впечатляюще: конверты, печати, надписи "Конфиденциально" и т.п. В сообщении сообщалось о факте выигрыша получателем "Первого приза в Большой Игре 2004 года". Далее, указывалось (дословно): "…сумма 170 000 рублей – Первый Большой приз в нашей Большой Игре 2004 года – также готова к вручению". Для получения призов предлагалось заказать товары из каталога. Естественно, далеко не каждый получатель этой рекламы замечал разницу между "Первым призом" и "Первым Большим призом" и, судя по всему, многие сделали заказ в надежде получить заветные тысячи.

    Рекламные материалы были составлены таким образом, что могли легко стимулировать "ошибочную" покупку. С моральной точки зрения такая акция выглядит не слишком хорошо, да и лояльных клиентов "Озону" не добавляет. Однако юридически акция кажется вполне правомерной: внимательный читатель мог легко понять, что к чему.

    Надо сказать, что на Западе подобная практика встречается довольно часто, там у клиентов уже выработался иммунитет к подобного рода рекламе. В России же такие предложения пока в новинку.

    Версии произошедшего

    Кто же стоит за реанимацией и раздуванием скандала, начавшегося еще весной? По словам директора Baring Vostok (ему принадлежат контрольные пакеты владельцев "Озона", ru-Net-Holdings и PPE Group) Станислава Федулова, которого цитируют "Ведомости", служба безопасности компании проводит расследование событий. Однако, судя по высокому качеству исполнения акции, следы найти вряд ли удастся. Поэтому, рассмотрим различные версии, выдвигавшиеся в средствах массовой информации и на различных интернет-форумах, а также перечислим все аргументы "за" и "против" каждой. Хотелось бы подчеркнуть, что эти возможные варианты развития событий являются не более чем версиями.

    Версия 1. Стихийное недовольство пользователей

    "За":

  • Некорректная реклама со стороны "Озона" действительно имела место;

  • Выступления отдельных пользователей по фактам этой рекламы появлялись и до запуска lohozona.ru.

    "Против":

  • Уж слишком хорошо организована акция, слишком законспирированы её непосредственные исполнители, чересчур качественно сделан сайт и одинаковы комментарии в форумах.

    Версия 2. Акция "заказана" холдингом eHouse

    "За":

  • "Озон" является крупнейшим и успешным конкурентом книжного магазина Bolero, входящего в eHouse;

  • Не так давно "Озон" начал торговать цифровыми камерами, DVD- и MP3-плеерами, и, похоже, планирует в дальнейшем расширять свой ассортимент за счёт "традиционных" для eHouse технически сложных товаров;

  • Баннеры, рекламирующие lohozona.ru, по словам представителей "Озона", демонстрировались в той же сети, что и баннеры с рекламой "Болеро".

    "Против":

  • Перед тем, как запустить такой комплекс мероприятий, представителям eHouse было бы не лишним просчитать, как именно ответит "Озон" на столь яростные атаки. А ответ вполне мог бы быть адекватным: идеально не работает ни одна компания, просчёты бывают у всех. И появление какой-нибудь "Клуба защиты прав покупателей в магазинах eHouse" вряд ли нужно компании;

  • Факт обращения баннеров в одной сети ничего не доказывает. Показы можно свободно купить на вторичном рынке;
  • Пресс-служба холдинга выступила с официальным заявлением о непричастности к событиям вокруг "Озона".

    Версия 3. Заказчики – магазины "второго" эшелона

    "За":

  • Книжные интернет-магазины "второго" эшелона вполне могли попробовать удовлетворить свои амбиции за счёт более крупного конкурента.

    "Против":

  • Прямой коммерческой выгоды для средних магазинов от этой акции не просматривается. Более того, "кризис доверия", вызванный сообщениями о "лохотроне", ударит не только по "Озону", но и по малоизвестным брендам ("если уж "Озон" обманывает, то остальные тем более...").

    Версия 4. "Озон" решил использовать столь нестандартный ход для саморекламы

    "За":

  • Акция широко освещается онлайновой прессой и офлайн-изданиями;

  • Первые дни, от пресс-службы "Озона" не было никакой реакции. Заявление магазина о текущей ситуации было обнародовано, когда скандал разгорелся в полную силу.

    "Против":

  • Последствия окажутся наверняка негативными для "Озона". Эффективность такого рода рекламы отрицательная.

    Хотя, можно сказать, что одним из "исполнителей" акции наверняка стал "Озон". Ведь это именно его реклама и недовольство ею пользователей послужила поводом для "нападения".

    Версия 5. Акция связана с возможным слиянием eHouse и "Озона"

    "За":

  • Официальные заявления представителей eHouse о ведении переговоров по этому вопросу;

  • Слухи о возможной покупке Amazon'ом одного из игроков российского рынка электронной коммерции (в августе Amazon объявил о намерении приобрести крупнейший китайский книжный интернет-магазин Joyo.com).

