Сегодня я хотел затронуть одну важную тему из арсенала толкового руководителя – управление конфликтами в коллективе. Это одна из тех многих полезных вещей, которые я вынес с тренинга Александра Харитона "Профессиональные секреты эффективных руководителей". В прошлых выпусках я обещал поделиться интересными находками
с этого тренинга – время исполнять обещания.
Почему я ненавижу конфликты?
Это потеря времени
Это негативные эмоции
Это портит атмосферу в коллективе
Это еще как минимум 5-7 вещей, которые можно записать в этот список, но...
Почему я люблю конфликты?
Это позволяет узнать противоположные точки зрения
Конфликт проверяет на прочность любую теорию, на вменяемость любых людей, на ответственность лидеров и псевдолидеров
Горячее выяснение позиций позволяет по-новому увидеть своих сотрудников и разгоняет корпоративное болото конформизма, приторной деловой этики
Конфликт всегда встряска. Она бывает необходима для роста, для внедрения изменений и просто для того, чтобы вспомнить что-то важное. Например, то, а зачем мы собственно занимаемся своим делом?
Конфликт обоюдоострое оружие, которое также может причинить огромный вред. Испортить отношения на работе, снизить пресловутую эффективность труда, да и просто – вымотать всем нервы.
На этот счет мне понравилась фраза в тренинге для руководителей А.Харитона:
– Чем отличаются 20 пауков в одной банке от 20 сотрудников в одном отделе?
– Пауки могут съесть друг друга, но банка останется цела, а сотрудники сами останутся целы, но могут разнести вдребезги не только отдел, но и всю компанию.
Чем обернется конфликт в каждой конкретной ситуации? Зависит от того, кто им управляет или не управляет. Да, я хочу снова сказать, что это ответственность руководителя.
Теоретики и практики управления конфликтами различают все способы управления конфликтной ситуацией на две категории: структурные и межличностные. Как понятно из названия, категории указывают на корни конфликта.
Простые правила для решения структурных/организационных конфликтов
Требуйте понятного! Сотрудники должны четко понимать каких результатов от них ждут, чем они могут располагать для достижения целей, кто и за что отвечает в различных ситуациях. (Какие ошибки можно сделать при постановке целей – это отдельный блок, который подробно рассматривается в тренинге)
Все в проект! Ставьте задачи, требующие проектного подхода. Чем чаще для решения той или иной задачи потребуется вовлечение в командную работу сотрудников разных отделов/структур, тем эффективней будет их взаимодействие. Это настоящее командообразование в отличие от веревочных курсов и корпоративных попоек.
Возьмите мишень побольше! Чаще говорите о целях компании, а не конкретного подразделения. В конце концов все отделы должны работать на конечную цель бизнеса в целом. Пусть цели компании станут неизбежным фильтром при принятии решений и при их обсуждении.
Бейте рублем и не скупитесь на пряники! Необходимо поощрять вклад сотрудников в улучшение межфункциональных и межструктурных задач. Тот, кто подходит к решению задач в компании комплексно, должен быть соответствующе поощрен. Неконструктивные группы не должны поощряться. Все просто.
Что делать с межличностными конфликтами
Есть пять основных стилей разрешения конфликта:
Уклонение от конфликтных ситуаций и часто от развития
Сглаживание проблемы, что по сути является ее утаиванием
Авторитарное принуждение к своей точке зрения, что убьет инициативу и вызовет скрытое возмущение
Компромисс – часто мешает разобраться в сути проблемы и не приводит к ее решению
Искреннее решение проблемы с принятием расхождения во взглядах, как неизбежного результата того, что у всех людей есть разные точки зрения
О чем стоить помнить?
Если у вас в коллективе нет конфликтов – либо вы задавили проявление мыслей, отличных от ваших. Либо пора пустить в коллектив новую кровь с новыми идеями. Возможно пора по-новому и всерьез задуматься о развитии. Кто-то расслабился и погряз в текучке.
