Электронный магазин Hfree.ru и каталог PriceGrabber.ru
провели опрос с целью оценить текущую покупательскую активность российских
пользователей Сети. Как выяснилось, респонденты не очень доверяют сетевым
платежным системам. За последний месяц 24% участников опроса потратили
в Интернете сумму до 100 долл., 26% - от 100 до 500 долл., и еще 6%
- более 500 долл. Сомневаются по поводу возможности онлайновых покупок
44%, создавая для интернет-магазинов обширное поле деятельности по привлечению
потенциальных покупателей. Авторы опроса предполагают, что одной из
главных причин сомнений является недоверие к онлайновым платежам - только
24% респондентов отдают им предпочтение. Кредитными карточками пользуются
при оплате товаров в Сети 12% респондентов, Webmoney - 8%, "Яндекс
Деньги" - 4%, E-port - 2%, Cyberplat и "Кредит Пилот"
- по 1% ("Рапида" в список систем почему-то не попала). 55%
платят наличными, а 17% - наложенным платежом. Интересно, что 12% не
только никогда не покупали в интернет-магазинах, но и не собираются
(!) этого делать. Постоянно делают покупки 34% опрошенных, иногда покупают
в Сети 9%. Правда не следует забывать о том факте, что опрос проводился
всего лишь на двух сайтах. Его результаты очень показательны именно
для двух ресурсов, но речь не идет о высокой степени репрезентативности
в масштабах всего Рунета.
Андрей Верещагин, руководитель отдела электронного
бизнеса торговой сети "М.Видео" на семинаре РОЦИТ "Интернет-магазины:
выживание и процветание", сообщил данные об обороте магазина. По
его словам, оборот интернет-магазина "М.Видео" в первом полугодии
2003 года составил 3 млн. долларов США.
По словам г-на Верещагина, финансовые результаты www.mvideo.ru свидетельствуют
об успешном развитии онлайнового направления - за весь 2002 год покупатели
заказали через интернет-магазин техники на 4 млн. у.е. В компании надеются,
что месяцы с июля по декабрь окажутся для электронной торговой точки еще
успешнее.
До этого о своих оборотах и финансовых результатах открыто говорили два
магазина. Так, по итогам 2002 года общий объем продаж интернет-магазина
OZON составил 3,85 млн. долларов США, а оборот www.003.ru в 2001 году-
2,25 млн. долларов.
Стоит ли воспринимать это как переход к открытости или очередной PR-ход
покажет время.
Gartner o web-службах и поисковиках. Jupiter о контекстной
рекламе
С точки зрения аналитиков Gartner, Web-службы
достигли той степени развития, когда предприятия, избегавшие рисков,
консервативные или по иным причинам не заинтересованные в экспериментах
с новой технологией, могут начать внедрение Web-служб для стратегического
применения. Недавно проведенные опросы показывают, что хотя значительная
доля предприятий экспериментировала с базовыми составляющими Web-служб,
такими как SOAP, многие все же этого еще не делали. Еще больше тех,
кто остановился на SOAP. Одна из причин выжидательного подхода состоит
в затруднительности оценки возврата на инвестицию (ROI) в новую технологию.
При расчете долговременного ROI аналитики рекомендуют ориентироваться
на следующую последовательность поэтапного внедрения Web-служб: первоначальные
инвестиции тактического назначения быстро приносят краткосрочную выгоду;
дальнейшие потребуют больше ресурсов, и на немедленную окупаемость рассчитывать
не стоит, хотя подобный опыт приносит необходимые знания относительно
трудностей внедрения и управления множеством разнородных служб. Свыше
20% предприятий воздержатся от разработки стратегии в отношении Web-служб
до тех пор, пока невозможно будет оценить ROI, несмотря на то, что подобное
промедление с вероятностью 0,7 отрицательно повлияет на конкурентоспособность.
Предприятия, получившие опыт применения Web-служб до конца 2004 года,
достигнут долговременной окупаемости быстрее остальных.
Трудно переоценить роль поисковых систем, как самостоятельных, независимых
от инфраструктуры, продуктов, закрепившуюся с тех пор, как Web стала
эффективным средством нахождения нужной информации. Широта решений данной
проблемы, предлагаемых поисковыми технологиями, обеспечит сохранение
спроса на них в ближайшее время, но не гарантирует успеха индивидуальным
производителям. Бизнес корпоративных поисковых систем испытывает значительное
ценовое давление и характеризуется нестабильностью. В числе производителей
Gartner выделяет шесть отличающихся дальновидностью и двух лидеров:
Verity и Autonomy. Последние являются поставщиками технологий широкого
профиля, подходящих для различных проектов, включая управление знаниями
и системы самообслуживания клиентов. К числу дальновидных фирм, выпускающих
продукты широкой специализации, отнесены Fast Search, Transfer и Convera.
В свою очередь iPhrase Technologies, InQuira и Endeca Technologies предлагают
узкоспециализированные технологии. Цены на продукты перечисленных компаний
в значительной степени варьируются, и отдельные производители пользуются
моделью расценок, основанной на поощрениях, расчитывая на завоевание
нового рынка в условиях экономического спада. Предприятия, готовые уделить
собственные ресурсы разработке и сопровождению, смогут найти менее дорогие
подходящие для себя альтернативы.
Согласно прогнозам исследовательской фирмы Jupiter Research, в нынешнем
году оборот американского рынка контекстной рекламы (рекламы в результатах
поиска) достигнет 1,6 млрд. долл., что на 50% больше, чем в 2002 г.
Экспертами также отмечается тенденция прихода в данный сектор крупных
компаний, хотя ранее механизм контекстной рекламы использовали (как
и в России) фирмы с довольно скромными маркетинговыми бюджетами.
При этом, сегмент традиционной баннерной рекламы, несмотря на относительно
небольшой – около 6% (до 3 млрд. долл.) – спад в нынешнем году в дальнейшем
тоже будет развиваться достаточно высокими темпами – 15% в 2004 г.
В целом, оборот на американском рынке онлайновой рекламы в 2003 г. вырастет
на 10%, до 6,3 млрд., а к 2008 г. достигнет 14,8 млрд. долл. и составит
порядка 6% всего рекламного рынка.
Напомним: объем отечественного интернет-промоушна был оценен специалистами
Российской ассоциации рекламных агентств в 8 млн. долларов (за первое
полугодие 2003 г.), или чуть меньше 0,7% от общего объема рынка. Неизвестно,
вошли ли в эту сумму доходы компаний от контекстной рекламы, однако, судя
по всему, этот вид продвижения популярен и в России - для "Яндекса"
размещение оплаченных ссылок в службах "Директ" и "Маркет"
является одной из основных статей дохода.