    "Против":

  • Менеджмент "Озона" отрицает факт ведения таких переговоров.

    Данная версия вполне имеет право на существование. Причем, если допустить факт проведения переговоров, снижение стоимости "Озона" – на руку eHouse. В срыве же сделки (под предлогом того, что недружественные действия исходят от eHouse) может быть также заинтересована одна из групп акционеров или, например, менеджмент магазина.

    Версия 6. Заказчик – один из многочисленных недоброжелателей компании

    "За":

  • Как у любой крупной компании, недоброжелателей у "Озона" немало. Это могут быть и уволенные по каким-либо причинам сотрудники, и партнеры, не удовлетворенные несправедливыми условиями сотрудничества – да кто угодно. Тем более, что, несмотря на идеальную организацию, бюджет этой акции мог быть вполне скромным.

    "Против":

  • Особенно "против" сказать нечего – мало ли что за "третьи силы" могут скрываться под определением "недоброжелатели.

    Плюсы сложившейся ситуации

    Как ни странно, но в сложившейся ситуации можно разглядеть и определенные плюсы. Основным можно назвать то, что коммерческие интернет-ресурсы, наконец, начали использовать в своей работе PR-технологии. Ранее за громким словом "PR" обычно скрывалась рассылка пресс-релизов по десятку отобранных адресов изданий.

    Здесь же нам демонстрируют весь арсенал методов: и создание специального "промо"-сайта, и инициирование публикаций в прессе, и формирование мнения через форумы.

    Надо надеяться, что коммерческие сайты задумаются о PR-поддержке своих ресурсов, причём не столько для "очернения" конкурентов, сколько для формирования благоприятного имиджа в глазах клиентов.

    Кто в минусе?

    Ясно, что, прежде всего, от скандала проиграл "Озон". Но есть ещё одна категория компаний, которым эта ситуация нанесёт существенный ущерб, тем более, если она получит продолжение. Это – небольшие и средние интернет-магазины, чьи названия не слишком известны массовому потребителю.

    Не секрет, что количество покупателей в Рунете существенно меньше общего числа пользователей. Одной из причин этого называют отсутствие доверия к незнакомым сайтам. Крупные магазины "зарабатывают" определённый кредит доверия проведением масштабных рекламных кампаний. Зачастую, именно от качества работы крупных магазинов зависит, будет ли пользователь и в дальнейшем покупать в онлайне или же пополнит ряды тех, кто уверен, что удаленная торговля – "это всё обман". Потому снижение доверия к такому известному магазину, как "Озон", не может не сказаться на доверии к интернет-торговле в целом и, в особенности, на доверии к небольшим магазинам. Впрочем, вряд ли организаторов кампании волновал столь "незначительный" побочный эффект.


    Использование анимации в веб-дизайне (7)

    Для презентационных сайтов, рассчитанных на пользователей с качественными линиями связи, анимация в веб-дизайне просто незаменима. Но давайте попробуем разобраться в целесообразности использования анимированных картинок на сайтах информационной направленности...>>>



  • ФОРУМ

    Поисковая оптимизация

    Чтобы так не мучаться, надо доверять работу профессионалам. Оптимизация не должна мешать содержимому сайта, вернее, второе должно помогать первому.
    ..>>>


    Есть здесь люди имеющие свой merchant account?

    Paypal - это головная боль. Я имею там открытый аккаунт, верификацию делал на банковский счет друга из Штатов. В какой-то прекрасный день им захотелось проверить мою личность, для чего теперь я им должен факсануть водительские права или еще какие бумажки. Естественно я делать этого не стану, там же будет написано что я из запрещенной страны, и мелкий обман откроется ;) В результате счет заморожен и потеряно примерно 30 баксов. Не так много, но все равно жалко.
    Кстати, они ведут трекинг IP, откуда на свой аккаунт заходишь, и в случае чего требуют дополнительную проверку. Видимо, это и вызвало "заморочки".
    Скажу более, процент недовольных американцев PayPal-ом тоже довольно велик, многим они бизнес пошатнули. Так что не делайте на них ставку ради мерчанта, кредиток и т.п. ...>>>


    Как клиент покупает?

    У меня ситцация складывается следующим образом. Клиент на 99% знает, какая модель ему нужна. Если этой модели нет в наличии, то очень сложно, практически не возможно, переубедить клиента купить аналогичную модель. Заказы происходят в 95% через телефон. Клиенты хотят убедиться в гарантии, комплектации, так как смущают низкие цены....>>>


    Как найти курьера?

    За 50 рублей Вам никакой способ поиска не поможет... Хотя, если из 50 рублей за ходку вычитать у бедного курьера еще и за проезд;) то можно очень хорошо сэкономить (примите на вооружение)!