Если конфликты раздирают ваш коллектив, то пришло время задуматься о развитии собственных коммуникационных навыков. Хорошая идея выполнять руководящую работу в полном объеме, а не занимать должность. Если не хватает инструментов для направления конфликтов в конструктивное русло, то время готовиться к созданию подразделения с нуля. Опять.
Конфликт – это всего лишь отстаивание своей точки зрения, которая отличается от позиции оппонента. Это также может быть всего лишь одной из граней серьезного рабочего процесса и средством выжигания слабых решений.
Но конфликт всегда должен быть управляемым. Явно или нет. Вы всегда должны знать в какой стадии конфликт и к чему он ведет. И если он не ведет к решению задач бизнеса...
Ответ вы уже знаете.
Напоминаю, что Александр Харитон проводит в июне два своих тренинга:
Это не волшебная таблетка за один день решающая все проблемы (хотя там есть достаточно инструментов в разы повышающих результаты труда). Это только начало обучения – каждый участник сможет после тренинга в течение 30 дней получать бесплатную консультационную поддержку специалистов нашей компании, в том числе и Александра Харитона по тематике тренинга.
Также каждый участник этих тренингов получит бесплатное приглашение на участие в 2 дистанционных курсах по продажам и управлению, которые стартуют у нас в июле. Каждый будет стоить в районе 6000-7000 руб.
Начало записи на дистанционный курс будет объявлено в начале июня, а зарегистрироваться на тренинги Александра Харитона и получить дистанционные курсы бесплатно можно уже сейчас по ссылкам выше.
Кстати, надеюсь не надо говорить, что если в процессе конфликта пошло обсуждение личностей конфликтующих, а также посыпались подробности сексуальной жизни родственников и откровенные маты, то сие действо уже не надо считать конфликтом? ;)
Но о том, как правильно увольнять сотрудников мы поговорим в следующий раз.
Удачи!
Жду Ваши вопросы и жду лично Вас на тренингах.
С уважением, Сидельников Андрей Викторович
Управляющий партнер Компании HR-Эксперт www.HRexpert.ru
P.S.
Вниманию москвичей! Мы тут пообщались с коллегой – директором по персоналу – и она рассказала о своем хобби – она умеет шикарно упаковывать подарки. В мая она проводит мастер-класс – это займет два вечера 25 и 27 мая с 18:00 до 21:00 в районе м.Щукинская. Не знаю как вы, а я планирую туда сходить и научиться упаковывать красиво подарки своими руками!
Заодно познакомлюсь и приятно пообщаюсь с коллегами по цеху и просто приятными людьми.
Стоимость там символическая, поэтому смело зову желающих с собой:
Пишите на info@hrexpert.ru свои контакты (имя и телефон) с пометкой "Я с вами упаковывать подарки" – дальше скоординируемся!
Массовое сокращение без последствий для компании
Сокращение штата для многих организаций города становится вынужденной мерой, а порой единственным вариантом выживания в сложной экономической обстановке. Избежать претензий со стороны Комитета по труду и занятости, а также прокуратуры в незаконном высвобождении поможет соблюдение установленных для таких случаев правил.
Откуда берутся "лишние" люди
Проекты по организационному развитию, реинжирингу бизнес-процессов, оптимизации организационно-функциональной структуры зачастую поражают тем, какое количество сотрудников на поверку оказывается "лишним" для качественного выполнения реальной работы.
Неполное рабочее время: исправляем нарушения
В нынешних условиях перевод сотрудников на режим неполного рабочего времени практикуется компаниями достаточно часто. Однако сама процедура установления неполной занятости с точки зрения закона не всегда выполняется безупречно.
Сокращение или увольнение сотрудника по соглашению сторон. Что выбрать?
В условиях финансового кризиса большинство компаний сокращают количество сотрудников. Осуществить эту процедуру можно двумя способами. Путем сокращения численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо увольнением по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ). Свои плюсы и минусы есть у каждого варианта.
Кадровый перебор
Рынок услуг по подбору персонала – отличный индикатор экономики. За годы, предшествовавшие кризису, он вырос в 10 раз, зато сегодня упал примерно втрое. Офисный планктон сам плывет в руки работодателей, без посредников. Рекрутинг умер? Как бы не так!