    А вообще-то, полистайте архив, где-то был топик, в котором эта тема обсуждалась. Там, кстати, и реальные цены были указаны на подобные услуги......>>>


    ozon: sucks-ass story

    Еще раз уточню. Интернет-магазин "Озон" - это часть бизнеса ООО "Интернет-Решения". Другая часть бизнеса - продажа товаров по почтовому каталогу. Организационно, процессы обработки заказов по почтовому каталогу и по интернет-магазину почти не связазны. Я говорил про инфраструктуру именно интернет-магазина "Озон". 1500-2000 заказов в сутки - это именно заказы, сделанные через www.ozon.ru.

    Возможно, сам "Озон" неправильно поступает, когда не рассказывает подробно про свой склад и про процедуры обработки заказов - поверьте - там есть на что посмотреть. Одно то, что в складском комплексе "Озона" существует специальное отделение Почты России (индекс-127092)- только для обработки заказов интернет-магазина "Озон" - о многом говорит.

    Обо всем об этом официально много раз писалось ( например здесь - http://www.pressroom.ru/default.asp?CompanyID=1235 ). Но не смотря на то, что одним из аудиторов "Озона" является компания "Делойт энд Туш", на этом и других сайтах регулярное появляются сообщения городских сумашедших про накрученные счетчики, дутые пресс-релизы, фальшивые цифры и т.д.

    Я думаю, что пресс-службе "Озона" есть еще над чем поработать....>>>


    Идея есть - востребована ли она?

    =Максим
    На какой рынок будет направлен магазин?
    Какая потенциальная аудитория? (Россия или больше?)
    В целом, идея достаточно стара и имеет множество воплощений.
    Всё сводится к:
    1. количеству посещений потенциальных покупателей
    2. хорошему описанию товара
    3. наличию продавцов с нормальными ценами и рейтингами.

    В настоящее время мы заканчиваем работу над подобным проектом (www.smarterdeals.com)
    ..>>>


    Черный список

    Черный список "неблагонадежных" покупателей? Глупость какая. Впрочем, наверное, это одна из особенностей русского менталитета: рассматривать всех окружающих, как скрытых, замаскированных врагов.

    Интернет-коммерсантам:
    Если вы занялись электронной коммерцией или вообще коммерцией, то вам надо принять безусловно, без обсуждения, как точку отсчета, одно правило: ПОКУПАТЕЛЬ ВСЕГДА ПРАВ, даже, если вам кажется, что это не так. Если вы не можете принять это правило - не занимайтесь коммерцией, идите работать по найму....>>>


    Партнерская программа - нужны отзывы

    Чтобы раскрутить надо создать ажиотаж вокруг вашей "партнерки".

    Выходите к массам вебмастеров и рекламируйте себя!
    Первое время работайте индивидулаьно с нишевым вебмастером для привлечения, а потом, если "партнерка" выгодна для вебмастеров - они сами попрут косяками.

    Но мне кажеть, что в Рунете пока выгодны "партнерки" по элементарному выкупу нишевого трафика.
    ..>>>


    Антикризисное управление - требуется увеличить продажи

    Попробуйте развить направление б/у телефонов. Рекламируйте эту услугу - на Вашем сайте люди могут купить б/у телефон без посредников, т.е. посредством доски объявлений. Вы ничего не потеряете, но получите трафик....>>>


    Помогите найти конкурентов.

    Я бы еще порекомендовал зайти в ближайший магазин по продаже компакт-дисков (ну, скажем на перекрестке каких-нибудь улиц в Вашем городе). Потратить пару кусков на бизнес-софт, вытащить оттуда несколько ссылок на производителя и заняться самым интересным - исследованием. По-моему Вы именно этот путь ищите?!...>>>



    О РАССЫЛКЕ

    Oborot.ru рекомендует
    Рассылки Subscribe.ru
    Вестник электронной коммерции
    Если вы не хотите отстать от конкурентов, читайте "Вестник электронной коммерции". Единственная новостная лента, объединяющая новости оффлайновой торговли с новостями электронной коммерции.
    Рассылки Subscribe.ru
    Интернет магазин. Пособие для директора
    Оригинальные авторские материалы, аналитика рынка, статьи по электронной коммерции. Идеи по развитию электронных магазинов. Самые интересные постинги форума Oborot.ru. Внимание! В рассылке публикуются полные тексты статей и дискуссий.
    Рассылки Subscribe.ru
    Е-коммерция для занятых и ленивых
    Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной коммерции и торговли за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.



    Информация
    Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
    Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
    Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.

    © Oborot.ru 2001 - 2004 гг. Замечания и предложения направляйте на info@oborot.ru

    http://subscribe.ru/
    http://subscribe.ru/feedback/
    Подписан адрес:
    Код этой рассылки: economics.icommerce.oborotarticles
    Отписаться

    В избранное